Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биографии

Дьюи Джон

Тип: доклад
Категория: Биографии
Скачать
Купить
Дьюи ДжонАмериканский философ. Придал прагматизму типично американские черты, соединив его с материализмом и бихевиоризмом. Джон Дьюи родился 20 октября 1859 года в городе Берлингтоне, в небольшом северном штате Вермонт, в семье табачного фабриканта. По окончании школы он начал учиться в Вермонтском университете по программе свободных искусств. С особой страстью занимался философией под руководством профессора Торея, который читал курс философии этики. После окончания университета Дьюи преподавал в 1879-1881 годах в частной средней школе в Ойл Сити (Пенсильвания), директором которой была его двоюродная сестра. Работая в школе, Джон продолжал интенсивные занятия философией. В 1881 году он направил свою первую статью "Метафизическое восприятие материализма" в "Журнале философии", вокруг которого группировалось философское общество Сент-Луиса. Статья была благосклонно принята, опубликована, а ее автору рекомендовали продолжить философские изыскания. Это определило окончательный выбор Дьюи жизненного пути - он решил стать философом. Он хотел заниматься светской философией и поступил в университет Джона Хопкинса, где ему посчастливилось встретиться и сотрудничать с блистательным научным "трио" - Чарльзом Пирсом, читавшим курс логики, Стенли Холлом, специалистом в области экспериментальной психологии, и Джорджем Морисом, преподававшим историю философии. Все трое оказали большое влияние на формирование философских, психологических и педагогических воззрений молодого аспиранта, особенно Морис, который раскрыл перед молодым ученым глубины немецкой философии, в частности Гегеля и Канта. В 1884 году Дьюи защитил диссертацию на тему "Психология Канта" и по рекомендации Мориса приступил к преподаванию в университете штата Мичиган, в котором 10 лет (1884-1894) вел преподавательскую и научную деятельность. В мичиганский период Дьюи оказался под сильным влиянием экспериментальной психологии и, в частности, работы Уильяма Джемса "Принципы психологии", представляющей собой систематическое изложение бихевиористской трактовки поведения и восприятия человека. Вместе с тем именно в этот период проявился интерес Дьюи к социальным проблемам общества, который не угасал практически всю его жизнь и который не позволял ему оставаться лишь в рамках абстрактных философских построений. Немалую роль в обостренном внимании к социальным проблемам, рожденным новыми условиями жизни, сыграло знакомство с Алис Чипман - молодой женщиной с ярко выраженной независимой позицией и социальной активностью. В 1886 году она стала женой Дьюи. Большое влияние на Дьюи оказала общественный деятель и педагог Джейн Аддамс. Она основала в Чикаго первое необычное заведение - сеттльмент, которое стало Меккой для всех, кто интересовался реформированием общества путем реорганизации образования. В Мичиганском университете Дьюи читал курс этики и публиковал свои первые книги: "Этика демократии" (1888), "Очерки критической теории этики" (1891), "Изучение этики: программа" (1894). Впоследствии все эти работы вошли в большой труд "Этика" (1908). Имя Дьюи как философа стало известным в академических кругах, и в 1894 году президент Чикагского университета Уильям Харпер пригласил молодого профессора на должность заведующего кафедрой философии. Чикагский университет был новым учебным заведением (открыт в 1892 году) с энергичным президентом, молодой профессурой, разделяющей преимущественно либеральные взгляды. Дьюи активно сотрудничал с рядом видных ученых университета - социологами, философами, антропологами. В 1896 году вместе со своей женой он создает при университете школу-лабораторию, назначение которой состояло в проверке его философских и психологических идей. Теоретическим ключом в работе школы была идея Дьюи о том, что "общество может быть реформировано через школу". Но для этого школа должна сама радикально измениться и стать общиной, в которой все учащиеся вовлечены в совместную и продуктивную деятельность и обучение происходит в процессе этой деятельности. Чикагский период в жизни Дьюи (1894-1904) - наиболее активный и плодотворный в области педагогики. Он идейно направляет работу школы-лаборатории, помогает в разработке новых форм и методов обучения детей в начальных классах. В конце 1890-х годов он прочитал серию лекций о "новом образовании" для родителей школы. Лекции составили книгу под общим названием "Школа и общество". В 1904 году из-за трений с руководством университета, связанных со школой-лабораторией, Дьюи покидает Чикаго. Он принимает приглашение одного из старейших и престижных университетов - Колумбийского - занять место руководителя кафедры философии. В Колумбийском университете Дьюи оставался до конца своей