Эмпирическое изучение особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческой среде
Краткое сожержание материала:
Размещено на
[Введите текст]
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы - это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними взаимопонимание.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание других людей. Эмоции же в современной психологии трактуются как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного, отношением их объектных свойств к потребностям субъекта.
Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.
Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - формирования личности в нем.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения
В современной психологии нет единой точки зрения на содержание и структуру категории общения. В частности, понимание общения в качестве определенной деятельности или как одного из ее элементов (А.Н. Леонтьев), выделение общения в самостоятельный вид деятельности (А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева), определение общения и деятельности как двух равноправных сторон бытия человека (Б.Ф. Ломов).
Степень научной разработанности. Проблема межличностного взаимодействия рассматривается в трудах отечественных психологов (Агеев В.С., Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Бодалев А.А. Круглова Н.Г., Ломов Б.Ф., и др.). В работах данных авторов межличностное взаимодействие воспринимается в качестве составной части общения. В зарубежной психологической науке (Адлер Р., Аргайл М., Вердербер Р., Вердербер К. и др.) основное внимание уделяется поведенческим аспектам феномена «интеракция», его структурным компонентам и механизмам. Е.И. Головаха, С.П. Иванова, Н.В. Казаринова, В.Н.Куницына и другие авторы выделяют критерии или условия успешного межличностного общения.
Таким образом, цель данного исследования - изучить особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческом коллективе.
Объект исследования - общение как фактор познания людьми друг друга.
Предмет исследования - коммуникативная функция общения в студенческом коллективе.
Задачи исследования:
Анализ проблемы общения в трудах отечественной и зарубежных психологов.
Изучение особенностей коммуникативной стороны общения.
Рассмотрение специфики общения в студенческой среде.
Изучить уровень коммуникативного контроля и уровень общительности в студенческом коллективе.
Гипотеза исследования: в студенческом возрасте от 1 курса к 3 возрастает потребность в общении и уровень коммуникативного контроля личности.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования;
- метод теста: Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского);
- методы статистической обработки данных: t-критерий Стьюдента.
База исследования: УО "Лунинецкий профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства"
В исследовании приняли участие студенты 1-го и 3-го курса (40 человек, средний возраст16- 18 лет), среди которых 20 юношей и 20 девушек.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И ЕГО СПЕЦИФИКИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Анализ проблемы общения в трудах отечественных и зарубежных психологов
Выступая одной из сторон бытия, общение является важнейшим понятием современной психологии. Вне общения невозможно само существование человеческой психики. Б.Ф. Ломов утверждает, что особую роль общение играет в организации совместной деятельности, взаимопонимании людей, развитии межличностных отношений.
Рассматривая общение как основной фактор познания людьми друг друга регулирующий поведение человека по отношению к другим через психическое отражение объекта восприятия. А.Л. Бодалев отмечает, что общение - эго не только речь, но и отражение людьми друг друга во время взаимодействия и одновременно это отношение их друг к другу[4, с.89]. Ранее В.Н. Мясищев отмечал, что общение начинается с взаимопонимания, затем оно проявляется во взаимоотношении и затем разворачивается во взаимообращении людей[21, с.19]. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект (Ы.)».
А.Н. Леонтьев считает, что общение - определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента[27, с.16]. В.М. Соковкин анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Он пишет: «Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах»[3, с.93].
В.Н. Мясищев также внес весомый вклад в разработку комплекса вопросов, относящихся к психологии общения. По мнению В.Н. Мясищева, связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком[12, с.129].
Причины, определяющие наличие или отсутствие соответствия между отношением и обращением у участников общения, В.Н. Мясищев видел не только в личностных свойствах каждого из общающихся в отдельности, но и в обстоятельствах общения и, в частности, в характере малой группы, которую и образуют общающиеся люди. Он считал, что взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия, и в свою очередь, представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения.
Л.П. Буева предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения при этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных законов и отношений), а общение - его индивидуализированные формы»[6, с.104].
Подход к общению как к стороне совместной деятельности осуществлен в исследованиях Г.М. Андреевой. Автором сделана попытка синтезировать различные трактования проблемы общения. Г.М. Андреева предлагает более широко понимать связь деятельности и общения, где бы общение рассматривалось и как сторона «совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дереват»[3, с.205].
Что же касается зарубежных исследователей, их подходы к определению термина общения несколько отличаются. Но Дж. Мид, Т. Парсонс, К. Чери, К. Ясперс, как и отечественные ученые Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, стоят на позиции социально - культурного общения. С точки зрения данных авторов, общение выступает непременным условием существования любых форм социальной и индивидуальной жизни человека. Потребность в общении является первичной социальной потребностью человека в онтогенезе. В процессе разнопланового общения индивид развивается как личност...
Особенности коммуникативной готовности ребенка к школе
Изучение психологической и коммуникативной готовности ребенка к школьному обучению. Особенности развития произвольно-контекстного общения старших дошк...
Психологические закономерности делового общения
Коммуникационный процесс и особенности коммуникативной стороны общения. Вербальная коммуникация и место естественного языка среди других знаковых сист...
Теоретическое и эмпирическое изучение особенностей проявления лжи у студентов с различным уровнем локуса контроля
Изучение теоретических аспектов и проведение исследования проблемы проявления лжи и локуса контроля студентов. Выявление достоверных различий в особен...
Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста через занятия
Сущность и структурные компоненты коммуникативной компетентности. Особенности общения ребенка со сверстниками. Разработка комплексной системы занятий...
Экспериментальное исследование общения в социальных сетях
Особенности межличностного общения. Специфика общения в социальных сетях. Анализ общения, его коммуникативной, интерактивной и перцептивной стороны. К...