Эмпатические проявления работников детского дома
Краткое сожержание материала:
Размещено на
1
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Факультет психологии
Курсовая работа
по Общей психологии
на тему: «Эмпатические проявления работников детского дома»
Выполнил: студент группы 21-АС
Пономарёв И.А.
Проверила: преподаватель,
кандидат психологических наук,
Мельникова М.Л.
доцент кафедры общей психологии
Екатеринбург 2011
Содержание
Введение
1. Проблемы эмпатии в социальной психологии
2. Понятие эмпатии
3. Факторы, влияющие на эмпатийность личности
4. Проблемы общения со сверстниками
5. Конгруэнтная эмпатия
Заключение
Список литературы
Введение
Эмпатия - это проживание многих эмоций вместе с воспитанниками. Она имеет много положительных сторон, но и отрицательные.
В детском доме много факторов, которые приводят к взаимной неприязни между воспитанниками и воспитателями. Эмпатия это один из инструментов который используют не многие. Те же, кто используют должны понимать, что чувствование является «краеугольным камнем» при общении с детьми. В детских домах воспитатель должен жить одной жизнью с воспитуемыми и тогда он, возможно, сможет хоть чуть-чуть понять их, а они его.
Эмпатия при всей её важности не используется в детских домах достаточно сильно. Но и слишком сильное её использование приводит к эмоциональному выгоранию педагогов.
Только изучив все стороны данного вопроса можно найти пути к пониманию воспитанников и не допустить выгорания воспитателей.
1. Проблемы эмпатии в социальной психологии
Эмпатия является одной из многих причин эмоционального выгорания. Не можем сказать, что плохо когда педагоги и воспитатели сопереживают своим воспитанникам но необходим определённый предохранитель для того чтобы воспитатели могли нормально работать и жить в своей семье, а не думать только о том чтобы: родители позвонили, прислали письмо или чтоб воспитанники не полезли через забор либо в петлю. Воспитанники такого учреждения практически лишены родительского внимания и общения со сверстниками вне стен учреждения. Кратковременные прогулки вне стен учреждения не удовлетворяют в полной мере подростковой жажды общения.
Роль родителей приходится выполнять воспитателям, учителям и мастерам производственного обучения. Но если учителя и мастера общаются с воспитанниками только на занятиях, воспитатели должны заменить родителей во всё остальное время, а значит, им приходится жить жизнью воспитанников: переживать вместе с ними радости и разочарования, победы и поражения. Вместе с пониманием их жизни становятся понятны их необходимости и стремления. Невольно воспитатели становятся самыми близкими людьми и лучшими друзьями или злейшими врагами для молодых людей.
2. Понятие эмпатии
Эмпамтия (греч. н - «в» + греч. рЬипт - «страсть», «страдание») - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. [1]
Издревле чуткие и внимательные люди могли «найти подход к любому человеку», знали настроения и желания собеседника, предугадывали ход мыслей и поступки. В древности такие проницательные люди становились врачевателями или вождями, которые могли повести за собой. Самое сложное в эмпатии всегда было то что нельзя терять ощущение того откуда приходит это переживание, не путать свои желания, стремления и потребности с желаниями, переживаниями, стремлениями и потребностями другого.
Как сказано в национальной психологической энциклопедии:
Эмпатия - особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально эмпатия означает «вчувствование» в другого человека - в противоположность симпатии, то есть «сочувствию». Термин эмпатия восходит к эстетике и психологии XIX века, когда эмпатией обозначался способ понимания и объяснения объекта, основанный на моторной имитации и выводах из наблюдений над собственными кинестетическими ощущениями. [2]
Данное высказывание отчасти правильное но «вчувствование» не должно происходить из механического повторения действий человека, а более качественно его можно понять, общаясь с собеседником и понять его изнутри, может даже побыть в «его шкуре» но всегда нужно помнить о том кто ты есть и с кем ты разговариваешь.
По мнению В.В. Бойко: эмпатия позволяет постичь сущность другого человека. Не столько понять, сколько уловить тайные движения его души: суть мотивов и смысл поступков, источники интересов или антипатий, причины лжи или искренности, цели замкнутости или развязности и т д.
