Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биографии

Аристотель

Тип: реферат
Категория: Биографии
Скачать
Купить
АристотельПеревезенцев С. В. Два века развития древнегреческой философии дали такой обильный урожай различных мнений и идей, теорий и гипотез, наконец, догадок о проблемах существования мира и человека, что со временем встала задача систематизации уже имеющегося философского знания. Нужно было привести в порядок хаотически существующие разнообразные ветви этого знания - сравнить между собой различные точки зрения, выделить из них наиболее достоверные, разработать более или менее единый философский язык и т.д. Иначе говоря, философскому знанию необходимо было придать уже окончательную форму науки.Платон, стремившийся к созданию подобной системы, в силу своего образа мысли не смог исполнить поставленной перед собой цели. Например, он почти не учитывал материалистически окрашенных теорий древнегреческих философов, оставляя их как бы за скобкой своей философии. Идею систематизации античной философии смог воплотить в жизнь его лучший и по общему признанию гениальный ученик - Аристотель (384/383-322 гг. до н.э.). Аристотель родился на северо-восточной окраине древнегреческого мира - в Македонии в г. Стагиры. Отец его, Никомах, был врачом македонского царя Аминты III. По месту рождения, впоследствии Аристотель получил свое второе имя - Стагирит. В 367 г. до н.э., семнадцатилетним юношей Аристотель приехал в Афины и стал обучаться в Платоновской Академии. Уже тогда многие отмечали недюжинные таланты молодого человека, обладающего к тому же самостоятельностью мышления и строптивым нравом. Платон, сравнивая молодого Аристотеля с другим, менее способным учеником, говорил: "Одному нужны шпоры, другому узда!" или "Какого осла мне приходится вскармливать, и против какого коня!"Своеобразие мышления, а также высокое честолюбие Аристотеля предопределили довольно раннее его расхождение с Платоном. Уже в те времена сложилось устойчивое мнение, что Аристотель, "получив у Платона важнейшие основы знаний", "сбросил с себя узду" и "стал завзятым противником своего учителя". Говорят, Платон сказал на это: "Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать". Впрочем, судя по всему, несмотря на несовпадение теоретических взглядов, оба великих мыслителя поддерживали дружеские отношения. Знаменитым стал афоризм Аристотеля "Платон мне друг, но истина дороже", который в полном изложении звучит так: "Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине". Иначе говоря, Аристотель считал Платона другом, однако даже во имя дружбы не мог поступаться своими философскими принципами.В 347 г. до н.э., после смерти Платона, а также в связи с антимакедонскими настроениями в Афинах, Аристотель покидает этот город и некоторое время преподает философию греческих городах Малой Азии. В 343 г. до н.э. он получает приглашение македонского царя Филиппа II и в течении 8 лет занимается воспитанием и обучением наследника престола, будущего великого полководца Александра Македонского. Обучение закончилось в тот момента, как Александр стал царем, и потому Аристотель покидает его и возвращается в Афины. Здесь в 336 г. до н.э. он открывает свою школу, которая располагалась в Афинах возле храма Аполлона Ликейского. С этой поры и школа Аристотеля получила прозвание Ликей. Интересно, что от слова "Ликей" впоследствии было образовано слово "лицей", как название определенного типа учебного заведения. В Ликее Аристотель преподает практически до конца жизни. Очень часто свои занятия он проводил не в помещениях, а в "перипатах" - садах, предназначенных для прогулок. Подобная практика преподавания была довольно обычной в то время, почему учеников того или иного философа, занимающегося в "перипатах", называли "перипатетиками" - дословно, "прогуливающимися". Позднее, перипатетиками стали именовать уже только учеников и последователей Аристотеля. В 323 г. до н.