Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Доверие"

Тип: отчет по практике
Категория: Психология
Скачать
Купить
Анализ специфики деятельности психолога дошкольного учреждения. Стиль педагогического руководства. Подбор оформляемого материала для осуществления профессиональной деятельности. Интерпретация данных, полученных в ходе психологического обследования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Характеристика учреждения

2. Анализ специфики деятельности психолога дошкольного учреждения

3. Описание проделанной работы

4. Индивидуальное задание

Заключение

Библиографический список

Приложение

А. Анкета «Определение стиля педагогического руководства учителя»

Б. Методика «Определение стиля педагогического руководства учителя»

Введение

С 01 июля по 14 июля 2013 года я проходил учебно-ознакомительную практику в центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие», по адресу: г. Нижнеудинск ул. Индустриальная 3

Цель: закрепление полученных теоретических знаний в практической деятельности, формирование умении и навыков профессиональной психологической сферы.

Задачи:

1) Обобщить знания, полученные в процессе профессионального обучения;

2) Получение навыков в подборе оформляемого материала для осуществления профессиональной деятельности;

3) Ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;

4) Получение навыков обработки и интерпретация данных полученных в ходе психологического обследования

1. Характеристика учреждения

Полное наименование: Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие», МОУ

Юридический адрес: 665106 г. Нижнеудинск ул. Индустриальная 3

Учредитель: администрация города Нижнеудинска

Режим работы учреждения: 5 дней в неделю с 7.00 до 19.00.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия -- согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы являются:

1) Последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений

2) Коррекция высших корковых функций

3) Воспитание устойчивых форм поведения и деятельности

4) Профилактика личностных нарушений

5) Профессиональная ориентация

6) Развитие игровой деятельности

7) Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми)

8) Увеличение пассивного и активного словарного запаса

9) Формирование связной речи.

10) Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи

11) Расширение запаса знаний и представлений об окружающем

развитие сенсорных функций

12) Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений

13) Развитие кинестетического восприятия и стереогноза

14) Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного элементов абстрактно-логического)

15) Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, Речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося Развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Необходимо раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить этиологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3 -- 4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедичсской работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга -- его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.

Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого разви¬тия при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте -- эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте -- предметная деятельность; в дошкольном возрасте -- игровая деятельность.

Для того чтобы тщательно изучить и выявить структуру психических и речевых нарушений, необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми' с тяжелыми и сочетанными нарушениями.

При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффекта внести коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители -- важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком, особенно если он по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития. Следует соблюдать правильный режим дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого требуется активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости от сознания полезности своего труда, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, ухолить в себя, ограничивать социальные контакты.

2. Анализ специфики деятельности психолога коррекционного учреждения

психолог дошкольный педагог обследование

Руководителем практики был назначен Борзов Владимир Григорьевич, занимающий должность педагог-психолог. Стаж педагогической деятельности 25 лет.

Психолог в коррекционном учреждении - это, прежде всего, человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Вместе с тем он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае в тех ее сторонах, которые опр...

Другие файлы:

Методические рекомендации Составитель: начальник социально-психологического отдела Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Психологическая реабилитация
Анализ психолого-педагогической литературы. Психотерапевтическое вмешательство. Направления развития психологической реабилитации. Теоретические и пра...

Особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения
Поведение как психологическая категория. Причины, условия и психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. Цели и методы психологическо...

Отношение к болезни подростков с патологией позвоночника
В Санкт-Петербурге существует Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии «Огонёк», который специализируется на реабилитации детей с орт...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - основы психолого-педагогической коррекции