Формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в ВУЗе
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
Сегодня необычайно актуализируется проблема адаптации и самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности. Проблема адаптации студентов на первом курсе в вузе находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, диссертаций.
Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в институте. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и большой отсев по результатам сессии. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и институте. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения.
Сама по себе адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Трудности адаптации - это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.
Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:
· в новую социальную среду;
· в учебно-познавательный процесс;
· в новую систему отношений.
Бывшие школьники, поступающие в вуз, - только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. На «базе» этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов.
Сегодня необычайно актуализируется проблема адаптации и самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности.
В педагогической литературе проблема сопровождения процесса адаптации рассматривалась М.Р. Битяновой, К.Ю. Грачёвым, B.C. Кагерманом, Л.И. Кохановичем, В.А. Комаровым, B.А. Караковским, Л П. Лазаревой, А.П. Тряпициной, O.E. Шафрановой и др., как система профессиональной деятельности психолога, педагога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, самоопределения и психологического развития в ситуациях взаимодействия в процессе обучения [24].
Однако практический аспект реализации задачи проблемы адаптации личности первокурсника остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения, относительно меняется молодое студенческое поколение и соответственно должна изменяться технология работы педагогов [31].
С учетом выше сказанного был сделан выбор темы исследования.
Цель: изучить формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе.
Объект исследования - процесс адаптации студентов-первокурсников в вузе.
Предмет исследования - трудности адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «адаптация».
2. Рассмотреть подходы к изучению адаптации в научной литературе.
3. Изучить практический опыт выявления трудностей адаптации студентов первого курса.
4. Рассмотреть формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
Глава 1. Психологический анализ проблемы адаптации студентов-первокурсников на этапе обучения в вузе
1.1 Психологическая сущность понятия «адаптация»
Проблема адаптации одна из самых фундаментальных междисциплинарных научных проблем, которая изучается как на педагогическом, психологическом, так и на социально-экономическом, медико-биологическом и других уровнях [15].
Изучение процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям предполагает анализ категории «адаптация». В энциклопедическом словаре термин «адаптация» определяется как «...приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды», что более характеризует медико-биологические аспекты этого процесса [23].
В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [18].
Адаптация (лат. adapto --приспособляю) -- процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. [9].
Можно также выделить несколько видов адаптации: психофизиологическую, социально-психологическую, профессиональную и организационную.
Психофизиологическая адаптация - приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда. В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труд.
Социально-психологическая адаптация - приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе социально-психологической адаптации происходит включение человека в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
Профессиональная адаптация -- постепенное совершенствование трудовых способностей человека:
· профессиональных навыков;
· дополнительных знаний;
· навыков сотрудничества и т.п.
Как правило, удовлетворенность трудом наступает при достижении определенных результатов, а последние приходят по мере освоения сотрудником специфики работы на конкретном рабочем месте.
Организационная адаптация -- усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре [29].
Адаптационный процесс характеризуется двойственностью. В нем приобретаются новые возможности и одновременно перестраиваются уже имеющиеся. Сохранение эффективности деятельности происходит благодаря готовности к привыканию в других ситуациях [5].
Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.
В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды [16].
В рамках гуманистического направления психологии вопросы адаптации рассматриваются в контексте положения об оптимальном взаимодействии личности и среды. А. Маслоу рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, в качестве основного критерия адаптированности личности выдвигается степень ее интегрированности со...
Адаптация студентов-первокурсников к условиям вуза
Анализ подходов к проблеме адаптации в научной литературе. Психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников на этапе адаптации к обучен...
Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению
Факторы защиты и разновидности адаптации в содержании учебного процесса. Психологическое сопровождение адаптации студентов первого курса. Адаптация ст...
Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в ВУЗе
Понятие и характеристика социально-психологической адаптации личности. Особенности социально-психологической адаптации у первокурсников к новым услови...
Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе физической культуры
Один из важнейших недостатков существующей системы подготовки кадров данного направления - заметное снижение общекультурного и творческого уровня выпу...
Адаптация студентов первого курса
Исследование сущности и процесса адаптации студентов первого курса. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения н...