Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Выявление уровня развития опосредованного и произвольного словесного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием. использование методик "10 слов", "Пиктограмма". Подведение результатов исследования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

«Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием»

Выполнил:

студент 4 курса 47 группы

Дугин Р.

Научный руководитель:

Щурова Ю.Е.

Орел 2013

Введение

Память -- это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком (или животным) своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств.

Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная, эмоциональная или аффективная (память "чувств "), образная и словеснологическая.

На запоминание оказывает большое влияние эмоциональное отношение к запоминаемому материалу, с положительными эмоциями материал запоминается лучше. Запоминание зависит от развития волевых качеств человека, слабовольные люди запоминают плохо, поверхностно.

Таким образом, остается актуальным вопрос практического изучения памяти и его особенностей у детей с психическим недоразвитием с целью организации и оптимизации образовательного процесса и коррекционно-развивающего воздействия.

Объектом нашего исследования является память.

Предметом являются словесная память детей младшего школьного возраста.

Цель: выявление особенностей словесной памяти детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.

Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой можно сформулировать основные задачи:

Выявить уровень развития произвольного словесного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием;

Выявить уровень развития опосредованного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием.

В исследовании приняло участие 30 испытуемых. Из них 15 испытуемых - дети младшего школьного возраста с нормальным развитием и 15 испытуемых - дети младшего школьного возраста с психическим недоразвитием. Экспериментальное исследование проводилось на базах «Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 14 VIII вида» г. Орла и «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.

Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием

Организация и проведение экспериментального исследования

Наше исследование предполагает выявление и сравнение особенностей словесной памяти и опосредованного запоминания младших школьников с нарушенным психическим недоразвитием и с нормальным развитием.

Объектом нашего исследования является память.

Предметом являются словесная память детей младшего школьного возраста.

Цель: выявление особенностей словесной памяти детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.

Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой можно сформулировать основные задачи:

1. Выявить уровень развития произвольного словесного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием;

2. Выявить уровень развития опосредованного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием.

Описание выборки экспериментального исследования

Данное исследование проводилось с марта по май 2013 года на базах «Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 14 VIII вида» г. Орла и «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.

В первую группу вошли 15 детей с нормальным психическим развитием, в медицинских картах которых нет каких - либо указаний на недостатки психического развития. Эти дети являются учащимися «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.

Во вторую группу вошли 15 детей с диагнозом - психическое недоразвитие. Эти дети являются учащимися «Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 14 VIII вида» г. Орла. В данную группу вошли испытуемые с разными диагнозами: F70, F70.02, F70.07, F70.08, F70.09, F80.88, F98.0, F84.8, F98.0.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования были использованы следующие методики:

1) Методика «10 слов»

Цель: Изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания.

Параметры анализа:

- скорость запоминания,

- объем кратковременной памяти,

- объем долговременной памяти,

- точность воспроизведения,

- наличие средств для запоминания,

- объем отсроченного воспроизведения.

Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».

2) Методика «Пиктограмма»

Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Параметры анализа:

- способность выбрать образ на подавляющее большинство понятий,

- уровень адекватности (обязательным является наличие по крайней мере 2-х или 3-х стандартных образов),

- “нормальная” упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик.

Инструкция: «Можно зарисовывать, что угодно и как угодно, при назывании слова или словосочетания, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание».

Анализ и обсуждение результатов исследования

Анализ результатов исследования словесной памяти младших школьников с нормой развития

Данные, полученные в группе детей младшего школьного возраста с нормой развития по методике «10 слов», направленной на изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, представлены в следующей диаграмме:

Рис №1

Результаты изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания в группе испытуемых младшего школьного возраста с нормой развития

Инструкцию дети поняли с первого раза. Дополнительных разъяснений не потребовалось. У 56 % детей можно отметить высокий уровень скорости запоминания, так как ко второму повторению испытуемые могли воспроизводить до 8-9 запоминаемых слов. У 44% детей скорость запоминания и точность воспроизведения соответствует среднему уровню, так как 8-9 cлов детям удалось воспроизвести к 3-4 повторению.

В связи с этим фактом можно говорить о высоком уровне точности запоминания у 56% и среднем у 44% детей.

Следует отметить, что 60 % детей продемонстрировали высокий уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания.

Работоспособность сохранялась на высоком уровне. Наблюдался низкий уровень утомляемости. Нарушений слухового восприятия и внимания не наблюдалось. Дети не отвлекались на посторонний шум. В качестве приёма для запоминания большинство детей данной группы использовало разгибание пальцев при воспроизведении ими слов.

Остальные 40 % детей показали средний уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания. Работоспособность сохранялась на высоком уровне. Нарушений слухового восприятия и внимания не наблюдалось. Следует отметить, что в данной группе детей не наблюдалось низкого уровня по методике.

Уровень отсроченного запоминания соответствует уровню каждого ребёнка. словесное запоминание произвольное недоразвитие

Данные, полученные в группе детей младшего школьного возраста с нормой развития по методике «Пиктограмма», направленной на изучение опосредованного запоминания, представлены в следующей диаграмме:

Рис №2

Результаты изучение опосредованного запоминания в группе испытуемых младшего школьного возраста с нормой развития

Исходя из результатов обследования, следует отметить, что 67 % обследуемых справились с заданием в соответствии с высоким уровнем. Инструкцию каждый ребёнок понял с первого раза, разъяснений в ходе проведения задания не потребовалось. Каждый ребёнок из данной группы смог заучить более 10 слов, что говорит о том, что дети могут логически связать дан...

Другие файлы:

Словесная память у детей с нарушениями слуха
Теоретико-методологические основы изучения памяти у детей, формирование словесной памяти глухих детей в процессе овладения речью, различия в запоминан...

Развитие памяти младших школьников в процессе учебной деятельности
Понятие памяти младших школьников. Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Диагностик...

Совершенствование памяти младших школьников в процессе индивидуальных занятий
Рассмотрение индивидуальных особенностей памяти младших школьников. Особенности разработки плана индивидуальных занятий с детьми, имеющими проблемы в...

Развитие памяти младших школьников
Задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Понятие памяти в общей психологии. Классификация видов человеческой памяти. Приемы про...

Диагностика и коррекция памяти младших школьников
Определение памяти, сущность и развитие процесса. Мгновенная, кратковременная, долговременная, генетическая, зрительная, слуховая, двигательная, эмоци...