Если общаться с человеком спокойно, проникнув во внутренний мир и представлять его намеренья, желания, а так же прочувствовать его эмоции то, можно дать следующее определение:
Эмпатия - это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций - в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение. [3]
Не могу не согласиться с Виктором Васильевичем Бойко, но он не отразил в своём описании эмпатии того, что очень опасно идти к человеку с распахнутой душой, а иначе бесполезно. Конечно, эмпатия при общении, как с детьми, так и с взрослыми помогает постичь причины и следствия самопроявлений другого человека, то есть помогает понять, почему, когда, для чего, с кем (чем) он:
- это делает, говорит, думает, воспринимает, запоминает, вспоминает;
- хочет подумать, сказать, сделать;
- проявляет свои интересы, потребности, способности.
Спрогнозировать поведение другого означает понять, как, когда, почему, с какой целью он:
- сделает, скажет, подумает по данному поводу;
- сможет реализовать свои мотивы, желания, потребности;
- допустит или не допустит определенные ошибки.
Адекватно проникнуться в психику другого означает понять, как, когда, с какой целью влиять на него, чтобы:
- вызвать желаемые изменения в его мыслях, памяти, восприятии, словах, поступках,
- вызвать желаемые перемены в его потребностях, мотивах, интересах, планах. [3]
Такое огромное количество информации, которую возможно, психолог сможет понять и предугадать, столько много про человека, с которым просто поговорит может показаться неправдой, но ведь в процессе разговора психолог «проникает в душу» и вообще-то не все дети смогут спокойно открывать свою душу.
Сам психолог должен располагать к себе детей и с помощью шутки, и с помощью соучастия, а иногда проявляя естественные родительские чувства которых так не достаёт в детском доме.
3. Факторы, влияющие на эмпатийность личности
эмпатия детский дом общение конгруэнтный
Способность к эмпатии, по-видимому, связана с развитием довербальных взаимодействий между матерью и ребенком, когда желания и потребности совпадают с реакциями на них.
Эмпатия - процесс предсознательный, автоматический и 'беззвучный'. Она сосуществует с другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении пациента. Чтобы добиться полного аналитического понимания, непосредственные, эмпатические впечатления должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией. Таким образом, эмпатия включает в себя многие компоненты - аффективные, когнитивные и логические, - которые, взаимодействуя, создают почву для аналитического лечения. [2]
Вся система образования с детства приучает, что для нас необходима надёжная, научная база, доказательства и факты которые фиксируются. Но в природе не всё подчиняется законам людей, научности и систематизации. Иногда рождаются или воспитываются люди которые не подходят под всеобщую чёрствость и невнимательность к окружающим.
Как отмечает А.П. Василькова: для людей проявляющих высокую степень эмпатии характерна мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а для демонстрирующих низкую степень - замкнутость, недоброжелательность.
Также влияют степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), их предыдущего опыта. Важную роль в формировании и развитии эмпатии играет эмоция печали. [5]
Издревле так сложилось что про людей, понимающих друг друга с полуслова занимающихся общим делом, или имеющих общие интересы, вид отдыха или общее горе называли «родственные души». Мы даже сейчас вполне согласны с данной формулировкой, как у них имеется эмпатическая связь
В повседневной жизни под эмпатией врачи подразумевают генетически врожденную, развитую в той или иной степени у разных лю...
Психологический анализ проблемы агрессивности воспитанников детского дома
Теоретические аспекты феномена агрессии и особенности ее проявления в подростковом возрасте. Виды агрессивного поведения у детей, находящихся в услови...
Разработка организационного проекта детского дома на сто мест
Социально-экономический анализ деятельности Кировского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Анализ состояния и динамики факторов внеш...
Разработка организационного проекта детского дома на сто мест
Социально-экономический анализ деятельности детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Анализ факторов внешней и внутренней среды и системы...
Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
Проблема "трудновоспитуемости" в отечественной науке. Психолого-педагогическая характеристика статуса воспитанника детского дома. Реализация индивидуа...
Преодоление иждивенческой позиции воспитанников детского дома
Использование результатов корреляционного анализа в преодолении иждивенческой позиции воспитанников детского дома. Сравнение сюжетно-ролевых игр детей...