Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Эмоциональное состояние преподавателей в профессиональной деятельности

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Характеристика эмоциональных состояний человека. Оценка психологической атмосферы в коллективе. Особенности влияния психологического климата коллектива на эмоциональное состояние преподавателей. Коррекция формальной и неформальной структуры группы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования влияния психологического климата коллектива на эмоциональное состояние преподавателей

1.1 Характеристика эмоциональных состояний

1.2 Психологический климат в коллективе

1.3 Особенности влияния психологического климата коллектива на эмоциональное состояние преподавателей

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния психологического климата коллектива на эмоциональное состояние преподавателей

3.1 Обработка и анализ данных, полученных по методике А.Ф. Фидпера «Оценка психологической атмосферы в коллективе»

3.2 Анализ результатов исследования эмоциональных особенностей преподавателей

3.3 Анализ результатов исследования по методике «Характеристика эмоциональности»

3.4 Количественный анализ полученных результатов исследования

Вывод

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Профессиональная деятельность педагога в учебных заведениях заслуживает серьёзного внимания со стороны психолога по нескольким причинам. Неоспоримым фактом является то, что от эффективность этой деятельности во многом зависит дальнейшая успешная реализация профессионального жизненного пути выпускников учебных заведений. Кроме того, от успешной педагогической работы зависит личностный профессиональный рост самих педагогов, продвижение их по служебной лестнице. А для успешной педагогической работы необходима не только профессиональная компетентность, знание психологии учащихся, но и хорошее здоровье педагога в широком смысле этого слова, как физическое, так и психологическое здоровье, которое, в свою очередь, зависит от психологического климата в коллективе педагогов, от психологической атмосферы в семье педагога и других факторов. Эмоциональное состояние педагога влияет и на эмоциональное состояние учеников, поэтому важно, чтобы педагог находился в благоприятном эмоциональном состоянии.

Актуальность выбранной темы весьма существенна, поскольку эмоции являются неотъемлемой и очень важной частью в жизни каждого человека. Мир эмоций пронизывает все стороны нашей жизни - нашу деятельность, отношение к другим, познание, общение. Все мы в каждый момент времени находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. В современном мире эмоционально напряженная жизнь человека и огромная роль эмоциональной сферы в его поведении делают проблему эмоций не только одной из самых актуальных, но и самых сложных.

Цель данной дипломной работы - выявить наличие влияния психологического климата коллектива на эмоциональное состояние преподавателей музыкальной школы.

Объект исследования - эмоциональное состояние преподавателей в профессиональной деятельности

Предмет исследования - влияние психологического климата коллектива на эмоциональное состояние преподавателей.

Гипотеза состоит в том, что психологический климат коллектива оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние преподавателей.

Задачи дипломной работы:

1. Охарактеризовать понятие психологического климата в коллективе и дать характеристику эмоциональным состояниям человека.

2. Провести эмпирическое исследование на выявление влияния психологического климата на эмоциональное состояние преподавателей.

Теоретической основой дипломной работы послужили труды таких авторов, как Амелин В.Я., Фридман Л.И., Немов Р.С. и др.

Методологической основой исследования является последовательная реализация принципов системности, развития, детерминизма.

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении влияния психологического климата на эмоциональное состояние преподавателей.

Практическая значимость работы заключается в использовании разработанных рекомендаций по оптимизации социально-психологического климата в коллективах.

Структура дипломной работы: введение, 3 главы, выводы, заключение, список использованной литературы, приложение. В первой главе раскрывается характеристика эмоциональных состояний, рассматривается влияние психологического климата на эмоциональное состояние учителей. Вторая глава посвящена организации методов исследования. В третьей главе представлено эмпирическое исследование влияния психологического климата в коллективе на эмоциональное состояние преподавателей детской музыкальной школы.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоциональных состояний преподавателей

1.1. Характеристика эмоциональных состояний

Эмоции и чувства являются неотъемлемой и очень важной частью в жизни каждого человека.

