Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Экспериментальное исследование стратегий поведения в конфликте членов трудового коллектива

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Особенности и причины возникновения межгрупповых конфликтов. Формирование выборки и описание этапов исследования стратегий поведения в конфликте членов трудового коллектива салона красоты "Lime". Управленческие воздействия на межгрупповые конфликты.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Однако, сказанное вовсе не означает, будто любое противоречие интересов и целей приводит к их конфликту между собой. Противоречие и конфликт - далеко не одно и то же, и не всегда развитие противоречия оборачивается конфликтом. Чтобы конфликт возник, необходимо, чтобы соперничающие за что-либо индивиды или их социальные группы, во-первых, осознали противоположность своих интересов и целей, а, во-вторых, начали активно противодействовать сопернику.

Только то противоречие, которое реализуется в активном противодействии друг другу двух или более личностей, групп, партий, стран и т.п., становится первоосновой и истоком социального конфликта.

Современные ученые, занимающиеся этой проблемой, это: немецкие ученые Зигерт В., Ланг Л. Работа «Рукрводитель без конфликтов» (М. 1990), где они рассмотрели предпосылки возникновения, условия и способы предупреждения конфликтов; английский ученый Скотт Дж.Г. работа «Конфликты. Пути их преодоления» (Киев 1991) выявил, что скрытые нужды и планы питают многие конфликты; ученые Фишер Р. и Эртель Д. работа «Подготовка к переговорам» (М. 1996) рассмотрели конфликты между руководителем и подчиненным, и разработали методы их урегулирования.

За рубежом издаются работы содержащие рекомендации методики, которые помогут предотвратить и успешно разрешить конфликты, например «Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менеджеров» (Р./ на Д., 1997г.)

В нашей стране не так много научных разработок по этим проблемам, что объясняется имевшей место идеологической установкой о бесконфликтности развития социализма. На современном этапе изучением конфликтов занимаются: В.И. Сперанский, Э.Э. Карпинский, Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, В.Р. Веснин и другие. Профессор В.И. Сперанский в своей статье «Конфликтогенные факторы социальной напряженности» (М.1990) рассмотрел причины конфликтов и социально-экономические, психолого-демографические факторы конфликтов. Кандидат психологических наук Э.Э. Карпинский в главе «Бесконфликтное общение» своей книги «Искусство делового общения» (М.2000) ответил на такие вопросы, как сформировать бесконфликтные отношения в коллективе, какой «техникой» преодоления возникающих разногласий должен владеть руководитель, в чем сущность и причины любого конфликта. Бородкин Ф.М., и Коряк Н.М. в работе «Внимание: конфликт!» (М.1998) раскрыли причины и виды конфликтов и разработали стратегию и тактику поведения в конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация означает такое социальное взаимодействие между двумя или большим числом сторон (отдельных личностей, их групп, корпораций, стран и т.п.), цели которых реально или предположительно существенно различны или даже несовместимы. Сам же конфликт предстает как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций или взглядов субъектов социального взаимодействия.

Но какие бы обстоятельства не предшествовали возникновению конфликтной ситуации, чаще всего конфликт развертывается по диадической схеме противостояния двух враждебно настроенных субъектов - будь то индивиды, группы, коллективы, нации и т.п. А это означает, что в основе социального конфликта лежит противоречие между интересами, целями. Устремлениями, ожиданиями различных, по крайней мере двух, противостоящих друг другу субъектов.

Данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Глава 1. Особенности межгрупповых конфликтов

1.1 Социальный конфликт

Итак, социальный конфликт (от лат. Conflictus - столкновение) есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиваться реализации его интересов.

Из данного определения вытекает, что социальный конфликт возникает и развивается в определенной социальной ситуации, характеризующейся тем, что между действующими в ней индивидами и (или) их общностями (этническими, демографическими, территориальными, профессиональными и др.) существуют противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок. Причем эти противоречия настолько существенны для действующих в данной ситуации субъектов, что они во многом определяют способы организации людьми своей повседневной практики в ее целостности динамике. Сложная мозаика таких объективно существующих противоречий, обусловленных различием социального положения, экономических и политических позиций соперничающих сторон, их ценностных ориентацией и составляет то, что обычно называют конфликтной ситуацией.

