Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Факторы, формирующие первое впечатление

Тип: доклад
Категория: Психология
Скачать
Купить
Межличностное общение: социальная перцепция. Формирование представления о другом человеке. Первое впечатление и точность интерпретации. Физиогномические стереотипы и стереотипы внешности. Роль установки в восприятии. Точность первого впечатления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

АВТОНОМНЫЙ НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ДОКЛАД

по дисциплине «Психология общения» на тему:

Факторы, формирующие первое впечатление

Выполнила

студентка 5 курса

Гойдина Е.Л.

Старый Оскол, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

социальное межличностное общение первое впечатление

1. Межличностное общение: социальная перцепция

2. Формирование представления о другом человеке

3. Первое впечатление и точность интерпретации

4. Физиогномические стереотипы и стереотипы внешности

5. Роль установки в восприятии

6. От чего зависит точность первого впечатления

7. Направленное формирование первого впечатления

1. Межличностное общение: социальная перцепция

Социальная перцепция или в узком смысле восприятие и понимание людьми друг друга -- это одна из центральных проблем межличностного общения.

16.7.1. Что такое восприятие человека человеком

Проблема, о которой идет речь, в последние годы все чаще обозначается как «социальная перцепция». «Перцепция» -- другое обозначение термина «восприятие»: социальная перцепция -- восприятие социальных объектов в социальном контексте, то есть, прежде всего, восприятие людьми друг друга.

Таким образом, социальная перцепция -- процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого.

Понятие «социальная перцепция» несколько отличается от понятия «перцепция», принятого в общей психологии. Поскольку это процесс социальный, то есть протекающий в обществе, постольку его окрашивают и направляют наши эмоции, мнения, отношения, установки, пристрастия и предубеждения. Несомненно также, что подобное вычленение одного из аспектов процесса восприятия является в достаточной мере условным.

Способы восприятия и оценки человека человеком во многом тождественны восприятию и оценке человеком объектов мира вещей и живой природы. Здесь также имеют силу законы взаимодействия фигуры и фона, пороги узнавания и различения, законы влияния на восприятие физических характеристик стимулов, их силы, интенсивности, последовательности, законы адаптации и т. п.

Оценивая другого человека, мы нередко используем термины, относящиеся к свойствам и процессам, наблюдаемым в мире природы. Мы говорим, что люди думают прямо, что их лица выражают твердую решительность, называем людей глубокими или мелкими, яркими или тупыми, жесткими или скользкими, красочными или бесцветными.

Но восприятие человека человеком, протекающее при взаимодействии и общении людей, -- процесс несоизмеримо более активный, чем восприятие других объектов окружающего мира, активизирующий мыслительные, волевые, эмоциональные процессы, чаще побуждающий к действию. Вторая отличительная сторона процесса восприятия при межчеловеческом взаимодействии -- это действенная, гибкая и разносторонняя обратная связь, которая перестраивает многие другие психические процессы, регулирует поведение человека.

Таким образом, социальная перцепция -- процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, формирующийся в процессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.

Знание структуры этих образов, их объема, компонентов, степени осознанности позволяет представить процесс накопления социального опыта человеком, его способы познания других людей и самого себя. Кроме того, мы постигаем те мерки (социальные категории, эталоны, стереотипы), которыми оперируют люди разного возраста, оценивая людей и прогнозируя их дальнейшее поведение, поступки, мотивы в сложных ситуациях.

Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:

* возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции;

* условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;

* закономерности формирования первого впечатления;

* влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей.

2. Формирование представления о другом человеке

Формирование представления о другом человеке всегда начинается с отражения и оценки его физического облика, манеры держаться, с анализа той информации, которую дает внешний облик человека. Эта информация становится фундаментом складывающегося образа другого человека.

Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения выступают многозначными социальными сигналами, проясняющими национальность человека, его возраст и опыт, чувства в данный момент, его уровень культуры и эстетических вкусов и т. п.

