Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Формальные лидеры студенческих групп

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Социально-психологические особенности деятельности формального лидера в студенческой группе. Проблема лидерства в малых группах как объект социально-психологического исследования. Исследование личностных качеств формальных лидеров студенческих групп.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формального лидерства в студенческой группе

1.1 Социально-психологические особенности деятельности формального лидера в студенческой группе

1.2 Критерии лидерства

Глава 2. Проблема формального лидерства в студенческой группе

2.1 Лидерство в малых группах как объект социально психологического исследования

2.2 Исследование личностных качеств формальных лидеров студенческих групп

Заключение

Библиографический список используемой литературы

Приложение

Введение

Развитая система студенческого самоуправления в институте является предпосылкой успешной учебной деятельности студентов. Структура и стиль деятельности студенческого самоуправления основан на демократических принципах, так как деятельность самоуправления - это не что иное, как добровольное участие студентов в управлении жизнью института. Первым и самым важным звеном этой системы является староста - формальный лидер студенческой группы. Поэтому крайне важно осознавать: какими критериями руководствуются студенты и руководство института/факультета при назначении того или иного студента на должность формального лидера студенческой группы; существуют ли специфические качества позволяющие одному человеку лучше справляться с обязанностями формального лидера лучше, чем другому, и если так, то каковы эти качества, каким образом их (качества) можно оценить и можно ли развить подобные качества.

Использование термина «формальный лидер» обусловлено спецификой механизма избрания старосты. С одной стороны это стихийный, спонтанный процесс, основанный на межличностном влиянии, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер. Но с другой стороны, для вступления в должность необходимо одобрение формального руководства и регламентированное вручение соответствующих полномочий. Потому нам кажется оправданным использование именно данной формулировки, отражающей специфику, как назначения, так и всей последующей деятельности старосты студенческой группы.

Цель исследования: выяснить обладает ли формальный лидер студенческой группы особыми качествами, отличающими его от других студентов и позволяющие ему соответствовать требованиям, предъявляемым к деятельности формального лидера студенческой группы.

Задачи:

- выявить личностные качества, которые присущи формальным лидерам студенческих групп;

- выявить представления студентов о личностных качествах, которыми должен обладать формальный лидер студенческой группы;

- исследовать динамику развития требований предъявляемых к деятельности формального лидера студенческой группы самими студентами;

Гипотеза исследования: формальный лидер студенческой группы обладает набором специфических черт, позволяющих ему качественно выполнять функции руководства, координации, информирования и т. п.

Объект исследования: формальные лидеры студенческих групп.

Предмет: специфические качества, свойственные формальным лидерам студенческих групп.

Методологическая база: харизматический и трансформационный подход в исследованиях лидерства; качественный подход.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формального лидерства в студенческой группе

1.1 Социально-психологические особенности деятельности формального лидера в студенческой группе.

В своих исследованиях Т.В. Бендас подчеркивает, что на Западе слово leadership («лидерство») - это общее название для лидерства и менеджмента. У нас же, по-прежнему, лидером считаются только один тип лидеров - стихийные лидеры. Отечественные исследователи различают лидеров и руководителей, но используют зарубежные теории лидерства, которые возникли там, где эти два феномена рассматриваются как единые или во многом схожие, родственные [2, 7]. Особенно ярко совмещение функций лидера и руководителя заметно в деятельности формального лидера студенческой группы, которому, не смотря на наличие властных полномочий, приходится применять весь спектр качеств стихийного лидера. Подобный дуализм обуславливает образ формального лидера как человека обладающего качествами стихийного лидера и руководителя. Вокруг этой двойственности мы и будем выстраивать социально-психологический портрет формального лидера студенческой группы.

Прежде всего, следует понять, какие же функции возложены на формального лидера студенческой группы. Можно выделить четыре основные функции: управленческая, функция контроля, информационная, психологическая. Функция управления сводится к оперативному руководству студенческой группой в повседневной жизни. Функция контроля обеспечивается поддержкой субординации в группе, а также информированием руководства ВУЗа о текущем состоянии группы. Координация отношений «студент - руководство ВУЗа» и «руководство ВУЗа - студент», а также информирование студентов о событиях, мероприятиях, формальных указаний руководства ВУЗа являются составляющими информационной функции. Психологическая функция включает поддержание благоприятного психологического климата внутри студенческой группы и ориентирована именно на лидерские способности формального лидера студенческой группы.

