Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биографии

Рудольф Штайнер

Тип: реферат
Категория: Биографии
Скачать
Купить
ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРАРудольф Штайнер родился 27 февраля 1861г. в городке Кралевиче, расположенном близ австро-венгерской границы, в семье железнодорожного служащего. Семья была небогата и дети должны были помогать родителям по хозяйству. В окружении радушной сельской жизни, яркой природы, добрых открытых людей мальчик вырос живым и восприимчивым, он научился общаться с природой, видеть то, что другим было не видно. Мечтой отца было видеть сына инженером-железнодорожником, поэтому он отдал мальчика в реальное училище в Винер-Нейштадте. В училище у него появляется интерес к интеллектуальным занятиям, а с 14 лет он увлекся философией.Летом 1879 г. юноша успешно оканчивает реальное училище, а осенью того же года поступил в Венское высшее техническое училище, где получает основательное естественнонаучное и математическое образование, углубленно занимается философией, литературой, историей.Благодаря занятиям у К.Ю.Шроера, профессора истории литературы, Р.Штайнер глубоко изучил творчество Гете, а так же его научные труды. Именно Шроер порекомендовал издательству “Немецкая национальная литература” И. Кюршнера пригласить двадцатидвухлетнего студента для подготовки к печати научных трудов Гете. И в 1883 г. Р.Штайнер приступает к работе над введением и комментариями к изданию, что дало ему возможность углубить свои научные исследования. В Гете Р.Штайнер видел мыслителя, воззрения которого на природу “вели к переходу от естественных наук к науке о духе”.Закончив в 1884 г. Высшее техническое училище, Р.Штайнер принял предложение стать воспитателем в семье одного венского коммерсанта. Педагогический опыт, приобретенный в эти годы, позволил Р.Штайнеру заложить основы своей “антропологии”, получившей дальнейшее развитие в его позднейшей деятельности, особенно с 1919г., когда была основана Вальдорфская школа.В 1889г. Р.Штайнер был приглашен сотрудничать в подготовке большого издания, которое начинало тогда выходить в Веймаре, - Полного собрания сочинений Гете (так называемого “Издания великой герцогини Софии”). С этого времени Р.Штайнер находился в постоянном общении с учеными, поэтами, людьми искусства. Еще в 1886г. он опубликовал в Вене свою первую книгу “Основы теории познания гетевского мировоззрения”. В те же годы он написал диссертацию о проблемах теории познания. Эта диссертация в октябре 1891 г. принесла ему докторскую степень. Предпослав к ней предисловие и прибавив заключительную главу, он опубликовал ее в том же году в виде книги под названием “Истина и наука”.Эти работы были для Р.Штайнера подготовкой к самому значительному из его философских произведений – “Философии свободы” (1893). В первом издании книга имела следующий подзаголовок: “Результаты психологических наблюдений, поведенных согласно естественнонаучному методу”. Рудольф Штайнер хотел приложить к философии методы наблюдения, принятые в современной науке, и направить наблюдения на внутреннюю жизнь. Он показывает, что человек, развивающий в этом отношении необходимую силу мысли, может посредством точного восприятия чистых идей, “отрешенных от чувственного мира”, перешагнуть “границы познания”, о существовании которых твердили теоретики, и вновь найти себя как свободное существо в мире духовном, в мире идей.В те же Веймарский годы вышли книги Р.Штайнера: “Фридрих Ницше – борец против своей эпохи” (1895) и “ Мировоззрение Гете” (1897). Параллельно с работой над естественнонаучными произведениями Гете были подготовлены для издательства Котта биографические и литературно-критические вводные статьи к собраниям сочинений Шопенгауэра и Жан-Поля Рихтера.С началом столетия начинается новый период в деятельности Р.Штайнера. Он решает публично выступить с результатами своих духовных опытов. 8 октября 1902 года Р.Штайнер выступил с докладом для членов “Ассоциации Джордано Бруно”, в котором открыто объявил о начале своей новой деятельности и определил ее цель – найти методы познания внутренней жизни, аналогичные методам научным. Об этой своей задаче он говорил как о теософской в “западном” понимании этого слова. Этот шаг заключал в себе известный риск. Р.Штайнер имел в научных кругах хорошую репутацию специалиста по творчеству Гете, философа и популяризатора научных знаний. У него были дружеские отношения с философом Эдуардом фон Гартманом, ученым Эрнестом Геккелем, равно как со многими другими выдающимися людьми. Этот доклад вызвал удивление среди слушателей, но вместе с тем и большой интерес. Впоследствии Р.Штайнер назвал его “своей” основополагающей антропософской лекцией, “отправной точкой” всей своей антропософской деятельности. 20 октября 1902 г. он принимает предложение войти в Теософское общество в качестве генерального секретаря Немецкой секции.