Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Теоретическое исследование и изучение проблем понимания чувств и эмоций в зарубежной и отечественной психологии. Психологическая характеристика эмоций и чувств аномального ребенка. Анализ уровней эмоционального развития детей с умственной отсталостью.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

38

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

Кафедра специальной психологии

Выпускная квалификационная работа

тема:

Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Выполнила:

студентка 3 курса группы В

Абрамова Татьяна Николаевна

Тула - 2011 год

Содержание

Введение

I. Исследование эмоций и чувств в зарубежной и отечественной психологии

1.1 Изучение эмоций: проблемы и трудности

1.2 Понимание эмоций и чувств в зарубежной и отечественной психологии

1.3 Краткий обзор исследований эмоций в специальной психологии

1.4 Психологическая характеристика эмоций и чувств аномального ребенка. Содержание эмоционального развития старших дошкольников

II. Экспериментальное исследование эмоций и чувств у аномальных детей

2.1 Изучение уровней эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

2.2 Формирующий этап эксперимента (психокоррекционная программа развития ребенка)

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Когда предметом обсуждения становятся эмоции и чувства не приходится указывать, что имеется в виду. Как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Проблемой эмоций занимались отечественные и зарубежные психологи: С. Л. Рубинштейн, К.Изард, Г.Х. Шингаров, Н. С. Ежкова.

Эмоции - постоянный спутник человека, оказывающий постоянное влияние на все его мысли и деятельность. Часто факторы эмоциональной природы затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой.

У людей с нарушенной или ослабленной способностью эффективного самоконтроля, эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Результаты влияния эмоций у этих людей могут быть самые различные: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья, поэтому возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных и аномальных детей.

В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Новизна данного исследования в том, что исследования эмоционального состояния аномального ребенка на очень низком уровне, а, следовательно, формирование личности умственно отсталого ребёнка, исследование потенциальных возможностей таких детей, к сожалению не распространено.

Проблема нашей исследовательской работы непосредственно связана с эмоциональным развитием детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, определением путей и приемов коррекции и профилактики отрицательных эмоций в системе психолого-педагогических и психотерапевтических мероприятий. Решение данной проблемы определяет цель настоящего исследования.

Объектом исследования являются эмоциональные состояния старших дошкольников с нарушенным интеллектом.

Предметом исследования выступает специфика эмоций и чувств у старших дошкольников с нарушенным интеллектом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме.

Подобрать методики для исследования. Дать их описание.

Провести экспериментальное исследование.

Осуществить анализ результатов исследования.

5. Подготовить практические рекомендации.

Гипотеза - процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушенным интеллектом происходит наилучшим образом при соблюдении следующих условий:

а) расширить представления детей с интеллектуальными нарушениями об эмоциональных проявлениях;

б) развить умение выражать эмоциональные состояния вербальными и невербальными способами;

в) обогатить опыт эмоциональной экспрессии.

Количество испытуемых: 20 детей - аномальные дети (6 лет МОУ НШДС № 1). Диагноз: умственная отсталость в степени дебильность.

Методы исследования:

1. анализ психолого - педагогической литературы;

2. наблюдение за детьми в процессе деятельности;

3. тестирование;

4. психолого - педагогический эксперимент в единстве этапов.

Методики:

методика №1. «В лесу».

методика №2. «Угадай настроение».

Диагностическая методика №3. «Определи настроение лица».

методика №4. «Подбери картинку к своему настроению».

Диагностическая методика № 5 Игра «Вкусно - не вкусно», Игра «Волшебные лужи».

ГЛАВА I.. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1.1 ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ

Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными научному пониманию эмоции продолжают оставаться предметом больших споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории.

Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмоциями проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности.

Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целым рядом причин. Прежде всего, тем, что когда речь идёт об эмоциях, то здесь наблюдается особый случай: они являются самой интимной специфической характеристикой психического. Именно в этом отношении эмоции может быть даже превосходят по своему значению компонент интеллекта; ведь во всяком случае современные ЭВМ, которые успешно воспроизводят ряд функции интеллекта, в принципе лишены какого бы то ни было подобия эмоциональности. Вот почему в силу того, что эмоции это явления глубоко человеческие, глубоко интимные, встает ряд вопросов, а можно ли их вообще систематически исследовать?

Можно ли в них обнаружить объективные закономерности, постоянство, регулярность?

Кроме того, в истории изучения проблемы эмоций на собственно психологическую её разработку оказывали влияние религия, эстетика и особенно этика.

На рубеже нашего века, когда с развитием техники расширились возможности экспериментального исследования, психология сделала резкий поворот к этому надёжному источнику знаний. Однако, ограничения, вполне естественные для экспериментального исследования эмоции, распространились и на теоретическую разработку проблемы. Эксперимент подчинил себе теорию, оставив ей функцию интерпретации полученных в нём данных. Теория эмоций, втиснутая в рамки экспериментально разрабатываемых проблем, потеряла системность, широту, а порой и жизненную реальность. Её сосредоточенность на вопросах, допускающих лабораторное изучение, не разрешает проблем, которые возникают в сфере воспитания межличностных отношений, аномального развития личности и в ряде других областей, практической деятельности человека. Ведь бесспорным является факт, как подчёркивал Г.Х. Шингаров, что «...эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и для привития ей социально-значимых черт. Нравственно воспитанным человеком является не только тот, кто лишь знает нормы и правила поведения, а тот, у кого знания слились с чувством, образовав убеждения, составляющие сердцевину человеческой личности» (40, 443).

Кроме того, познания эмоций и чувств, сосредотачивающих жизнь человека на определённых явлениях, познание внутренних конфликтов и кризисов, приводящих к переоценке идеалов, к решительным поворотам в жизни и тому подобных явлений могло бы способствовать решению задачи общепсихологической теории, а именно - интеграции ее феноменов, процессов, психических функций в целостную личность.

Как отмечает В.К. Вилюнас «Одно представляется бесспорным; даже если в этих утверждениях что-то преувеличено: без решения проблемы эмоций разработка общей теории психического невозможна» (11, 6).

Чтобы психология эмоций более полно охватывала круг связанных с эмоциями проблем, необходимы поиски новых направлений теоретического и экспериментального их изучения. При осуществлении этой актуальной задачи, важно знать результаты проведенных исследований, овладеть методическим опытом, накопленным в психологических лаборатория...

Другие файлы:

Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста
Понятие декоративного образа. Специфика лепки детей старшего дошкольного возраста. Эмоциональное восприятие народной изобразительной деятельности. Выя...

Развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Основные этапы нормального речевого развития. Классификация речевых нарушений. Исследование состояния и уровня развития речевого дыхания у детей старш...

Влияние уровня знаний детей о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста
Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета. Процесс ознакомления с цветом на занятиях...

Педагогическая программа сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Система методов укрепления состояния здоровья ослабленных детей: закаливание, эмоциональное состояние дошкольника, рациональное питание, физическое ра...

Физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного образования
Физиологические, психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста. Специфика организации физкультурного досуга для детей старшего до...