Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биографии

Игорь Стравинский

Тип: реферат
Категория: Биографии
Скачать
Купить
Игорь СтравинскийРусский композитор, дирижер (1882-1971)Большую часть жизни Стравинский провел вне России, но никогда не переставал быть русским композитором. Он черпал вдохновение в русской культуре и русском языке. И он приобрел подлинно мировую славу. Имя Стравинского было и остается на слуху даже у тех, кто мало интересуется музыкой. В мировую историю музыкальной культуры XX века он вошел как великий мастер соединения музыкальных традиций современности и седой древности.Игорь Федорович Стравинский родился в 1882 году в Ораниенбауме, ныне — Ломоносов. Его отец, Федор Игнатьевич, был певцом, выдающимся солистом Мариинского театра. Семья Стравинских жила в Петербурге на Крюковом канале, рядом с театром. В доме часто собирались выдающиеся творцы: композитор Римский-Корсаков, балетмейстер Петипа, писатель Достоевский и многие другие корифеи русского искусства. Игорь Стравинский рано заинтересовался музыкой — правда, всерьез его музицирование долго никто не принимал. Дело в том, что он любил импровизировать. Уроки игры на фортепиано Игорю давала Л. Кашперова, ученица Рубинштейна. Л. Кашперова относилась к импровизации отрицательно, как к какой-то забаве, отнимающей время у серьезного и проверенного обучения при помощи фортепианных этюдов.После окончания гимназии Игорь Стравинский поступил на юридический факультет Петербургского университета. Музыкой он по-прежнему занимался лишь в свободное от учебы время, свои сочинения никому не показывал и на публике не исполнял. В университете Игорь Стравинский подружился с Владимиром Римским-Корсаковым, сыном знаменитого композитора. При посредничестве нового товарища Игорь показал свои творения великому Н. Римскому-Корсакову. Тот слыл человеком прямым и сразу не стал хвалить молодого автора, однако отметил его безусловный талант и согласился периодически просматривать все последующие сочинения. Так Игорь Стравинский стал учеником одного из величайших музыкантов мира.Занятия проходили в неформальной обстановке. К Римскому-Корсакову захаживали его приятели по «Могучей кучке», и вполне вероятно, что под влиянием этих встреч и были написаны первые заслуживающие внимания произведения молодого Стравинского. В 1907 году он написал Первую симфонию, в которой заметны следы влияния А. Глазунова. Далее была сюита «Фавн и пастушка», написанная на стихи А. Пушкина, которая отмечена явным влиянием К. Дебюсси. Импрессионистскими признаны и «Фантастическое скерцо», и фантазия «Фейерверк», последовавшая за «Фавном и пастушкой».В 1908 году умер Н. А. Римский-Корсаков. Стравинский тяжело пережил смерть учителя, испытывая к композитору почти сыновнюю любовь. Памяти Римского-Корсакова он посвятил «Траурную песнь» для оркестра. Это произведение прозвучало всего один раз и кануло во времени: до сих пор не найдены ни партитура, ни оркестровые партии.Кто знает, как сложилась бы дальнейшая жизнь Стравинского, если бы не знакомство с С. Дягилевым, неутомимым пропагандистом русского искусства за рубежом. В начале XX века Дягилев возглавил журнал под названием «Мир искусства». Считая, что о русском искусстве знают на Западе непозволительно мало, он отправился в Париж и организовал там цикл симфонических, оперных и балетных концертов, которые он назвал «Русские сезоны». Дягилев приглашал оперные и балетные труппы, организовывал показ лучших спектаклей. Благодаря Дягилеву, Запад открыл для себя Шаляпина, Ершова, Анну Павлову, Карсавину, Нижинского... Дягилев искал яркий, причудливый балет, написанный на сказочный сюжет, балет, в котором четко проявлялось бы русское начало. Он заказал такой балет композитору Лядову, однако тот почему-то медлил. Времени оставалось мало, и Дягилев рискнул, обратившись к молодому Стравинскому.Премьера «Жар-птицы» состоялась в Париже 25 июня 1910 года и принесла Игорю Стравинскому мировую славу. Критика отметила преемственность некоторых идей композитора с идеями позднего Римского-Корсакова («Кащей Бессмертный», «Золотой петушок»), однако в «Жар-птице» достаточно ярко проявлялись и самобытные черты Стравинского.Окрыленный успехом, Стравинский по заказу Дягилева сочиняет следующий балет «Петрушка» на либретто А. Бенуа, который был поставлен через год. За этот год Стравинский проделал большой путь. Прежде всего, он избавился от влияния предшественников. Уличный, балаганный фольклор стилизован в балете в этнографическом ключе. Слушателей поражало свободное многоголосие, представлявшее собой не только сочетание нескольких мелодических линий, но и целых пластов. Вместе с тем новый балет Стравинского был понятен каждому школьнику.Летом 1913 года в Париже состоялась премьера третьего балета Стравинского «Весна священная», имевшего подзаголовок «Картины языческой Руси». Композитор раскрыл дохристианский период истории славянских народов. Для создания балета он отправился в поместье Устилуг на Волынь и записал там много старинных песен. В балете он смело применил такие диссонансы, к которым ранее никто из композиторов прибегать не решался. Премьера балета сопровождалась грандиозным скандалом, но не композитор был тому виной. Он постарался передать одновременно суровость и красоту язычества, показать обряд выбора красивейшей девушки и вслед за ним — принесение ее в жертву.Газеты дружно писали о скандале, но позже музыка «Весны священной», исполненная в оркестровом варианте, была единодушно принята и вызвала овации. И тогда газетная критика переключилась на Вацлава Нижинского, талантливого танцовщика, но слабого балетмейстера. Его и обвинили в скандале.После «Весны священной» композитор несколько лет в жанре балета не работал, но в 1918 году он написал балет «История солдата», основанный на сборнике сказок А. Афанасьева. Шла Первая мировая война, и новое время диктовало новые темы. Беглый солдат заключил соглашение с чертом: продал ему душу и выменял скрипку на колдовскую книгу — таков сюжет нового балета.Следующая работа называлась «Свадебка» и была поставлена в 1923 году. К хору и солистам добавились оркестр, четыре...
Другие файлы:

Игорь Стравинский
Стравинский занимает особое место среди всех композиторов 20 века. С первых шагов его творческой биографии не смолкают горячие дискуссии, в центре кот...

Игорь Стравинский. Диалоги. Воспоминания, размышления, комментарии
Описание: Книга, безусловно, представляет интерес для широкого круга читателей. Игорь Стравинский — заметная фигура в культурной жизни XX века, делитс...

Игорь Стравинский - Хроника моей жизни
Новое издание книги крупнейшего композитора XX века Игоря Федоровича Стравинского (первое издание на русском языке вышло в 1963 г. ) снабжено коммента...

Знаменитые эмигранты из России
Описание: Игорь Сикорский, Юл Бриннер, Елена Блаватская, Владимир Набоков, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Василий Леонтьев - вот только часть з...

Игорь Стравинский
Монография Б. М. Ярустовского, вышедшая первым изданием в 1963 году, впервые познакомила нашего читателя с музыкой Стравинского в ее полном объеме и о...