Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Эмоции: их виды и функции

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
История возникновения понятия "эмоция" и его значение в наши дни. Врожденные и приобретенные эмоции. Отражательно-оценочная, побудительная, синтезирующая и экспрессивная функции эмоций. Анализ воздействия эмоциональной сферы на коммуникацию человека.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

В этой работе я постараюсь рассмотреть историю возникновения понятия эмоция, что оно означает в наши дни. Также рассмотрю, какие вообще есть эмоции, их классификация, теории возникновения эмоций. Именно эта связь поможет нам понять, как человек может управлять своими эмоциями. Изначально под понятием «эмоция» подразумевалось движение, как физическое явление. К примеру, Джон Локк (британский философ и психолог) еще в далеком 1692 году писал о том, что физическое упражнение ускоряет «эмоцию» человеческой крови или пульса (см. «The Oxford English Dictionary»). В ходе истории мы можем видеть трансформацию значения слова от «внешнего движения» к «движению внутреннему». Очень ярко это видно в проявлениях любви в 17-18 веков. В то время, влюбленные, выражая силу своих эмоций, обменивались жидкостями тела. Это означает следующее: приведу пример - молодые люди демонстрировали свою любовь, мочась на платье возлюбленной. Если рассматривать поцелуи того времени, то они скорее напоминают укусы нежели привычное для нас выражение чувств. В то время считалось нормальным целовать с такой силой, чтобы выступила кровь, а лучше - осталась отметина навсегда. Но уже в 1924 году. Роберт Вудвортс в своем учебнике психологии «A Study of Mental Life» описывает эмоцию как «возбужденное состояние индивидуума» (стр.118).В настоящее время под словом «эмоция» мы понимаем, что это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. Как мы знаем - природа наших эмоций, нашей лимбической системы - она является системой открытой. Например, кровеносная система - она закрытая и именно поэтому, то, что происходит внутри кровеносной системы другого человека, никак не влияет на нашу кровеносную систему. Состояние же открытой лимбической системы, напротив, очень зависит от внешних источников. И именно поэтому, то насколько мы эмоционально стабильны в большой мере зависит от окружающих нас людей. Нельзя оспорить тот факт, что лимбическая система появилась в результате эволюции, потому что именно такое ее строение дает нам возможность найти эмоциональную опору в окружающих близких нам людях, например, как малыш ищет утешения у матери. Эту открытость системы ученые определяют как «межличностную лимбическую регуляцию», с помощью которой человек передает сигналы, которые в состоянии изменить уровень гормонов, ритм сна, функции сердечно - сосудистой системы и даже характер иммунной защиты в организме другого человека. Именно при помощи этого механизма влюбленные вызывают друг у друга выбросы окситоцина, за счет которого и происходит то приятное чувство нежности и бережности. К слову сказать, наложение наших физиологий друг на друга происходит не только в любовных отношениях, но и во всех аспектах социализации, при этом наши эмоции соотносятся с эмоции человека находящегося рядом с нами в этот момент. Действие лимбической системы как открытой говорит нам о том, что другие люди, находящиеся рядом с нами, могут изменять нашу физиологию - а это значит и наши эмоции. В любом случае, не смотря на то, что эта система настолько открыта, мы часто даже не замечаем, как протекает сам процесс. В начале разговора, организмы собеседников работают независимо друг от друга, но всего через 15 минут их физиологические характеристики сближаются. Это проявление получило название «зеркального отражения». Это взаимопроникновение сильно заметно во время усугубления конфликта, именно тогда обида и гнев взаимно отзеркаливаются и накапливаются. Как ни странно, во время приятных взаимодействий эффект менее заметен. Что интересно, эмоции распространяются даже на невербальном уровне общения, правда, при условии, что люди находятся близко друг к другу. Как пример: Спокойная мама - спокойный малыш. Т.е. чем меньше расстраивается и паникует мама, тем более спокойный ребеночек у нее.

Эмоции

Функции

Древние философы и самые первые психологи считали, что есть базовый ряд эмоций, такие как: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, печаль и страх. Эмоции есть врожденные, и есть приобретенные. Врожденные эмоции мы можем наблюдать у младенца - это удовольствие и недовольство, его ребенок нам показывает своей улыбкой или плачем. Приобретенные эмоции - это, прежде всего наши чувства и отчасти настроения. Важность самих эмоций в жизни человека выражается в их функциях. В психологии принять выделять перечень функций.

Отражательно - оценочная функция. Это та функция, которая дает нам возможность дать оценку предметам и событиям, которые мы используем для достижения цели и удовлетворения своих потребностей.

Побудительная функция. Из оценки происходящего следует толчок к действию. По мнению С.Л.Рубинштейна, «Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».

