Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Эмоциональное благополучие детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Эмоциональное благополучие детей раннего возраста. Родительская позиция в семейном воспитании. Организация и проведение эмпирического исследования эмоционального благополучия детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей, анализ результатов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Кафедра психологии развития

Курсовая работа на тему:

Эмоциональное благополучие детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей

Выполнил: студент 4 курса

социально-педагогического факультета

специальности: «Дошкольное образование. Практическая психология»

Ваганова Ольга Андреевна

Научный руководитель:

Шматкова Инна Викторовна

Брест, 2014Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследований эмоционального благополучия детей раннего возраста

1.1 Сущность понятий: эмоции, эмоциональное благополучие, эмоциональное неблагополучие, потребности, привязанность

1.2 Эмоциональное благополучие детей раннего возраста

1.3 Родительская позиция в семейном воспитании

1.4 Роль обеспечения эмоционального благополучия для ребенка

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование эмоционального благополучия детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ результатов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

эмоциональный благополучие дети

Каждая ступень развития ребенка очень важна, так как на каждой ступени развития ребенок сталкивается с определенного рода задачами, от решения которых зависит его дальнейшее развитие и становление как личности. Поэтому каждая должна быть прожита ребенком полноценно - ведь тем самым закладывается основа для перехода на следующую ступень развития. В случае нарушения этого принципа имеют место негативные последствия. Так, ограничение ребенка в раннем возрасте в ласке, любви и физическом контакте приводит к его отставанию в познании окружающего мира, к снижению активности и нарастанию вялости, апатичности, к затрудненному развитию навыков общения. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость). Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности.

В современных условиях молодые мамы часто вынуждены раньше времени выходить из декретных отпусков, что может повлиять не только на эмоциональное благополучие детей, но и другие сферы. Поэтому целью исследования является сравнения уровня эмоционального благополучия детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей.

Задачи:

1. Определить теоретические основы исследований проблемы эмоционального благополучия ребенка, как основы его психологического здоровья.

2. Сравнить уровни эмоционального благополучия детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей.

Объектом является эмоциональное благополучие детей раннего возраста. Предметом - особенности эмоционального благополучия детей раннего возраста.

1. Теоретические основы исследований эмоционального благополучия детей раннего возраста

1.1 Сущность понятий: эмоции, эмоциональное благополучие, эмоциональное неблагополучие, потребности, привязанность

Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности, благодаря рефлексии эмоциональных реакций мы можем понять какие мотивы лежат за теми или иными поступками. [3]

Эмоции - это тот индикатор, который позволяет нам судить о степени удовлетворенности или неудовлетворенности тех или иных потребностей.

Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.

А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Мы рассматриваем эмоциональное благополучие как устойчивое эмоционально-положительное состояние ребенка, которое выражается в чувстве безопасности, положительном самоощущении в отношениях с другими людьми и выступает основой его высокой познавательной активности. Оно является фундаментом формирования отношения ребенка к миру и развития всех сфер его будущей личности.

Удовлетворение базовых психологических потребностей ребенка является необходимым условием обеспечения его эмоционального благополучия и, соответственно, профилактики возникновения нарушений эмоционального благополучия.

Потребность - это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, это внутреннее состояние нужды в чем-либо. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Потребности бывают: первичными (потребность в безопасности, потребность в любви и принятии), и вторично-специфичными (потребность

в самостоятельности, потребность в активном познании окружающего мира).[10]

Если существует понятие эмоциональное благополучие, логично предположить, что существует понятие эмоциональное неблагополучие. Итак, эмоциональное неблагополучие - это отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определённой пище или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников, на каждом возрастном этапе для ребенка значимы те или иные люди. В раннем возрасте этот значимый человек - взрослый. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребёнка - дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками[2].

Фаустова в своей статье «Особенности проявления эмоционального неблагополучия современных детей старшего дошкольного возраста» понимает под эмоциональным неблагополучием ребенка дошкольного возраста отрицательно окрашенное эмоциональное состояние детей, которое выражается в нестабильности эмоциональных реакций ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, в неадекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающими людьми, в доминировании отрицательных по содержанию эмоций, в выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму, в преобладании заниженной самооценки[7].

Привязанность в общей форме можно определить как «близкая связь между двумя людьми, не зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником их эмоциональной близости». Привязанность - это стремление к близости с другим человеком и старание всеми силами эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они - это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку, а это этого зависит будущее развитие личности ребенка.[10]

Детско-материнская привязанность возникает еще внутриутробно, на основе пренатального опыта. Важную роль в формировании материнских чувств у беременных женщин играют, согласно Брутману В.И.(1997), Радионовой М.С.(1997), телесные и эмоциональные ощущения, возникающие в процессе вынашивания будущего ребенка. Эти ощущения принято называть телесно-эмоциональным комплексом. Телесно-эмоциональный комплекс представляет собой комплекс переживаний, связанных с эмоционально-положительной оценкой телесной изменённости беременной женщины. В сознании будущей матери намечается телесно-чувственная граница между своим телом и плодом, способствующая возникновению образа ребенка. При вынашивании нежелательной беременности образ младенца, как правило, не интегрируется и психологически отторгается. Ребенок, в свою очередь, уже в пренатальном периоде способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери и реагировать на него изменением ритма движений, сердцебиений и др.

На качество привязанности влияет мотивационный аспект береме...

Другие файлы:

Рациональное питание детей раннего возраста
Книга посвящена вопросам питания детей раннего возроста: новорожденных, детей первого года жизни и, главным образом, детей от 1 года до 3 лет. В отдел...

Педагогические условия развития детей раннего возраста
Понятие и теоретические основы раннего возраста в психолого-педагогической литературе. Диагностика уровня развития детей раннего возраста. Реализация...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста. Организация предметно-прос...

Разработка диагностического комплекса для обследования речевого развития детей раннего возраста
Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста. Исследование причин задержки речевого развития у детей. Оп...

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новы...