Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Пространственные представления как психический процесс. Особенности отражения формы, пропорции, конструкции изображаемых объектов учащимися младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Изображение с натуры и его коррекционные возможности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет специального образования

Кафедра олигофренопедагогики

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой олигофренопедагогики

_________________ Е.А. Винникова

«___» _________________ 20__ г.

Курсовая работа

Формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Работу выполнила:

студентка 41 группы 4 курса

заочной формы получения образования

Кривенкова Ольга Викторовна

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

Федоренко Таисия Андреевна

Минск 2011

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

1.1 Пространственные представления как психический процесс

1.2 Развитие пространственных представлений у нормально развивающихся детей

1.3 Особенности пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью

Глава 2. Проявление своеобразного развития пространственных представлений в продуктах изобразительной деятельности

2.1 Особенности отражения формы, пропорции, конструкции изображаемых объектов учащимися младших классов с интеллектуальной недостаточностью

2.2 Особенности использования цвета в работах учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Глава 3 Формирование пространственных представлений средствами изобразительной деятельности

3.1 Изображение с натуры и его коррекционные возможности

3.2 Тематические композиции и их коррекционное воздействие на детей с интеллектуальной недостаточностью

Заключение

Библиографический список

пространственный представление интеллектуальный недостаточность

Введение

Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.

Не случайно рисование должным образом оценивалось уже в начальный период становления науки о воспитании и обучении детей с недостатками умственного развития. Оно рассматривалось исследователями в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и как средство определения степени умственной отсталости.

Академик В. М. Бехтерев писал о том, что «детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики».

Однако на ранних этапах формирования специальной педагогики рисование не считалось средством разностороннего исправления дефектов развития умственно отсталого ребенка. Оно рассматривалось в основном как средство благотворного влияния на общее состояние детей с аномалиями развития и, в частности, на их эмоциональную и двигательно-моторную сферу.

Недостаточно глубокое изучение структуры изобразительной деятельности не позволяло видеть принципиальных отличий в рисовании умственно отсталых и нормальных детей. О рисунках учащихся с недостатками интеллектуального развития существовало традиционное мнение, суть которого состояла в следующем: низкая техника исполнения, бедное, ограниченное содержание, резко замедленный темп развития изобразительных умений и навыков.

Психолого-педагогическое изучение особенностей графической деятельности умственно отсталых детей советскими учеными в значительной степени способствовало научному обоснованию методики преподавания рисования во вспомогательной школе. Обучение детей рисованию было признано одним из важных коррекционных средств. Отмечалось также, что изобразительная деятельность является важным фактором познания ребенком окружающего мира.

Исключительно большое значение занятий рисованием подчеркивали А. Н. Граборов, Т. Н. Головина, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков, И. М. Соловьев, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М. М. Нудельман, Ж. И. Шиф и др.

Вопросы развития умственно отсталых детей средствами рисования были предметом внимания ЮНЕСКО. На проходившей в 1960 г. в Женеве 23-й Международной конференции по народному образованию подчеркивалось, что занятия по этому предмету являются неотъемлемой частью обучения учащихся специальных школ, поскольку они «приучают к самодисциплине и способствуют гармоническому развитию личности».

Цель: на основе изобразительной деятельности выявить возможность формирования пространственных представлений

Объект: пространственные представления младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Предмет: развитие, коррекция, формирование пространственных представлений средствами изобразительной деятельности

Задачи:

1. изучить особенности формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

2. выявить своеобразие проявления пространственных представлений в продуктах изобразительной деятельности

Глава 1. Теоретические основы формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

1.1 Пространственные представления как психический процесс

Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

Пространственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих: реальное пространство окружающей среды, аналогичные ему представления о пространстве во внутреннем плане и так называемое квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире. Сложнейший механизм развития пространственных представлений начинается еще в самом раннем детстве и формируется постепенно. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней системой ориентации в пространстве является схема тела. Освоение пространственных характеристик среды осуществляется на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном, заданном пространстве. Развитие идет от головы к рукам и в дальнейшем -- к туловищу и к ногам, вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем -- по отношению к телу в целом и только после этого -- относительно собственных рук.

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве. Мы воспринимаем пространство благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания. Вот почему пространственное восприятие формируется по мере того, как обогащается чувственный опыт ребенка, углубляются его знания об окружающем мире, расширяется сфера его практической деятельности.

Сначала начинает формироваться представление о собственном теле (соматотопические представления) и о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу, которое происходит через ощущение напряжения и расслабления мышц, ощущение от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка с взрослым. Ребенок начинает понимать, что означает быстрее, вверху, рядом, только после того, как это поймет его тело, то есть вследствие превращения телесно-гностического пространства в зрительно-гностическое. Когда малыш еще только тянется к погремушке, у него начинает формироваться представление о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к нему.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т. е. продолжает формироваться и созревать телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.

С появлением речи становится возможным вербальное обознач...

Другие файлы:

Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта
Точность оценки временных интервалов определена динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является результато...

Развитие слухоречевой памяти у детей
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста, особенности развития памяти. Изучение особенностей...

Воспитание чувства бережливости у детей младшего школьного возраста
Теоретические основы воспитания бережливости младших школьников. Практическая работа по воспитанию бережливости у детей младшего школьного возраста. А...

Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью
Особенности высшей нервной деятельности и психических процессов у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Структура и содержание...

Сюжетное рисование как средство формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Формирование пространственных представлений у дошкольников. Обучение изобразительному искусству: рисованию отдельных предметов, сюжетному и декоративн...