э., после смерти Александра Македонского и в связи с назревавшим распадом его империи, в Афинах резко усилились антимакедонские настроения. Аристотель был вынужден вновь покинуть Афины. Он поселяется на о. Эвбее, где через год умирает. Смерть его была загадочна и до сих пор существует, хоть и недоказанная, но и не опровергнутая версия о самоубийстве Аристотеля. По сравнению с другими древнегреческими философами, Аристотель отличался прямо-таки невероятной работоспособностью. Ему принадлежит огромное количество сочинений, иногда число их доводят до тысячи, хотя в этом случае, видимо, присутствует преувеличение. Систематизируя античное философское знание, он разработал учения практически о всех отраслях человеческой интеллектуальной деятельности: учение о бытии, логику, психологию, этику, учение об искусстве. Кроме того, из под его пера вышли произведения, посвященные политике, истории, различным естественным наукам. Так, например, создав первую классификацию растений и животных, Аристотель стал основоположником биологии. Вполне понятно, что в данном кратком очерке невозможно осветить все стороны многогранного таланта великого мыслителя, поэтому мы остановимся лишь на анализе существа его философских взглядов. Необходимо при этом учитывать, что сама философия Аристотеля не была какой-то однажды созданной и навечно законсервированной схемой. Его понимание философских проблем находилось в постоянном развитии. Метафизика или "первая философия" Главная часть философии Аристотеля, стержень всего его философского мировоззрения - учение о сущем. Аристотель называл это учение "первая философия", т.е. наука, изучающая самые главные, основные проблемы бытия, "сущее вообще". Однако в I в. до н.э., когда рукописи Аристотеля были систематизированы, то книги, посвященные основополагающим философским проблемам, были помещены после книг, в которых рассматривались проблемы естественной природы, - после книг по "физике". Отсюда возникло название философских рукописей Аристотеля о "сущем" - "Метафизика" ("То, что после физики"). С тех пор "Метафизикой" называют как главное философское произведение Аристотеля, так и само учение Аристотеля о сущем. Более того, со временем слово "метафизика" стало обозначать отдельную отрасль философской науки и в этом смысле оно существует до сих пор. Метафизика, как часть философии, - это учение о сверхчувственном бытие. Ядро всей аристотелевской метафизики составляет его своеобразное учение о идеях. Что такое идея вещи? Свою философскую деятельность Аристотель начинал как искренний платоник. Однако позднее пришел к выводу, что философия Платона внутренне противоречива, причем данную противоречивость Платон не в силах преодолеть. И основное противоречие заключается в платоновском учении об идеях. В различном понимании взаимоотношения идеи и вещи и заключается главное расхождение между Платоном и Аристотелем, из него и выросла впоследствии вся аристотелевская система философии. Аристотель выстроил целую систему доказательств ошибочности платоновского учения об идеях, которая до сих пор служит основой для критики крайностей идеалистической философии Платона. Аристотель соглашался с Платоном в одном - в самом деле каждая вещь является результатом соединения идеи и материи. Идея в этом случае представляет собой смысл вещи (по Аристотелю - "суть бытия" вещи), материя - средство воплощения идеи. Но вот платоновское толкование взаимоотношения идеи и самой вещи Аристотеля не устраивали совершенно. Платон считал, что идея существует сама по себе, отдельно от вещи, в мире идей, а вещь - сама по себе, отдельно от идеи, в реальном мире, являясь лишь "образцом", "копией" своей идеи. Идея - причина возникновения вещи. При этом идеи вещей живут в своем мире тоже независимо друг от друга. Но тогда, если полностью следовать платоновскому учению, окажется, что причиной возникновения такой простой вещи как стол является бесчисленное множество идей - идея стола как такового, идея каждой ножки стола в отдельности, идея всех ножек стола вместе, идея столешницы, идея круглой столешницы, идея квадратной столешницы и т.д. до бесконечности. Стол складывается из разных единичных частей, причиной возникновения которых были идеи этих частей. Следовательно, сам стол - это не воплощении одной идеи стола как такового, а воплощение бесчисленного множества идей. Но каким образом идеи различных часте...
Другие файлы:

Аристотель (12 книг)
Аристотель (Aristotélçs) (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона и учитель Александра Македонского....

Аристотель.Сочинения в четырех томах. Том 1
Аристотель - древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Лике...

Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 1-4
Аристотель - древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей...

Аристотель
Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городеСтагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотелякомпенсировалось тем, что он был сыном из...

Аристотель
Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городеСтагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотелякомпенсировалось тем, что он был сыном из...