Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Физиология стресса или как пережить экзаменационный стресс без ущерба для здоровья человека

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Общая характеристика стресса и его причины. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы, тяжелые жизненные ситуации. Признаки острого, затяжного и экзаменационного стресса. Психологическая устойчивость, рекомендации родителям и учащимся.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАТ.ЯНТЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЛАИШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Тема: Физиология стресса или как пережить экзаменационный стресс без ущерба для здоровья человека

Хафизова Гульсина Сильманфаризовна,

учитель биологии и химии

2012 год

Содержание

Введение

1. Стресс. Общая характеристика стресса

1.1 Физиология стресса

1.2 Признаки острого (кратковременного) стресса

1.3 Признаки затяжного (хронического) стресса

1.4 Причины стрессов

2. Экзаменационный стресс

2.1 Откуда берётся экзаменационный стресс

2.2 Признаки экзаменационного стресса

2.3 Можно ли справиться со стрессовым состоянием

2.4 Как стать психологически устойчивым

3. Практические рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

Приложение №1 Практические рекомендации для родителей

Приложение №2 Практические рекомендации ученикам, сдающим экзамен

Введение

Человек всю свою сознательную жизнь сдает экзамены. Неважно кто он: студент, специалист или школьник. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. В последние годы экзамены не только для выпускников школ, средних специальных и высших учебных заведений, но и для учителей и работников любой сферы деятельности стали совсем обычным делом. А в школе теперь они проводятся даже в начальных классах и заканчиваются эпопеей выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА. Теперь, эти новые формы итоговой аттестации, стали обязательными. Плюс ещё ко всему этому добавились тестирования по предметам. И никуда от них не спрячешься.

И у большинства людей экзамены - это стресс. Термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами.

Экзамен даже для хорошо подготовленного человека - всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. Обратимся к словарю.

ь Что говорит нам об экзамене всезнающий Даль? «Экзамен (лат.) - испытанье; предложенье вопросов для узнания степени чьих-либо сведений. Не для знания, для экзамена, учимся. Экзаменовать кого, пытать, испытывать, расспрашивая узнавать степень сведений его».

ь С. И. Ожегов в «Толковом словаре» уточняет: «Экзамен - проверочное испытание по какому-то учебному предмету. Тягостное переживание, несчастье».

Соответственно, экзамен является источником стресса, как и любое переживание или несчастье.

Цель данной исследовательской работы: выяснение влияния стресса на организм школьника.

Задачи:

1.Какие различают основные виды стрессов, физиология стресса. Как стресс влияет на организм человека, всегда ли это влияние носит только отрицательный характер?

2.Выявить, какие факторы вызывают благоприятное влияние на приспособительные способности организма школьника.

3. Как пережить экзаменационный стресс без вреда организму.

4. Повышение сознательной саморегуляции учебной деятельности во время экзаменов.

Практическая значимость темы.

По результатам исследований экзаменационного стресса можно составить:

· список рекомендаций к применению в учебном процессе мер по исключению негативных влияний стрессовых ситуаций;

· предлагать проведение различных мероприятий в качестве сохранения здоровья учащихся с одной стороны, и в качестве мер по повышению эффективности учебной деятельности и показателей успеваемости с другой стороны.

1. Общая характеристика стресса

Автор теории стресса Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, - к сопротивлению, борьбе или бегству.

Стрессорами (причинами стресса) могут быть и физические раздражители и психические, как реально действующие, так и вероятные. Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как и повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Согласно классической теории стресса Ганса Селье, организм человека справляется со стрессом тремя путями:

1. Сигналы мозга по блуждающим нервам поступают к двигательным мышцам, к плечам, бёдрам и так далее, распространяясь по организму и подготавливая его к немедленному ответу.

2. Сигналы мозга по автономной системе поступают в жизненно важные органы - сердце, лёгкие и так далее. Учащается пульс, повышается давление эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым.

3. Сигналы мозга поступают в надпочечники и гипоталамус. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором.

1.1 Физиология стресса

Все живые существа испытывают в той или иной форме ментальный и физический стресс. Стресс необходим для нашего развития и эволюции. Когда мы даем стресс нашему телу в процессе спортивных занятий, наше тело становится сильнее. Когда мы даем стресс нашему сознанию в процессе умственных тренировок, наш мозг становится острее.

В нормальном состоянии, когда мы заканчиваем спортивные или ментальные упражнения, стресс заканчивается, и мы расслабляемся.

Тогда почему же стресс считается «вредным»?

Стресс вреден, когда он вызывает желание убегать или сопротивляться, дающее сверхстимуляцию, взволнованность и страхи.

Самая большая проблема стресса такого рода - это длительный срок, в течение которого стресс подавляет наши мозги, души и тела. Медицина тут часто бессильна. Возрастающие потребности современной жизни также дают этот стресс, влекущий за собой страхи, распространяющийся все шире, независимо от возраста и социального статуса.

В то же время, следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому речь идет об оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса - то есть снижении его у сверхтревожных учеников с чрезмерно лабильной психикой и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных учащихся. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами - при помощи фармакологических препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т.д. (Щербатых Ю.В., 1997; Shapiro S., Schwartz G., Bonner G., 1998; Malathi A., Damodaran A. 1999; Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2000; Schepard J.,Al'Absi M., Whitsett T. et al., 2000). В этом случае перед педагогами встает проблема прогноза стрессовых реакций того или иного ученика на процедуру экзамена. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих экзаменационного стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей.

1.2 Признаки острого (кратковременного) стресса

Телесные проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностное дыхание, ускорение ритма дыхания. При повышении напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных, потовых).

Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, - пассивность, заторможенность, вялость в движения.

Переживание напряжения у некоторых людей даже в очень ответственные моменты может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания.

1.3 Признаки затяжного (хронического) стресса

К наиболее частым проявлениям относятся следующее:

- ощущение потери контроля над собой;

- недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость;

- вялость, апатия...

Другие файлы:

Воздействие стресса на человека
Стресс как общий адаптационный синдром (ОАС). Кратковременный и длительный стресс. Периоды мобилизации адаптационных резервов. Фазы развития стресса и...

Патофизиология стресса
Основные понятия и концепции стресса. Опасность такого состояния. Понятия стресс-реакции, стресс-системы, стресс-лимитирующих систем. Трансформация ст...

Психологический стресс
Понятие стресса, его влияние на деятельность всего организма. Профессиональный стресс и его особенности. Основные аспекты и специфика стресса в семье....

Стресс, основные причины и предпосылки его развития
Что такое стресс. Психическая адаптация. Стадии стресса. Истоки развития научной концепции стресса. Основные положения концепции стресса Г. Селье и их...

Стресс и заболевания, связанные со стрессом
Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и конце...