Мир чувств пронизывает все стороны нашей жизни - нашу деятельность, отношения к другим, познание, общение. Все мы в каждый момент времени находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Искусству жить, реализуя и утверждая свою индивидуальность по возможности разносторонне и многогранно, человек учится всю жизнью. Чтобы дать развиться своим эмоциональным и интеллектуальным возможностям, дать жизнь своему Я, нужна активная плодотворная деятельность - целеустремленная и систематическая. Чем более совершенна и результативна эта деятельность, тем благополучнее эмоциональный фон, на котором она протекает. Усиливая, фиксируя, разнообразя свои эмоции и чувства, человек поддерживает свою активность, устойчивость в контактах с миром и людьми, обеспечивает «настроенность» на решение той или иной задачи. Эмоциональная система является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Именно эмоции предают смысл и значение человеческому существованию. Известно, что беспокоящие мысли порождают соответствующие эмоции и могут привести к неблагоприятным последствиям [1,c.106].

Познавая окружающий мир, человек определенным образом относится к тому, что и кого он познает. Познавая других, он познает себя, открывая пути к самоизменению и самореализации. И путь этого познания и преобразования себя всегда эмоционально наполнен. Человек может переживать эмоциональные бури или наслаждаться душевным покоем, его может мучить неутихающая обида, стыд или отчаяние.

Эмоции окрашивают восприятие окружающего мира - от ликующего, светлого, радостного, яркого - к тусклому, угрюмому, серому. Некоторые люди не умеют выражать эмоции и эмоциональные состояния потому, что не усвоили необходимых принятых в обществе форм выражения [33,c. 292]. Эмоции меняют характер наших действий - от неадекватных, неуклюжих - к грациозным, целесообразным, выразительным. Богатство эмоционального мира - великое богатство для человека. Чувства и эмоции делают его жизнь полноправной, насыщенной, интересной. В точном переводе на русский язык «эмоция» от франц. Emotion- волнения, от лат. Emovere - возбуждать волновать, т.е. это душевное волнение, душевное движение. Концепция эмоций, разрабатываемая в отечественной (рефлективной) психологии, основывается на тезисе о том, что психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. Эмоции - это один из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга. Кроме того, эмоции - это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу эмоций.[20,с.552]. Когда человек испытывает то или другое эмоциональное состояние - удовольствие, скорбь, волнение, гнев, то при этом происходят не только определенные изменения во внутрителесных органах (изменение пульса, сокращение желудка, усиленная эндокринных желез), но и невольные изменения в его внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз, возникает улыбка, меняется осанка, появляются определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях, характере произнесения слов (голосовая мимика). Физиологическое возбуждение, которое имеет место при определённой эмоции, в большинстве случаев не отличается от возбуждений, имеющих место при других эмоциях. Однако учёные обнаружили едва различимые отличия в состоянии мозга и в содержании гормонов, связанных с разными эмоциями [24c.534]. Беспокойство младенца, недовольство, испуг, выраженные в плаче и крике, так же как улыбка удовольствия, говорят окружающим о состоянии ребенка потому, что имеется определенная связь между характером того или иного переживания и характером внешнего выражения чувств. Человек управляет выражением чувств не только для того, чтобы найти для переживания чувства социально приемлемую форму, но в ряде случаев для того, чтобы скрыть от других свое переживание. Иногда человек не хочет, чтобы знали о его влюбленности, глубокой печали, или хочет скрыть такие чувства, к которым люди относятся неодобрительно (зависть, злорадс...

Другие файлы:

Влияние психологического климата коллектива на эмоциональное состояние преподавателей детской музыкальной школы
Особенности влияния психологического климата на эмоциональное состояние преподавателей. Обработка и анализ данных, полученных по методике А.Ф. Фидпера...

Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной трудовой деятельности
Личностные особенности: особенности проявления в профессиональной трудовой деятельности. Эмоциональное выгорание: виды, причины, последствия. Специфик...

Общая характеристика явления "эмоциональное выгорание"
Эмоциональное выгорание как стресс. Личность как субъект профессиональной деятельности. Психологические особенности личности сотрудников правоохраните...

Эмоциональное состояние женщины во время беременности
Влияние беременности на эмоциональное состояние женщин. Повышенная тревожность и психологическое сопровождение женщин во время беременности. Сводная т...

Личностные особенности продавцов-консультантов с разным уровнем эффективности профессиональной деятельности
Понятие эффективности профессиональной деятельности и критерии ее оценки. Анализ подходов к проблеме эффективности профессиональной деятельности. Связ...