Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Целостный системный подход к типологии личности. Исследования особенностей воображения, памяти, мышления

Тип: отчет по практике
Категория: Психология
Скачать
Купить
Анализ научной психологической статьи: "Критерии целостного системного подхода в психологической типологизации личности". Обзор основных свойств восприятия. Зависимость продуктивности запоминания от переживаемых чувств. Логическая и механическая память.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ»

КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»

ОТЧЕТ ПО ИТОГАМ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Выполнил студент Гранкина Ирина Андреевна

Отчет принят ст. преподаватель Климова Н.М.

Ростов-на-Дону 2014

Оглавление

1. Анализ научной психологической статьи: «Критерии целостного системного подхода в психологической типологизации личности»

2. Заключения по методикам

Приложения

1. Анализ научной психологической статьи: «Критерии целостного системного подхода в психологической типологизации личности» (Е.В. Дещеревская)

Основной целью, названной в данной статье, является попытка формализовать взаимоувязанные критерии для построения «инвариантной» базисной модели и соответствующей типологии личности, применимых для междисциплинарных задач в психологии, социологии, системе образования, менеджменте.

На мой взгляд, тема, затронутая автором, очень актуальна в наше время. Необходимость создания достаточно универсальной модели личности и соответствующей типологии личности, применимых в разных областях кажется вполне закономерной потому, что, во-первых, очевидна тенденция взаимопереплетения различных сфер жизни, включая экономическую, социальную, культурную, а, во-вторых, субъектом и объектом деятельности во всех этих сферах является человек - играющий различные социальные роли, но сохраняющий при этом свой индивидуальный портрет.

Автор раскрывает проблему в данной статье достаточно полно и широко. В данной статье автор выделяет главные требования к базисной модели: простота, полнота, независимость базисных элементов (критериев, факторов или осей), иерархичность типологических характеристик, соответствие модели эволюционному и целостному системному подходу (в расширенной трактовке), простота и ясность терминологии. Автор показывает, что построение модели в духе целостного системного подхода с необходимостью влечет за собой возможность ее психофизиологического и нейрофизиологического обоснования. Автор подчеркивает, что для решения междисциплинарных задач базисная модель должна работать не только на описательном, но и на объяснительном и прогностическом уровне, что особенно важно для практических задач. В статье обсуждается гипотеза о построении базисной модели на основе классификации или типологизации филогенетически обусловленных адаптационных стратегий индивида. Автор в своей статье обращается к другим авторам. В настоящее время различные классификации и типологии личности и характера используются в разных областях жизнедеятельности: в системе образования (КЛеонгард, Г.Айзенк, Р.Кеттел, А.Е.Личко и др.), в менеджменте (К.Юнг, И.Майерс-Бриггс и К.Бриггс, Д.Кейрси, А.Аугустинавичуте, Р.Белбин, Р.Шиндлер и др.), в полит- и PR-технологиях, в маркетинге, в психологической, психолого-социальной, психотерапевтической практике (Э.Кречмер, У.Шелдон, З.Фрейд, К.Юнг, К.Леонгард, А.Е.Личко, П.Б.Ганнушкин, М.Е.Бурно), в психиатрии.

Обобщая свою статью, автор формулирует требования целостного системного подхода к инвариантной модели и к типологии личности, пригодным для решения междисциплинарных задач.

Таким образом, выполнение требований полноты, «ортогональности» и инвариантности при построении модели личности подразумевает, что в результате должно получиться достаточно полное, но максимально простое описание, понятное специалистам разных областей науки и практики, что представляется крайне привлекательной и актуальной целью.

2. Заключение по методикам

Ощущение

1. Назовите свойства ощущений и приведите примеры жизненных ситуаций, в которых они проявляются.

Выполнение: 1. Порог ощущений. Пример: при тихом звуке достаточно слегка прибавить громкость, чтобы все ощутили разницу. Если же раздается громкая музыка или слышится сильный шум за окном, то незначительное их усиление нами не улавливается. 2. Адаптация. Пример: зайдя с солнечной улицы в темное помещение, мы в первый момент почти ничего не видим, однако довольно быстро глаза адаптируются к полумраку, и мы начинаем различать окружающее. 3. Сенсибилизация. Пример: при высокой заинтересованности мы можем услышать звуки, которые бы не услышали в обычной ситуации.