Вскоре появляются такие его духовнонаучные сочинения: “Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека”(1904), “Как достигнуть познания высших миров?” (1904-1905), в котором указывается путь духовного ученичества в упражнениях и медитациях, “Очерк тайноведения” (1910), где с духовнонаучной точки зрения излагается космология и история человечества.Все эти годы Р.Штайнер ведет интенсивную лекционную деятельность. Важнейшее место в ней занимают циклы лекций по христологии, в которых многосторонне освещаются значение Христа и мистерии Голгофы как центрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значения Христа привело в 1913 г. к конфликту между руководством Теософского Общества и Р.Штайнером, в результате которого Р.Штайнер, а вместе с ним и большая группа его последователей, вышли из Теософского Общества.В том же году было основано Антропософское Общество, заложен краеугольный камень здания Гетеанума в Дорнахе (близ Базеля, Швейцария), куда с тех пор переместился центр антропософской деятельности. На строительстве здания Гетеанума в период первой мировой войны вместе работали представители восемнадцати народов Европы. Автором проекта и внутреннего оформления здания (росписей, витражей, пластических элементов) был Р.Штайнер, называвший Гетеанум “Домом Слова”. Результатом его работы в сфере искусства стали постановки четырех написанных им драм-мистерий, новое искусство движения (“искусство видимой речи”) – эвритмия, искусство речеобразования и рецитации, которые развивались при активном участии его ближайшей помощницы – Марии фон Сиверс-Штайнер.После окончания войны, когда устои довоенной социальной жизни Европы были потрясены до основания, Р.Штайнер выступил с идеями о трехчленности социального организма. Принципиальные воззрения его в этой области изложены в книге “Основные черты социального вопроса” (1919).Тогда же им были даны важнейшие положения новой педагогики и 7 сентября была открыта первая “Свободная вальдорфская школа”, в основе которой лежало антропософское понимание существа человека. Во все школьные предметы вносились элементы искусства: живопись, пение и др., особенно в младших классах. Давая детям знания, обращаются не только к их интеллекту, а постоянно стремятся к тому, чтобы эти знания оказывали подлинное “формирующие” действие на их чувства и волю. Ибо в школу приходит человеческое существо целиком, а не только его голова.В ночь на 1 января 1923 года пожаром было уничтожено здание Гетеанума, что явилось ударом для Р.Штайнера и всего Антропософского Общества. На Рождество 1923 г. оно было коренным образом реорганизовано во Всемирное Антропософское Общество со Свободной Высшей Школой Духовной Науки.Последний год жизни Р.Штайнера отмечен поразительной по своей интенсивности и разносторонности деятельностью. Он создает макет нового Гетеанума, который был построен уже после его смерти, читает циклы лекций по медицине, сельскому хозяйству, драматическому искусству, лекции для теологов и рабочих Гетеанума, с новых точек зрения развивает многие темы, разработанные им ранее, дает новые эзотерические указания для углубления внутренней жизни. Уже с начала 1924 года Р.Штайнер страдал тяжелой болезнью, которая очень быстро развивалась. В сентябре, когда его работа по углублению антропософского учения значительно возросла, увеличился также поток посетителей, нуждавшихся в его помощи. За три недели, в течение которых он читал в среднем по 4 лекции в день, секретарь насчитал 400 посетителей.28 сентября 1924 г. Р.Штайнер прочел свою последнюю лекцию. С этого дня он уже не вставал с постели. Все окружающие единодушно свидетельствуют, что в течение всего этого года борьбы с нарастающей слабостью он во всем до последних мелочей сохранял душевное равновесие и свойственное ему чувство юмора. Прикованный к постели, он т...
Другие файлы:

Рудольф Штайнер
Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861г. в городке Кралевиче, расположенном близ австро-венгерской границы, в семье железнодорожного служащего. Семья...

Рудольф Штайнер и его "Философия свободы"
Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861г. в городке Кралевиче, расположенном близ австро-венгерской границы, в семье железнодорожного служащего. Семья...

Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики
Рудольф Штайнер (1861 - 1925) без сомнения является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он -редактор и издатель...

Рудольф Штайнер и астрология
В этой книге автор как астролог обобщает свои многолетние исследования опубликованного и архивного наследия Рудольфа Штайнера. Опираясь на его рекомен...

Рудольф Нуреев. Неистовый гений
Рудольф Нуреев в представлении не нуждается. Это один из самых блистательных танцовщиков XX века, человек, чья жизнь была одним божественным па, звезд...