Активирующая функция прямым образом связана с побудительной. Наши эмоции обеспечивают нам наилучший уровень работы центральной нервной системы и ее отдельных структур. Наши эмоциональные состояния по-разному сказываются на динамике нашей активности, на ее темпе и ритме. Эмоции радости, уверенности в победе, придают нам дополнительные силы, подталкивают к более серьезной и напряженной работе. Д.Хебб научным путем доказал зависимость между уровнем эмоционального возбуждения и эффективностью его деятельности. Из этого следует, что для получения самого высокого результата активности нежелательны не слишком сильные и не совсем уж слабые эмоциональные возбуждения. Совсем слабая эмоция не дает нам должной мотивации к деятельности, а слишком сильная действует на нее разрушающе, она не позволяет организоваться и не позволяет нам управлять собой. Для каждого из нас есть свой уникальный вид эмоциональной возбудимости, который позволяет показать максимум эффекта в работе. Это зависит от многих факторов: от условий работы, в которых она протекает, от самой работы и от самой индивидуальности человека, который там находится и много другого.

Регулирующая функция. Эта функция выражается через оценивание текущих событий и через их эмоциональное отражение, а так же через актуализацию нашего прошлого опыта. Именно из оценки, которая складывается у нас в результате наблюдений, которая нам позволяет определить степень полезности или вредности, у нас возникает желание к действию или бездействию. Это значит, что на одно событие, разные люди отреагируют совершенно по-разному.

Синтезирующая функция. Эта функция проявляется в полноте образов, связанных с ситуацией, в которой человек испытал очень сильные переживания. Любой человек может возбудить в себе эту эмоцию, та к вещи дорогого нам человека вызывают в нас чувство нежности, грусти, в случае смерти - печали.

Защитная функция. Такое сильная эмоция, как страх, предупреждает нас об опасности реальной или кажущейся нам. Она заставляет нас лучше продумать сложившуюся ситуацию, помогает нам определить возможность успеха или неудачи. Таким образом, страх защищает нас от каких-то неприятных последствий или даже смерти.

Экспрессивная функция. Эта функция отвечает за воздействие эмоциональной сферы на коммуникацию человека. С помощью нее мы устанавливаем контакт с другими людьми, общаемся с ними, воздействуем на них.

В связи с тем, что проявление эмоций в жизни человека настолько многообразно, психологам пришлось их разделить более четкой границей. Немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции и астенические. Стенические эмоции - это такие переживания, которые повышают в нас активность, а астенические напротив, снижают ее.

Классификация эмоций

эмоция врожденный экспрессивный синтезирующий

Так как формы проявления тоже очень разнообразны, их классификацию можно рассмотреть в следующем порядке.

Настроение. Такое наше эмоциональное состояние, которое временно дает окраску нашей деятельности той или иной эмоцией и является достаточно продолжительным по времени и также устойчивым. Причиной изменения нашего настроения может послужить радость от того что у нас что-то получилось лучше чем планировалось или напротив, страх неудачи, новости приятные нам и ли наоборот - неприятные. Хорошее настроение способствует бурной деятельности, дает нам возможность мобилизироваться. Плохое же настроение, напротив, сводит все наши порывы на нет.

Фрустрация. Это такое негативное состояние, которое обуславливается невозможностью удовлетворить те или иные потребности. Часто причиной этому состоянию может послужить конфликт с коллективом. Это же в свою очередь может повлечь за собой депрессивное состояние, агрессивность или деятельность по инерции, все эти состояния являются видами фрустрации. Предотвратить эту реакцию может развитие процесса торможения и хорошее воспитание. Чаще всего таким этому состоянию подвержены люди сильно возбудимые, распущенные, чаще всего дети.

Страсть. Это напротив, сильное, глубокое и превалирующее эмоциональное переживание. Оно заставляет нас зациклиться одной единой цели и очень сильно влияет на наши потребности и устремления. Она может быть как положительной, так и отрицательной и может проявляться в любом виде деятельности, как в работе, так и в личной жизни. Понятно, что положительные страсти помогают нам в достижении каких-то целей, которые мы сами себе ставим. И в тоже время пагубные страсти могут привести губительным последствиям, как самой личности, так и его организма.

Аффекты. Сравнительно недолгая, но сильная и бурная реакция на внешний стимул, сильная настолько, что человек...

Другие файлы:

Эмоции в жизни человека
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек: собственно эмоции, чувства, аффекты. Механизмы языкового выражения эмоций, их функции. Ф...

Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация

Особенности эмоциональных реакций дошкольников
Эмоции, переживаемые детьми в дошкольном возрасте. Эмоциональный процесс, виды эмоций. Фундаментальные эмоции и их комплексы. Потребность в эмоциональ...

Эмоции человека
Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций по силе длительности и качественным параметрам. Теории эмоций и их содержание. Самооценка эм...

Природа разума
СодержаниеПостановка задачи Душа. Общее определение и свойства Информационные структуры души Общие принципы организации психики Узел управления психик...