Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Условия становления самооценки в процессе онтогенеза

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие и основные этапы становления самооценки, ее роль в развитии межличностных отношений. Исследование самооценки подростков, юношей и взрослых с помощью процедуры ранжирования. Методика М. Куна для изучения характеристик идентичности личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

29

Содержание

Введение

1. Теоретические основы самооценки личности

1.1 Понятие и основные этапы становления самооценки

1.2 Роль самооценки в развитии межличностных отношений

2. Экспериментальное исследование самооценки в разном возрасте

2.1 Общая характеристика методов исследования самооценки

2.2 Изучение самооценки

2.3 Методика Куна «Кто я?»

Заключение

Список источников

Приложение

Введение

Проблематика самооценки широко изучается современной психологической наукой и практикой: разработаны определения данного понятия, подходы к ее теоретическому изучению, имеются определенные сведения о видах и уровнях развития самооценки, созданы диагностические методики, направленные на ее исследование. Согласно психологическому словарю, самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. По В.Б. Абдрахмановой, самооценка представляет собой особую ступень в развитии самосознания, на которой возникает определенное оценочное отношение к себе, своим способностям, продуктам деятельности и др. По И.С. Кону, наши самооценки - это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта «Я». По А.И. Липкиной, самооценка - отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Как справедливо пишет Л.В. Бороздина, в современной психологии проблема самооценки является одной на наиболее разрабатываемых. Однако, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения понятия самооценки.

Объект исследования: самооценка личности

Предмет исследования: развитие самооценки личности в процессе онтогенеза.

Цель исследования: изучение условий становления самооценки в процессе онтогенеза.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретико-методологические основы изучения самооценки.

2. Изучить динамику развития самооценки в подростковом, юношеском, зрелом возрасте.

3. Выявить влияние на развитие самооценки процесса онтогенеза (подростков, юношество и зрелость).

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и их развитие в трудах Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.В. Запорожец.

Методы исследования: теоретический анализ проблемы понимания сущности и генезиса самооценки в отечественной и зарубежной психологии; эмпирическое исследование особенностей развития самооценки в процессе онтогенеза с использованием опросников, наблюдения, анкет, социометрических проб; содержательная интерпретация и количественный анализ полученных результатов.

В исследовании описаны особенности и закономерности развития эмоционально-личностной сферы в разном возрасте.

База исследования: Орлинская средняя школа 7 классы - 20 человек, 10 классы - 20 человек, коллектив Орлинской средней школы - 20 человек.

1. Теоретические основы самооценки личности

1.1 Понятие и основные этапы становления самооценки

Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит - уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. [16, с. 56]

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности. [16, с. 48]

В соответствии с привычным целостным восприятием человека о единстве его чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию.

Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации.

Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Но наиболее сензитивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст - завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя.

Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку. [13, с. 32]

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я-концепцией и составляет ядро личности. Я-концепция - это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. При этом Я-концепция представляет набор описательных представлений о себе, а самооценка предполагает оценочный компонент. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником составляет часть его Я-концепции, но это свойство в оценочном плане не рассматривается.[9, с. 101]

У человека существует несколько сменяющих друг друга образов "Я". Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как "Я-реальное". Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое "Я-идеальное".

Соотношение между "Я - реальным" и "Я - идеальным" и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке. Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе. [5, с. 9]

Помимо этого, выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижени...

Другие файлы:

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Формирование самооценки младших школьников посредством учебной деятельности. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста. Методики исслед...

Поисковая активность как фактор, влияющий на формирование самооценки младших школьников
Определение понятия самооценки в современной психологии и педагогике. Возрастные особенности формирования и факторы становления самооценки у младшего...

Влияние игр на развитие самооценки ребенка
Психолого-педагогический подход к сущности самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста. Формирование адекватной самооценки дошко...

Изменение самооценки в процессе коррекционных мероприятий
Проблема самооценивания в подростковом возрасте и способы коррекции низкой самооценки. Содержание и основные виды коррекционной работы. Принципы психо...

Отношения в системе взрослость - детство как самооценочный ресурс для подростка
Определение понятия "отношения". Специфика отношений в системе взрослость - детство. Становление самосознания и самооценки в подростковом возрасте. Ис...