С точки зрения социальной напряженности различают конфликтную деятельность двух видов. Одним из них является конфликтная деятельность со строгим жестким соперничеством, когда ее участники преследуют диаметрально противоположные цели, победа одной стороны означает одновременное поражение другой, как это бывает в случае восстания, путча и т.п. Но существует и другой вид конфликтного действия с нестрогим соперничеством, когда с учетом целей и интересов сторон может быть найден компромисс или достигнуто единство. Так, например. Решение имущественного спора нередко достигается благодаря взаимным уступкам.

При возникновении конфронтации конфликтная деятельность независимо от того, как в дальнейшем разрешится конфликт с точки зрения деятельностного подхода, разворачивается по определенной психологической матрице. В ней используются такие специфичные действия, как дезинформация противника, его заманивание выжидание. Устрашение и т.д.

Важнейшей социальной характеристикой конфликтной деятельности является принятие решений соперничающими сторонами. Выработка решения часто сопровождается колебаниями сомнениями, связана с обсуждением и борьбой мотивов. Нерешительные люди иногда намеренно оттягивают принятие решения, ожидают, что изменение ситуации само может принести тот или иной выбор действий. Другие, напротив, активно ищут решение в самых сложных ситуациях, всегда готовы взять на себя ответственность и не перекладывают принятие решений на имеющиеся обстоятельства. В большинстве случаев в выигрыше оказывается та сторона, которая лучше учитывает особенности конфликтной ситуации, соотношение выгод и уязвленных мест соперника и своих собственных, принимает более обоснованные решения и неуклонно проводит их в жизнь, преодолевая сопротивление противоположной стороны.

1.2 Типология социальных конфликтов

Для правильного понимания и истолкования социальных конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет их типологизация , т.е. вычисление их основных типов на основе выявления сходства и различия.

Надежных способов идентификации конфликтов по общности существенных признаков или отличий. Существует много принципов классификации и систематизации конфликтов, например, по степени укорененности в объективных социально- экономических основаниях общественных процессов и систем (структурные и неструктурные конфликты), в зависимости от преобладающего влияния тех или иных факторов в возникновении конфликтов (экономические, политические, идеологические, межнациональные, религиозные, бытовые и т.д.), в зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, межстрановый (межгосударственный) и глобальный), в зависимости от формы и драматизма (остроты) протекания конфликтов (антогонистические и неантогонистические, явные и скрытые, организованные и неорганизованные, конструктивные и деструктивные, рациональные и нерациональные, в зависимости от структурной организации индивидов и групп, втягиваемых в конфликты (межличностные, внутригрупповые, межгрупповые). Более подробно остановимся на последней классификации.

Межличностные конфликты развиваются по схеме «индивид - индивид», и в них соперничают, противостоят друг другу два или более индивида, чаще всего (но не обязательно входящие в данную социальную группу. Примеров таких конфликтов можно привести множество из жизнедеятельности любой, так называемой, контактной группы, где контакты между ее членами происходят практически ежедневно - учебная группа, бригада, исследовательская лаборатория и т.п. прич...

Другие файлы:

Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат
Анализ данных, касающихся исследований социально-психологического климата и роли ее членов в его формировании. Влияние определенного стиля поведения ч...

Поведение в конфликте и аддитивное поведение у подростков
Проблема взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и аддитивного поведения в подростковом возрасте в психологии. Стремление подростков уйти от реаль...

Социально-психологический климат трудового коллектива
Функции психолога в учебном заведении. Исследование психологического климата и межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе. Диагностика...

Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность дан...

Влияние трудового коллектива на деятельность организации
Трудовое поведение и его определяющие факторы. Уровень психологического давления коллектива на своих членов. Стиль руководства как основа взаимодейств...