Любой человек воспринимается нами в единстве внешних данных (физический облик, конституциональные особенности плюс все то, что человек делает со своей внешностью в соответствии с модой, требованиями общества, вкусами, представлением о самом себе) и экспрессивного поведения, проявляющегося в действии.

Социальной перцепции присущи возрастные особенности. Известно, в частности, что дети младшего школьного возраста могут вычленить во внешнем облике своего ровесника только самые общие элементы (рост, волосы, цвет глаз). Внимание фиксируется на одежде (преобладает простое перечисление); совершенно отсутствуют характеристики мимических особенностей ровесника, его говора и речи, походки. За исключением родинок и веснушек, дети не находят примечательных характерных деталей. Не умея правильно оценить выбранный элемент, они часто дают неопределенную оценку -- «нормальный». Даже если они и видят что-то характерное, то не умеют это правильно описать («на носу небольшой горб»).

Очевидно, что в этом возрасте социальная перцепция сформирована недостаточно, поступающая информация слабо осознается, не выражена в четких понятиях. Гораздо большее значение физическому облику другого человека придает подросток. В его представлении анатомические особенности, черты лица, особенности телосложения больше характеризуют человека, чем его одежда или прическа. Однако в отличие от взрослого, подросток недооценивает экспрессивные черты (мимику, жестикуляцию, речь), лишь в очень небольшом объеме включает их в портретную характеристику оцениваемого человека. Чаще всего фиксируются волосы, рост, глаза, лицо. В этих элементах не все признаки выделяются одинаково часто; наиболее значимыми оказываются цвет волос цвет глаз, рост. Из всех признаков лица (веснушки, родинки, морщины, цвет, форма, размер, черты, оценка эстетической привлекательности) наиболее часто отмечаются цвет и форма. Эти признаки для воспринимающего являются опорными при построении образа физического склада, внешнего вида другого человека. Подавляющее большинство описаний, будь то характеристики литературных героев или конкретных людей, начинается с характеристики этих элементов и их признаков. К 13-14 годам объем и адекватность оцениваемых признаков значительно увеличиваются; процесс изменений в социальной перцепции идет особенно интенсивно. Разница в возрасте всего лишь в год -- 14 и 15 лет (ученики 7 и 8 классов) -- характеризуется ощутимыми количественными изменениями. Интенсивность развития социальной перцепции в этом возрасте объясняется нетолько созреванием всех психических функций, развитием интеллекта, накоплением жизненного опыта взаимодействия, ростом самосознания, но и усвоением социальных норм, ролей, ценностей, эталонов и стереотипов, социальных установок.

Значительно более важны и существенны качественные изменения в отражении основных черт физического облика другого человека. Прежде всего в описании другого человека подростком все чаще «за деревьями проступает лес», то есть не просто перечисляются отдельные элементы физического облика и внешности, а отмечаются признаки, отражающие индивидуальное, характерное, неповторимое; значительно расширяется круг используемых понятий.

Чем больше человек осознает себя личностью, тем больше он начинает присматриваться к людям и их взаимоотношениям.

С возрастом фиксирование черт облика другого человека перестает быть самоцелью. Черты физического облика чаще используются как элементы, необходимые для построения целостного образа воспринимаемого человека, информативная ценность которого тем выше, чем более непосредственно он может быть использован в регулировании собственного поведения по отношению к этому человеку.

Дальнейшее развитие процесса социальной перцепции проявляется главным образом в изменении субъективной значимости различных групп отражаемых признаков для построения образа. Для детей младшего школьного возраста важнее оказываются одежда и общий внешний вид; характерной особенностью подросткового возраста является преимущественное выделение черт физического облика; для взрослого ч...

Другие файлы:

Знакомства для мужчин
Здесь собраны интересные факты по знакомству как для парней, так и для девушек. Безусловно, знакомство самый первый и самый важный с точки зрения даль...

Факторы формирующие качество продтоваров

Факторы формирующие качество сахарного печенья

Факторы формирующие ассортимент декоративной косметики

Факторы, влияющие на качество продукции
Oсновные требования к качеству в стандартах на продукцию (работу, услугу). Понятие управления качеством. Регламентация товароведных характеристик това...