Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Факторы, определяющие потребности общения взрослых людей в социальных сетях

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологическая характеристика сетевой коммуникации как средства удовлетворения потребностей человека. Исследование определенных свойств личности (уровня самооценки, уверенности, активности, общительности) и самосознания пользователей социальных сетей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования Нижегородской области

ГОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования"

Профессиональная переподготовка

по направлению "Практическая психология"

Выпускная квалификационная работа

Тема: "Факторы, определяющие потребности общения взрослых людей в социальных сетях"

Нижний Новгород

2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ сетевой коммуникации, как уникального способа удовлетворения потребностей людей

1.1 Потребность как условие деятельности человека

1.2 Деятельность в социальных сетях как способ удовлетворения потребностей пользователей

1.2.1 Сетевая коммуникация как потребность в стремлении к целостности

1.2.2 Психологические особенности сетевой коммуникации

1.2.3 Проявление потребности в самовыражении и творчестве в сетевой активности

Выводы по первой главе

Глава 2. Исследование потребностей, определенных свойств личности, самосознания и ценностей пользователей социальных сетей

2.1 Определение проблемы

2.2 Методы проведение исследования

2.3 Анализ полученных результатов

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы. В исследованиях, посвященных психологическим аспектам сетевой жизни, большинство исследователей Интернет-аддикции рассматривают поведение пользователей Интернета как девиация по отношению к поведению, не опосредованному сетевыми ресурсами. Интернет-среда не рассматривается в этом случае как субкультура современного общества и, соответственно, процесс удовлетворения потребностей, построенный на использовании информационных технологий в качестве новых психологических орудий, выступает как патологический, отклоняющийся от норм, сформированных в доинформационную эпоху. Замена одного, ранее выработанного в обществе, способа удовлетворения потребности (например, в общении), на другой, так же социальный по своему происхождению, но менее привычный для носителей субкультуры психиатров (например, общение, опосредствованное чатом), квалифицируется как симптом. Сам же предмет (например, сетевая коммуникация), с помощью которого удовлетворяется данная потребность, выступает далее уже не как один из мотивов (в терминологии А.Н. Леонтьева), оказавшийся в силу еще невыясненных обстоятельств ведущим в структуре личности, а как действующая причина в патогенезе - например, депрессии или аутизма.

Для пользователя Сети две реальности - виртуальная и обыденная - в ценностном плане действительно представляют собой единое пространство их жизни: критерии, по которым производиться оценка человеческих качеств в Сети и в обычной жизни, не различаются. Лишь для стороннего наблюдателя любитель сетевого общения может казаться человеком, убегающим от реальности в мир вымысла и иных, "не-жизненных" отношений. Для самого субъекта Интернет-деятельности различия двух миров - лишь технические, а их общность определяется единством его точки зрения на человеческое общение.

В этом смысле виртуальное пространство оказалось не суррогатом, оно не копирует, примитивизируя, реальный мир, а предоставляет человеку уникальные возможности, которые отсутствуют в реальном мире.

Глобальные компьютерные сети, появившиеся в 60-х годах, видоизменили совместную деятельность и общение между людьми. В России первые исследования деятельности пользователей глобальных сетей начались в 1990-х годах в связи с распространением глобальных компьютерных сетей и подключением отечественных пользователей к всемирной сети Интернет.

Компьютерные сети представляют собой новый этап в развитии внешних средств интеллектуальной деятельности, познания и общения. Применение компьютерных сетей ведет к значительным структурным и функциональным изменениям в психической деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируются операциональное (исполнительское) звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система, процессы целеполагания, потребностно-мотивационная регуляция деятельности.

Эти изменения позволяют говорить о деятельности человека в Интернете как новом виде психической реальности, новом виде деятельности, который сочетает в себе свойства различных традиционно выделяемых в психологии видов деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, творческой).

Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности.

Одним из важных аспектов психологического исследования нового вида деятельности является изучение ее мотивационной регуляции.

Такое представление делает сетевую коммуникацию новым сложным объектом психологического исследования.

Объектом исследования является группа пользователей социальной сети "ВКонтакте".

Предметом исследования являются потребности, определенные свойства личности, самосознание и ценности пользователей социальных сетей.

Целью работы является исследование основных потребностей взрослых людей и их удовлетворение посредством коммуникации в социальных сетях. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

изучить современные теоретические подходы к понятию потребностей человека и их классификации;

изучить современные подходы к психологическим характеристикам сетевой коммуникации как средству удовлетворения потребностей людей;

подобрать психодиагностический инструментарий;

провести психодиагностическое исследование;

обработать и интерпретировать полученные результаты исследования.

В рамках данной работы была поставлена следующая гипотеза -

мы предполагаем, что потребность взрослых людей в социальных сетях определяется следующими факторами:

ориентация пользователей в системе жизненных ценностей на сферу личного общения;

наличие у пользователей неудовлетворенных потребностей в семейных отношениях: близость, любовь, признание, поддержка, принадлежность, общение; которые удовлетворяются через коммуникации в сети;

потребность личностного самовыражения;

личные свойства пользователей: активная жизненная позиция, высокий уровень самооценки, открытость к общению; и обстоятельства их жизни: наличие свободного времени ввиду отсутствия семьи и детей;

свойства самой сетевой коммуникации как уникального способа удовлетворения потребностей людей.

Для проведения исследования была выбрана группа пользователей социальной сети "ВКонтакте", в количестве 20 человек (16 женщин и 4 мужчин) в возрасте от 22 до 43 лет.

Теоретической и методологической основой исследования явились работы современных отечественных и иностранных специалистов в области Интернет-культуры и психологии личности.

Данное исследование основывается на общенаучной методологии, которая предполагает комплексный, системный подход к решению представленных выше задач.

Для исследования были выбраны следующие опросные методы:

· Анкета, направленная на выявление социально-демографических характеристик и мотивации пользователей социальных сетей;

· Методика "ценностные ориентации" М. Рокича;

· Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (Метод парных сравнений В.В. Скворцова);

· Методика личностного дифференциала (ЛД) (адаптированной в НИИ им. В.М.Бехтерева).

Глава 1. Теоретический анализ сетевой коммуникации, как уникального способа удовлетворения потребностей людей

1.1 Потребность как условие деятельности человека

Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности).

Потребность - есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности - источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

Существует множество классификаций потребностей. Классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические...

Другие файлы:

Факторы, определяющие потребности общения взрослых людей в социальных сетях
Современные теоретические подходы к понятию потребностей человека и их классификации. Методы исследования потребностей, личностных характеристик, само...

Экспериментальное исследование общения в социальных сетях
Особенности межличностного общения. Специфика общения в социальных сетях. Анализ общения, его коммуникативной, интерактивной и перцептивной стороны. К...

Стиль общения командира как основа психологического климата в подразделении
Психологический климат воинского подразделения и факторы, определяющие особенности его проявления. Межличностные отношения в организационной структуре...

Продвижение в социальных сетях
Продвижение в социальных сетях – направление актуальное и быстро развивающееся. Книг на эту тему недостаточно, а интерес аудитории растет с каждым дне...

Язык социальных сетей как социокультурный феномен
Массовые коммуникации в обществе и их функции. Влияние социальных факторов на язык. Воздействие информационных технологий на общение. Анализ развития...