Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биографии

Художник "Царской охоты" - Николай Самокиш

Тип: реферат
Категория: Биографии
Скачать
Купить
Художник "Царской охоты" - Николай СамокишАксенова Г. В. Николай Семенович Самокиш – самобытный русский художник, живописец и график, работавший в различных жанрах, продолживший традиции русской батальной и исторической живописи, известный как анималист и замечательный книжный график. Его произведения, широко известные в свое время, восхищали ярким реалистическим изображением и высокой культурой исполнения. Творческая личность художника привлекала внимание современных ему исследователей. Уже с середины 80-х гг. XIX в. Самокиш находился в поле зрения художественной критики. Его имя не было забыто и в советское время, а его учебник «Рисунок пером» переиздавался неоднократно. Но не обо всех работах любили вспоминать и говорить, а тем более объективно их оценивать. Среди них многочисленные графические произведения, выполненные по заказу представителей императорского дома. Н.С. Самокиш родился 13 сентября 1860 г. в г. Нежине Черниговской губернии. По окончании Нежинской классической гимназии уехал в Петербург поступать в Академию художеств. Экзамена он не выдержал, но получил разрешение заниматься в батальной мастерской профессора Б.П. Виллевальде на правах вольнослушателя. И через год, в 1879 г., его приняли по конкурсу. Учителями Самокиша стали по общим классам П.П. Чистяков и В.И. Якоби, а по мастерской Б.П. Виллевальде. Обучение в Академии шло достаточно успешно. Малой золотой медали в 1881 г. удостоилась картина «Возвращение войск на родину». Конкурсную работу «Трубач» в 1882 г. приняли на Всероссийскую вставку в Москве. 12 из 30 выполненных художником-студентом офортов были изданы в 1882 г. отдельным альбомом. Картина «Помещики на ярмарке», поступившая в 1883 г. на конкурс Общества поощрения художеств, была отмечена премией С.Г. Строганова. В 1884 г. Н.С. Самокиш на малую золотую медаль написал «Эпизод из битвы при Малом Ярославце». В этом же году картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П.М. Третьяков. В 1885 г. он получил большую золотую медаль за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 г.» С 1886 по 1888 гг. Н.С. Самокиш занимался, совершенствуя свое мастерство, в мастерской французского художника Эдуарда Детайля. За годы обучения в Академии он получил 7 медалей, из них 5 серебряных и 2 золотые. В 1888 г. впервые после окончания Академии художеств Н.С. Самокиш был впервые приглашен для выполнения большого заказа Тифлисского военно-исторического музея. Вместе с ним трудились Ф.А. Рубо, И.К. Айвазовский, А.Д. Кившенко. Он создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы». В следующем году художник писал лошадей, получивших призы на бегах, для Петербургского бегового общества. И в этом же году за работу «Табун рысистых маток» он получил звание академика. Ему было 29 лет. В академическом отзыве 1895 г. говорилось, что «Н.С. Самокиш своими трудами в области искусства приобрел славу талантливого художника». В 1900-х гг. в журнальном очерке в «Новом мире» отмечалось: «В ряду современной русской живописи в ее баталистическом отделе одно из наиболее популярных и громких имен – имя Н.С. Самокиша». Еще в годы учебы Н.С. Самокиша в Академии художеств произошло одно, казалось бы, незначительное событие, по сути определившее дальнейшую судьбу художника. На Самокиша обратил внимание конференц-секретарь Академии художеств П.Ф. Исеев. Он показал рисунки Великому князю, бывшему президентом Академии. Тот, в свою очередь, представил рисунки наследнику, «приказавшему рекомендовать его». Благодаря этому приказу молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. Самокиш приступил к большим работам в области книжной графики. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», - записал в дневнике художника. Как иллюстратор многочисленных книг и журнальных изданий, как мастер графического искусства Самокиш в это время стал значительнее, чем живописец-баталист, и настоящую известность в 90-е гг. приносят ему многочисленные рисунки к разного рода изданиям. Среди них такие книги как Г.И. Радде «23 тысячи миль на яхте “Тамара”», Н.И. Кутепов «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (в 4 тт.), «Памятка Апшеронского полка», «История Нижегородского драгунского полка», «История лейб-гвардии кирасирского полка», «История кавалергардского полка», «История военного министерства» (в 8 тт.), «Коронационный сборник», А.В. Елисеев «По белу свету», «История Нежинского драгунского полка», «История военного министерства», «Атаманская памятка», «История лейб-гвардии резервного полка», «Истории лейб-гвардии Финляндского полка», «Чудо-вождь», «Севастополь и его славное прошлое», В.