Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
«Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием»
Выполнил:
студент 4 курса 47 группы
Дугин Р.
Научный руководитель:
Щурова Ю.Е.
Орел 2013
Введение
Память -- это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком (или животным) своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств.
Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная, эмоциональная или аффективная (память "чувств "), образная и словеснологическая.
На запоминание оказывает большое влияние эмоциональное отношение к запоминаемому материалу, с положительными эмоциями материал запоминается лучше. Запоминание зависит от развития волевых качеств человека, слабовольные люди запоминают плохо, поверхностно.
Таким образом, остается актуальным вопрос практического изучения памяти и его особенностей у детей с психическим недоразвитием с целью организации и оптимизации образовательного процесса и коррекционно-развивающего воздействия.
Объектом нашего исследования является память.
Предметом являются словесная память детей младшего школьного возраста.
Цель: выявление особенностей словесной памяти детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой можно сформулировать основные задачи:
Выявить уровень развития произвольного словесного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием;
Выявить уровень развития опосредованного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием.
В исследовании приняло участие 30 испытуемых. Из них 15 испытуемых - дети младшего школьного возраста с нормальным развитием и 15 испытуемых - дети младшего школьного возраста с психическим недоразвитием. Экспериментальное исследование проводилось на базах «Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 14 VIII вида» г. Орла и «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.
Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием
Организация и проведение экспериментального исследования
Наше исследование предполагает выявление и сравнение особенностей словесной памяти и опосредованного запоминания младших школьников с нарушенным психическим недоразвитием и с нормальным развитием.
Объектом нашего исследования является память.
Предметом являются словесная память детей младшего школьного возраста.
Цель: выявление особенностей словесной памяти детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой можно сформулировать основные задачи:
1. Выявить уровень развития произвольного словесного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием;
2. Выявить уровень развития опосредованного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием.
Описание выборки экспериментального исследования
Данное исследование проводилось с марта по май 2013 года на базах «Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 14 VIII вида» г. Орла и «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.
В первую группу вошли 15 детей с нормальным психическим развитием, в медицинских картах которых нет каких - либо указаний на недостатки психического развития. Эти дети являются учащимися «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.
Во вторую группу вошли 15 детей с диагнозом - психическое недоразвитие. Эти дети являются учащимися «Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 14 VIII вида» г. Орла. В данную группу вошли испытуемые с разными диагнозами: F70, F70.02, F70.07, F70.08, F70.09, F80.88, F98.0, F84.8, F98.0.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования были использованы следующие методики:
1) Методика «10 слов»
Цель: Изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания.
Параметры анализа:
- скорость запоминания,
- объем кратковременной памяти,
- объем долговременной памяти,
- точность воспроизведения,
- наличие средств для запоминания,
- объем отсроченного воспроизведения.
Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».
2) Методика «Пиктограмма»
Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.
Параметры анализа:
- способность выбрать образ на подавляющее большинство понятий,
- уровень адекватности (обязательным является наличие по крайней мере 2-х или 3-х стандартных образов),
- “нормальная” упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик.
Инструкция: «Можно зарисовывать, что угодно и как угодно, при назывании слова или словосочетания, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание».
Анализ и обсуждение результатов исследования
Анализ результатов исследования словесной памяти младших школьников с нормой развития
Данные, полученные в группе детей младшего школьного возраста с нормой развития по методике «10 слов», направленной на изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, представлены в следующей диаграмме:
Рис №1
Результаты изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания в группе испытуемых младшего школьного возраста с нормой развития
Инструкцию дети поняли с первого раза. Дополнительных разъяснений не потребовалось. У 56 % детей можно отметить высокий уровень скорости запоминания, так как ко второму повторению испытуемые могли воспроизводить до 8-9 запоминаемых слов. У 44% детей скорость запоминания и точность воспроизведения соответствует среднему уровню, так как 8-9 cлов детям удалось воспроизвести к 3-4 повторению.
В связи с этим фактом можно говорить о высоком уровне точности запоминания у 56% и среднем у 44% детей.
Следует отметить, что 60 % детей продемонстрировали высокий уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания.
Работоспособность сохранялась на высоком уровне. Наблюдался низкий уровень утомляемости. Нарушений слухового восприятия и внимания не наблюдалось. Дети не отвлекались на посторонний шум. В качестве приёма для запоминания большинство детей данной группы использовало разгибание пальцев при воспроизведении ими слов.
Остальные 40 % детей показали средний уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания. Работоспособность сохранялась на высоком уровне. Нарушений слухового восприятия и внимания не наблюдалось. Следует отметить, что в данной группе детей не наблюдалось низкого уровня по методике.
Уровень отсроченного запоминания соответствует уровню каждого ребёнка. словесное запоминание произвольное недоразвитие
Данные, полученные в группе детей младшего школьного возраста с нормой развития по методике «Пиктограмма», направленной на изучение опосредованного запоминания, представлены в следующей диаграмме:
Рис №2
Результаты изучение опосредованного запоминания в группе испытуемых младшего школьного возраста с нормой развития
Исходя из результатов обследования, следует отметить, что 67 % обследуемых справились с заданием в соответствии с высоким уровнем. Инструкцию каждый ребёнок понял с первого раза, разъяснений в ходе проведения задания не потребовалось. Каждый ребёнок из данной группы смог заучить более 10 слов, что говорит о том, что дети могут логически связать дан...
Словесная память у детей с нарушениями слуха
Теоретико-методологические основы изучения памяти у детей, формирование словесной памяти глухих детей в процессе овладения речью, различия в запоминан...
Развитие памяти младших школьников в процессе учебной деятельности
Понятие памяти младших школьников. Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Диагностик...
Совершенствование памяти младших школьников в процессе индивидуальных занятий
Рассмотрение индивидуальных особенностей памяти младших школьников. Особенности разработки плана индивидуальных занятий с детьми, имеющими проблемы в...
Развитие памяти младших школьников
Задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Понятие памяти в общей психологии. Классификация видов человеческой памяти. Приемы про...
Диагностика и коррекция памяти младших школьников
Определение памяти, сущность и развитие процесса. Мгновенная, кратковременная, долговременная, генетическая, зрительная, слуховая, двигательная, эмоци...