Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биографии

Фредрик Джеймисон

Тип: реферат
Категория: Биографии
Скачать
Купить
Фредрик ДжеймисонA.A. ГорныхДжеймисон (Jameson) Фредрик (р. в 1934) – американский философ, автор неомарксистской концепции постмодернистской культуры, разрабатываемой в широком интердисциплинарном поле (литературоведение, теория визуальных искусств, психоанализ, культурная антропология, критическая социальная теория). Основные сочинения: «Сартр: источники стиля» (1961), «Марксизм и форма; диалектические теории литературы 20 в.» (1971), «Тюрьма языка: критическая оценка структурализма и русского формализма» (1972), «Мифы агрессии: Уиндхэм Левис, модернист как фашист» (1979), «Политическое бессознательное: нарратив как социально-символический акт» (1981), «Идеологии теории: эссе 1971–1986» (1988), «Поздний марксизм: Адорно, Или жизнеспособность диалектики» (1990), «Меты очевидного» (1990), «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма» (1991), «Геополитическая эстетика: кино и пространство в системе мира» (1992), «Источники времени» (1994), «Брехт и метод» (1998), «Культурный поворот: Избранные труды по постмодернизму, 1983–1998» (1998) и др. Среди наиболее существенных влияний на творчество Д. – неомарксистская традиция (Адорно, Альтюссер) и структуралистская методология (Леви-Стросс, А.Греймас). Научная биография Д. начинается в 1957 с преподавания французской литературы и сравнительного литературоведения и продолжается как обычная университетская карьера до конца 1960-х. Основная черта этого этапа – поиск альтернативы традиции позитивизма, господствовавшей в американской гуманитаристике. Первой фигурой, ориентирующей на целостный («тотализирующий»), социально-критический анализ субъекта и социума в отличие от либерального рационально-эмпиристского подхода к культуре, для Д. становится Сартр. Два переплетающихся «биографических мотива» инициируют работы Д. – утопическое стремление выйти за пределы современного западного опыта субъективности (буржуазного эго) и воспроизводящей его массовой, потребительской культуры; особая чувствительность к новому (уже не-»модернистскому»), «иному» (будь то архаические сообщества или советский кинематограф). Способность перевести эти мотивы в план теории, а в экзистенциальной ситуации «бытия-в-мире» (воплощенного в очень широкой культурной перспективе – от повседневности, архитектурного опыта или экономической жизни до со-переживания «великим стилям» литературы) открыть трансцендирующее ее социально-историческое измерение – характерная особенность того, что можно назвать «феноменом Д.». Первый опыт в направлении разработки собственной концепции современной культуры (культуры «после модерна») – статья «Метакомментарий» (1971). В опубликованной в том же году книге «Марксизм и форма» Д. предлагает основные тезисы своей интерпретативной модели культуры. Этапными в разработке данной модели можно считать работы «Политическое бессознательное» и «Постмодернизм». «Всегда историизируй!» – таков общий пафос концепции Д. «Историизировать», в первом приближении, – значит рассматривать текст в его исторической перспективе, что является необходимым условием его адекватного понимания. Первоначально для Д. объектом интерпретации выступало литературное произведение. По мере разработки концепции в предметное поле анализа вовлекаются и другие «тексты» культуры – архитектурные, живописные, кинематографические. Интерпретация текста в связи с его историческим контекстом, по Д., не является вариантом социологии литературы, выявляющей то, каким образом социальные факторы и типы представлены в том или ином произведении искусства. Д. называет диалектическим такой подход к продуктам символического производства (произведениям искусства, теоретическим системам), при котором, с одной стороны, в качестве основополагающего выдвигается тезис о том, что базовым содержанием текста является та историческая ситуация, в которой он стал возможен, с другой, эксплицируется тот способ, каким сама форма произведения искусства или философского текста оказывается существенно содержательной, предшествующей и конститутивной по отношению к своему непосредственному социальному контексту. Диалектическое мышление, для Д., также заключается в том, чтобы описать «место» предельно конкретного («экзистенциального») не как невыразимое ядро индивидуальности, но как медиативную функцию между измерениями реальности различной общности – структурой литературного произведения, организацией социальной группы, отношения языка к своим объектам, способом разделения труда и т.д. Историческая перспектива, в которую Д. помещает интерпретируемые им тексты, – перспектива развития капиталистического общества, подразделяемая им на три этапа: национальный капитализм (17 – середина 19 в.), монополистический капитализм (конец 19 в. – 1960-е), мультинациональный капитализм (с 1960-х). Соответственно этим трем этапам в эстетическом аспекте выделяются три больших стиля – реализм, модернизм и постмодернизм. Реализм, по Д., – время целостной, единственно возможной Картины мира. Искусство реализма подчиняется требованию эпистемологической истины, стремясь быть способом познания мира. Модернизм – время картин мира, когда право считаться целостной аутентичной картиной мира оспаривается в напряжении ряда «систем видения» (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм и т.д.). Искусство модернизма (или «разнообразные модернизмы» Ш.Бодлера, Э.Мане, Г.Малера, М.Пруста и
Другие файлы:

Джеймисон, Фредрик

Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон
Понятие и основные признаки постмодернизма в социологии. Формирование современности как понятия и явления. Изучение биографии Ф. Джеймисона - американ...

The modernist papers
Описание: Крупный современный литературовед и философ Ф. Джеймисон с неомарксистских позиций рассматривает современный литературный процесс. Предметом...

Мунк, Адольф Фредрик

Аминофф, Юхан Фредрик