В. Саговский «Императорская паровая яхта “Александрия” 1851-1901», Б.С. Эсадзе «Боевые подвиги кавказских войск», Панчулидзев С. «История кавалергардов. 1799-1899», А.С. Пушкин «Полтава», Л.Н Толстой «Холстомер», произведения Я. Полонского, Д. Маковский «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915) и др. И это лишь неполный перечень книжных графических работ Н.С. Самокиша. Художник обладал исключительной культурой рисунка. Его рисунки были лаконичны, строги, точны, верны и просты одновременно. Всего этого он достиг упорным трудом и большим опытом. Он сотрудничал также с целым рядом журналов, среди которых больше всего работ было выполнено для журнала «Нива». Помимо книжных изданий и журналов шло оформление программ торжественных военных собраний, концертов, меню юбилейных полковых и других обедов и т.п. Вместе со своим другом – художником С.И. Васильковским он создал и издал альбом рисунков «Из украинской старины», а затем подготовил 40 таблиц, объединив их в альбом «Мотивы украинского орнамента». Одной из самых больших графических работ были рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г.И. Радде «23 тысячи миль на яхте “Тамара”», описывающей путешествие в Индию в 1889 г. К этому изданию было сделано 456 рисунков. Здесь и архитектурные, пейзажные, анималистические и ботанические зарисовки, изображения бытовых предметов. Издание отличалось большим композиционным разнообразием рисунков, а художник обладал умением тонко сочетать рисунок с текстом. При оформлении страницы Н.С. Самокиш часто использоавал виньетки, заставки, концовки, рисунки на полях, проявляя при этом много изысканного вкуса и изобретательности. По художественному оформлению эта книга стала одним из лучших технически совершенных образцов книжной графики своего времени. Крупнейшей и, наверное, самой серьезной книжно-графической работой художника явились многочисленные иллюстрации к изданию Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1892-1911). Посвященная памяти императора Александра III, книга состоит из четырех томов, каждый из которых имеет собственное название: 1 том - Великокняжеская и Царская охота на Руси X по XVI век (СПб., 1896); 2 том - Царская oxoтa на Руси царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. XVII век (СПб., 1898); 3 том - Царская н Императорская oxoта на Руси. Конец XVII и XVIII век (СПб., 1902); 4 том - Императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век (СПб.. 1911). В своей книге автор собрал уникальный материал по истории охоты на Руси и в России с момента образования Древнерусского государства до конца XIX в. В издании приведены свидетельства о распространенности охотничьего промысла, об изобилии дичи и об употреблении продуктов охоты; собраны летописные упоминания о поверьях народа, имевших отношение к охоте; рассказывается об обиходном и политическом значении царской охоты; о посылке ловчих птиц и сокольников в иностранные земли с добавлением сведений о цели посольств, приеме послов и особых обстоятельствах; имеются выдержки из охотничьих дневников царей с описанием царских охот, мест производства той или иной охоты, особых обстоятельствах, сопровождающих охоты и прочее; приводятся свидетельства об организации и о личном составе птичьей и псовой охот, бобровники, охотничьи лошади, охотничье снаряжение охотничьи заклятья, поверья и прочее; говорится о медвежьей и львиной потехах. Для работы над этим фундаментальным изданием историк Н.И. Кутепов пригласил Н.С. Самокиша. К слову сказать, в оформлении и иллюстрировании книги приняли участие А.П. Рябушкин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, К.В. Лебедев, А.М. Васнецов, В.М. Васнецов, Ф.А. Рубо, Л.С. Бакст, А.К. Беггров, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.А. Серов, А.С. Степанов. Использовались и литогравюры с произведений Дж....
Другие файлы:

Николай Носов - Повести и рассказы
СОДЕРЖАНИЕ:Весёлая семейка. Художник И. Семенов Дневник Коли Синнцына. Повесть. Художник В Ладягин Витя Малеев в школе и дома. Повесть. Худо...

Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси
Четыре тома этого фундаментального произведения создавались с 1895 по 1911 год. Они содержат огромное количество информации не только об охоте, но и о...

Живопись в Украине во второй половине XIX века
Развитие изобразительного искусства. Творчество Ильи Репина, Сергея Васильковского. Художественные полотна Николая Пимоненко. Открытие Киевской рисова...

Трагедия царской семьи Николай II

Николай и Александра
Среди авторов, сочувственно относящихся к трагедии Царской Семьи Романовых, немало иностранцев. К числу таких авторов принадлежит лауреат Пулитцеровск...