Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Юность: возрастные и социально-психологические аспекты

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Становление личности в юношеском возрасте. Формирование ценностных ориентаций при социализации. Проблема выбора профессии. Особенности жизненных составляющих подростка, место и роль дружбы, любви. Девиантное поведение как форма десоциализации личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава I. Процесс социализация в юности

1.1 Становление личности в юношеском возрасте

1.2 Формирование ценностных ориентаций в процессе социализации

Глава II. Жизненные составляющие подростка

2.1 Проблема выбора профессии

2.2 Дружба как элемент социализации в юности

2.3 Любовь как элемент социализации в юности

2.4 Девиантное поведение как форма десоциализации личности

Заключение

Библиографический список

Введение

Но в современном взгляде на процесс взросления человека принято считать, что период юности длится с 15 до 21 года. Обычно выделяют две фазы юности: ранняя юность, которая граничит с детством (подростки) (15-17 лет) и юность, которую можно рассматривать как начало вступления в зрелую жизнь (18-21 год).

Юность аккумулирует в себе все новообразования предыдущих возрастов, и они проявляются в юности в новом качестве. От раннего детства возвращается к юности эстетический тип мироощущения, чувство светлой бесконечности. Младший школьный возраст закладывает внимание к законам и порядкам мира внешнего, социального и морального. Новое их качество проявляется в том, что повзрослевший человек стремится не просто приспособиться к существующим законам, но и самому менять ситуацию, утверждая этот закон.

Из подросткового возраста ребенок вступает в новый период с умением сознательно подражать тем или иным образцам, со сложившимся представлением о себе как о личности, может применять волю для достижения определенной цели и начинает самоконструирование своей личности.

Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Внутренняя напряженность, свойственная этому возрасту, порождает чувство одиночества, которое усиливает потребность в общении со сверстниками и одновременно повышает избирательность. Поэтому огромное значение в юности приобретает дружба и любовь. Общение носит доверительный, интимный характер. Это возраст для установления близких, тесных, откровенных отношений с другими людьми. Дружба и любовь выступают своеобразными формами психотерапии, позволяя юношам и девушкам выразить переполняющие их чувства, получить поддержку, необходимую для самоутверждения.

Юношескими проблемами очень углублено занимался И.С. Кон, ему принадлежат такие работы, как «В поисках себя. Личность и её самосознание», «Психология старшеклассника», где он раскрывает основные аспекты юношеского периода. Так же юношеской проблематикой занимались Захаров А.И., Реан А.А., Шнейдер Л.Б, Мудрик А.В., Франкл В. и многие другие.

Актуальность проблемы юности заключается в том, что в это возрастной период острых проблем становления и развития личности, выбора будущей профессии и будущего жизненного пути. Тема юности всегда будет актуальна, т.к. каждый человек проходит через этот жизненный этап и сталкивается со многими трудностями в этом возрасте.

Объектом данной работы являются возрастные и социально-психологические аспекты юности, предметом - процессы социализации, самоопределения и самореализации личности в этот период.

Юношеский период - сложный этап в становлении, самоопределении и самореализации личности. Поэтому цель данной работы - осветить основные особенности социализации в психологии и в поведении человека в юности.

Задачи работы: раскрыть основные аспекты социализации личности в период юности, охарактеризовать взаимоотношения подростков со сверстниками, определить девиантное поведение как форму десоциализации личности.

Глава I Процесс социализация в юности

1.1 Становление личности в юношеском возрасте

Переходный возраст считается скачком в развитии, открытием собственного «Я», он заметно отличается как от детства, так и от взрослости, а также имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.

Хотя проблемы в юности у всех индивидов одни и те же, взрослеют все по-разному, действует закон «неравномерности созревания и развития». Эта неравномерность может быть как межличностная (отличия между сверстниками), так и внутриличностная (своеобразие в умственном, нравственном, физическом, половом развитии).