4. Синестезия. Пример: мы можем связать цвет со звуком (цветомузыка).

5. Качество. Пример: вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый.

6. Интенсивность. Пример: если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

7. Длительность. Пример: Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя.

2. Подготовьте несколько психологических рекомендаций, предписывающих, где и как можно использовать свойства ощущений на практике. Выполнение: 1. Такое свойство ощущения, как порог, можно использовать в телевизионной рекламе.

2. Адаптация - при воздействии какого-либо постоянного раздражителя нужно подождать, чтобы рецепторы адаптировались.

3. Перечислите виды профессиональной деятельности, предъявляющие повышенные требования к различным видам ощущений?

Выполнение:

1. Хирург - хорошо развитая зрительная сенсорная система.

2. Музыкант - хорошо развитая сенсорная слуховая система.

3. Дегустатор - хорошо развитое обоняние.

4. Художник - хорошо развитая зрительная, в частности цветовая, зрительная система.

Восприятие

1. Назовите основные свойства восприятия и приведите примеры их иллюстрирующие.

Выполнение:

- Предметность. Пример: отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира; определённые признаки складываются в определенный образ.

- Целостность. Пример: слушая музыку, мы слышим не отдельные звуки (колебания), а мелодию.

- Константность. Пример: движущийся в дали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

- Апперцепция. Пример: если человеку предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия он постарается найти какие-либо эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект.

- Избирательность. Пример: слушая лекцию, человек не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной.

- Осмысленность. Пример: даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами.

2. Подготовьте несколько психологических рекомендаций по практическому использованию свойств восприятия.

Выполнение:

Несмотря на то, что восприятие обладает константностью для оформления дизайнерского сайта необходимо чтобы графические элементы имели законченную форму для уверенности в том, что восприятие будет правильным.

Восприятие обладает избирательностью, что следует учитывать при оформлении рекламы на каком-либо сайте (например, яркость, мигание).

Воображение

1. Назовите функции воображения и приведите примеры их иллюстрирующие.

Выполнение:

1. Познавательная. Пример: воображение способствует расширению и углублению знаний.

2. Функция предвосхищения. Пример: в речевом плане - облегчается мысленное построение фразы; облегчается процесс предвосхищения результата поступка, последующего образа действия.

3. Регулирующая. Пример: образы воображения, будучи связанными с потребностями, интересами и другими компонентами направленности личности, становятся одним из психических факторов творческого вдохновения. 4. Контрольно-корректирующая. Пример: позволяет связать ошибки и недочеты, а также совершенствовать методы и приемы выполняемой работы. 5. Функция эмоционального вдохновения. Пример: яркие образы воображения влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение настроения в ее процессе.

2. Перечислите виды воображения и предложите учебные задания или психологические воздействия, позволяющие их актуализировать.

Выполнение:

- Воссоздающее воображение. Для того чтобы актуализировать воссоздающее воображение, испытуемому необходимо представить то, что он уже видел. Например, если это море, испытуемому необходимо представить солнце, пляж, песок и т.д.

- Творческое воображение. Для того чтобы актуализировать творческое воображение, испытуемому необходимо представить несуществующее животное. - Мечта. Для того чтобы актуализировать мечту, испытуемому необходимо представит свою жизнь через год, 20 лет, чтобы он хотел добиться к этому времени и т.д.

Опыт 1 Исследование индивидуальных особенностей воображения

Цель исследования - определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость...

Другие файлы:

Индивидуальные особенности памяти, воображения, мышления и их развитие
Развитие памяти, воображения и мышления в процессе онтогенеза, проявление их особенностей у индивидуума. Основные параметры памяти: скорость, прочност...

Психология личности
Характеристика личности как предмета психологического исследования в отечественной психологии. Идея целостности и системный подход в изучении человека...

Типы личности в социальной психологии
Структура личности и диспозиционный подход к ее определению. Общая характеристика типологии психосоциотипов. Виды темпераментов по И.П. Павлову, А. Ад...

Изучение памяти школьников разного уровня успеваемости
Особенности памяти у школьников. Экспериментальные исследования особенностей памяти и способности. Методы исследования индивидуальных особенностей пам...

Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников
В предлагаемом пособии представлены диагностические методики и методические рекомендации, раскрывающие сущность и особенности развития основных познав...