жизни (с 1930 года - как почетный профессор) и в основном занимался разработкой философских проблем. Крупные работы, созданные в этот период ("Как мы думаем", "Реконструкция философии", "Проблемы человека" и др.), прославили его имя не только в стране, но и во всем мире. Острый интерес к жизни, ее социальным проблемам не покидал Дьюи до конца его жизни. Обладая мировой известностью, уже в довольно преклонном возрасте он отправляется в конце 1920-х годов в длительные путешествия по странам, в которых произошли революционные преобразования, покончившие с монархистско-диктаторскими режимами (Россия, Китай, Мексика, Турция). Во второй половине 1930-х годов Дьюи стал в нашей стране одной из наиболее одиозных фигур. Дело в том, что после известных процессов в Москве он принял предложение возглавить комиссию по расследованию так называемой "антисоветской деятельности" Троцкого. Комиссия выехала в Мексику, где жил Троцкий, и изучила все имеющиеся материалы. Вывод ее, подписанный Дьюи, был однозначным: Троцкий ни в чем не виновен, а ссылки на него, которые делались на процессах, не что иное, как клевета. Наблюдая разрушительные процессы в быстро меняющемся обществе, Дьюи вместе с тем не соглашался с теми, кто трактовал демократию как причину всех социальных зол. Он попытался обосновать свою теорию демократического общества. Фактически с конца 1880-х годов и до конца жизни проблема демократии и демократического общества, стала лейтмотивом его философских и педагогических работ. Огромное влияние в этих исканиях оказали на Дьюи идеи, которые разрабатывались Метафизическим клубом при Гарвардском университете. В Метафизическом клубе родились первые идеи, которые в дальнейшем образовали философское направление под названием "прагматизм" (от греч. ргаgmа - дело), ставшее визитной карточкой американской теоретической мысли.Особое место в клубе принадлежало Чарльзу Пирсу и Уильяму Джемсу, работы которых сыграли решающую роль в становлении Дьюи как философа и педагога-теоретика прагматического направления. Социальная напряженность, нестабильность, неопределенность будущего побудили Дьюи искать идеи, которые бы, по его словам, "реконструировали" философию и сделали ее действующей, помогающей людям выжить в радикально меняющемся мире. Обновленный идеями Дьюи прагматизм получил название инструментализма. Главной категорией инструментализма является опыт, в котором субъект и объект сливаются воедино, "координируются". Много и напряженно работал Дьюи над проблемами "человек и общество", "человек и демократия", "демократия и образование". Наблюдая за изменениями, происходящими в американском обществе и связанными с быстрым процессом индустриализации, философ отмечал реальные деформации демократических идей "отцов-основателей государства". Как же сохранить и усилить демократические основы общества? Ответ на этот вопрос Дьюи находит в новом толковании понятия "демократия". Он настойчиво проводит мысль о том, что суть демократии не в форме управления. Она не связана только с политикой и не сводится к понятиям "управляющие" и "управляемые". Демократия, по Дьюи, - это способ жизни человека, это "форма объединения людей, посредством которой индивид реализует себя и способствует общему благу". Дьюи доказывал, что демократия создает наиболее стабильное и единое общество людей. В нем все или большинство имеют возможности и свободу проявлять инициативу, создавать новое, и таким образом "индивид непрерывно раскрывает, формирует и реорганизует свое "я" как член сообщества в целях его благополучия". Педагогические идеи Дьюи неразрывно связаны с его философско-социальными взглядами. Преданный идеям демократии, болеющий за ее несовершенство, расслоение американского общества, тяготы миллионов простых людей, философ видел в образ...
Другие файлы:

Джон Дьюи — философ и педагог-реформатор
Дьюи как яркий представитель гуманистического направления в педагогике. Сущность и цель образования. Философские и педагогические идеи Дьюи. Биологиче...

Реконструкция в философии. Проблемы человека
Описание: Джон Дьюи - самая крупная фигура в американской философии первой половины XX столетия. Две книги, вошедшие в данное издание, - "Реконструкци...

Девять жизней Дьюи. Наследники кота из библиотеки, который потряс весь мир
АннотацияТрогательная история о рыжем коте из библиотеки городка Спенсер, описанная в книге Вики Майрон "Дьюи", вызвала миллионы восторженных отзывов....

Педагогическая деятельность Джона Дьюи
Биография и педагогические взгляды Джона Дьюи, его представления о школе. Деятельность философа-идеалиста в Чикагский период. Руководство самодеятельн...

Инструментализм Джона Дьюи
Исследование биографии и профессиональной деятельности философа Джона Дьюи. Характеристика разработки философии, проповедовавшей единство теории и пра...