И. Кон писал, что в зависимости от индивидуальных особенностей существует три типа развития личности в юности. У первого типа период юности связан с эмоциональными трудностями, психологическими кризисами, конфликтами с окружающими и самим собой. У других людей юность протекает плавно, постепенно, им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с этим периодом взросления, они легко включаются во взрослую жизнь, но делают это пассивно, формирование самостоятельности может блокироваться механизмами приспособления. Третьему типу людей присущи скачкообразные изменения, не вызыаающие эмоционального срыва. Эти юноши и девушки рано определяют свои жизненные цели, обладают самодисциплиной, стремлением к достижениям, самоконтролем, но они малоэмоциональны. [5]

Э. Эриксон считал центральным пунктом подросткового и юношеского «Я» кризис переходного возраста, который он назвал «кризисом идентичности». А канадский психолог Д. Марш выделил в нём четыре уровня, каждый из которых индивид переживает за период юности: «диффузную идентичность», «предрешенность», «мораторий» и « зрелую идентичность», зависящих от степени самоопределения человека.

«Диффузная идентичность» означает, что индивид ещё не вступил в период кризиса. «Предрешенность» означает, что индивид уже сделал ответственный выбор, но не самостоятельно. «Мораторий» означает, что юноша находится в процессе самоопределения. «Зрелая идентичность» - кризис переходного возраста завершён и индивид переходит к самореализации.

«Диффузной идентичности» и «предрешенности» соответствует меньшая интеллектуальная самостоятельность. Первой стадии наиболее характерны изолированность, трудности в принятии решений в экстремальных ситуациях и скованность в таких случаях. Представители стадии «Предрешенности» обладают самыми низкими показателями самостоятельности, в стрессовых ситуациях пытаются выйти из игры. Индивиды, находящиеся в стадиях «моратория» и «зрелой идентичности», характеризуются хорошей рефлексией, наибольшей интимностью характеров.[5]

В тоже время имеются существенные половые различия в формировании личности. Юношам важно их профессиональное определение, именно оно является показателем взрослости. Они склонны считать себя менее общительными, жизнерадостными, чем их сверстники, приписывать себе доброту и способность понять другого человека. Девушки же считают себя более искренними, верными и справедливыми. Им для осознания своей взрослости менее важна профессиональная определённость, т. к. из-за женской сущности - феминности - им более важна семья, межличностные отношения. Показателем взрослости для девушки может быть желание вступления в брак.

«Сами по себе половые различия весьма существенны, проявляясь и в направленности интересов, и в специфике эмоциональных решений, и в структуре общения, и в критериях самооценок, и в психо-сексуальном развитии, и даже в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного самоопределения». [10 c. 260]

В период юности происходит становление нового уровня самосознания, нового отношения к себе. Оценка своего «Я» приобретает иные формы в соответствии с оценкой окружающих людей.

Уже в ранней юности на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. самооценка начинает основываться на собственном поведении, собственных взглядах и убеждениях, результатах деятельности.

В 15-16 лет особенно актуальна проблема несоответствия «Я»-реального «Я»-идеальному, но, по мнению И. Кона, это вполне нормальное явление, естественное следствие развития. Расхождение «Я»-реального и «Я»-идеального связано не только с возрастом, но и с интеллектом. У интеллектуально развитых молодых людей различия между качествами, которыми они обладают и которыми хотели бы обладать гораздо выше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями. [12]

Многим подросткам свойственно преувеличение свойственно преувеличение собственной индивидуальности, которое с возрастом проходит, но индивидуальное начало не ослабляется. Напротив, с возрастом человек ещё больше ощущает своё отличие от «усредненного» сверстника.

Вместе с сознанием своей неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Собственное «Я» нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью.

«Преувеличение своей уникальности, непохожести на других часто порождает застенчивость, страх показаться смешным, «потерять себя» в общении, напряженную жажду излить душу и одновременно острую неудовлетворенность существующими формами общения». [5 c. 126]

Также одной из проблем юности является новое восприятие времени. Для ребёнка существует только настоящее,...

Другие файлы:

Социально-психологические аспекты в менеджменте
Cоциально-психологические методы в управлении, анализ их влияния на деятельность организации на примере ТОО "Реал-Пласт". Факторы, влияющие на социаль...

Психологические аспекты управления персоналом
Основные социально-психологические направления работы в современной организации. Психологические методики набора и отбора персонала. Мотивация поведен...

Социально-психологические аспекты управления персоналом
Лидерство, влияние и власть как социально-психологические аспекты управления персоналом, описание стилей управления. Разработка мероприятия (тренинга)...

Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Важнейшие концепции феномена детской агрессивности. Возрастные психологические особенности ребёнка шести-семи лет. Социальные аспекты, классификация с...

Социально-психологические основы разработки управленческих решений
Социально-психологические методы нужны для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Современные теории мотивации. Проблемы исп...