Я.Л. Коломинский в исследованиях с использованием социометрии нашел, что не все, кто пользуется в классе наибольшей симпатией, могут стать хорошими старостами, председателями советов отряда, звеньевыми, командирами отрядов и т.д. В работах Л.И. Уманского при исследовании большого контингента учащихся и студентов также не было обнаружено значимой связи между теми, кто вызывает всеобщую симпатию, и теми, кто обладает яркими организаторскими способностями.

Говоря о содержании деятельности лидера или организатора, современная психологическая литература (Я.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин) обращает главное внимание на его следующие функции: 1) административную; 2) стратегическую; 3) экспертно-консультативную; 4) коммуникативно-регулирующую; 5) функцию представительства группы во внешней среде; 6) дисциплинарную; 7) воспитательную; 8) психотерапевтическую. (В зарубежной литературе называют 14 функций лидера: координирование деятельности группы, арбитраж и контроль внутренних связей и коммуникаций, санкции и поощрения и др.) [8, 139].

Группы студентов вуза имеют не только общие для любой группы социально-психологические черты, но и обладают специфическими признаками, которые обусловлены особенностями конкретных задач вуза, характером повседневной деятельности студентов. Эти признаки следующие:

- учебные группы в вузе характеризуются однородностью возрастного состава;

- слиянием в единый процесс обучения и воспитания;

- сравнительно высокой степенью самоуправления;

- интенсивностью общения;

- наличием достаточно четкой регламентации отношений;

- наличием функциональной зависимости членов группы, определяемых системой субординационных отношений;

- структура межличностных отношений в учебных группах вуза характеризуется неравномерностью количественного состава статусных категорий и динамичностью, что дает возможность ее оптимизации путем целенаправленных педагогических воздействий [5, 37]. Все эти признаки позволяют выделить особые критерии лидерства в формальной студенческой группе, дающие возможность наиболее целостно и последовательно определить суть формального лидерства в студенческой группе.

Сохранение лидерской позиции обусловлено не только доверием руководства, но и в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи. Исходя из разнообразия типов групповой активности, этот вклад был подвергнут Р. Бейлзом и Ф. Слейтером

дифференцированному рассмотрению, позволившему вычленить как минимум две крупные сферы его приложения:

- сферу инструментальной активности группы, непосредственно связанную с решением групповой задачи;

- сферу эмоциональной активности группы, имеющую к решению хотя и весьма существенное, но до известной степени опосредованное отношение.

Соответственно указанным сферам исторически рассматривались две лидерские роли: инструментального (делового) лидера и экспрессивного (эмоционального) лидера. Подобная логика анализа ролевой дифференциации лидерства позднее неоднократно воспроизводилась в работах многих авторов, несмотря на значительные расхождения между некоторыми из них в интерпретации причин возникновения данного феномена [6, 234]. Исходя из специфики деятельности учебной группы, мы можем определить соотношение между этими сферами. А специфика такова: перед студенческой группой очень редко ставятся цели, требующие совместного решения задачи, так как учебный процесс ориентирован на отдельного студента (в отличии, например, от деятельности фирмы, где необходимо именно групповое взаимодействие с распределением обязанностей и т. д.). Потому особую важность приобретает лидерство в сфере эмоциональной активности группы, ведь экспрессивный лидер в основном ориентирован не на конкретную цель, а на создание обстановки для её достижения.

1.2 Критерии лидерства

Вот некоторые общий вывод, которые делают исследователи: нет стандартного набора качеств, который был бы присущ лиде...

Другие файлы:

Малые формальные группы
Отличительные признаки малых социальных групп и их классификация: производственные, учебные, спортивные; постоянные и временные; формальные и неофициа...

Формальные и неформальные группы в менеджменте
Понятие групп и особенности группы. Формальные и неформальные группы. Методы управления организацией. Влияние неформальных групп на жизнь организации...

Институциональная основа эмигрантских студенческих союзов в 1920-1930-е гг.
Возникновение студенческих союзов в 1920-1925 гг. Центры российского зарубежного студенчества. Организационная структура и система управления студенче...

Формальные и неформальные социальные организации
Определение формальных организаций как зарегистрированных обществ и товариществ, которые выступают как юридические или неюридические лица. Основные пр...

Лидерство и руководство в организации
Понятие лидерства, его основные группы. Типы подходов к его изучению в организации. Теории и концепции лидерских качеств и поведения. Инструменты влия...