Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Умственная ясность. Внутренние ступени. Искусство решения ситуативных задач

Тип: учебное пособие
Категория: Психология
Скачать
Купить
Как развивается наше сознание и способность к интуиции. Грани восприятия как инструмент жизнедеятельности человека. Абстрактные мысли, мышление неопределенностями или думанье. Как формируется математическое понятие. Как появляется учебная ясность.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Умственная ясность. Внутренние ступени. Искусство решения ситуативных задач

ООО КТЦ Литанга

Дубков В.Ф., Дубкова М.Н., Птицына С.И.

Умственная ясность. Внутренние ступени. Искусство решения ситуативных задач. Новосибирск, КТЦ Литанга, 2009г. 110стр.

Книга описывает внутренние ступени и методы достижения состояния умственной ясности, которые по отзывам всех знакомых с ними людей, могут быть полезными самому широкому кругу читателей: детям и взрослым людям в разнообразных жизненных обстоятельствах - учебе, бизнесе, отношениях с близкими, в качестве высокоэффективного внутреннего инструмента для решения ситуаций и задач любого уровня.

Для широкого круга читателей.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ООО КТЦ Литанга, 2009г.Размещено на

КАК РАЗВИВАЕТСЯ НАШЕ СОЗНАНИЕ

Маленький ребенок, рожденный в нашем полном условностей мире, обладает уникальным сознанием. Оно подобно чистому зеркалу. Все, что происходит вокруг, отражается в нем - в виде образов, звуков, запахов и вкусов - таким, как есть, без каких-либо наслоений опыта. Ребенок с радостью принимает всё в этом мире и просто наблюдает за ним, не ориентируясь на собственное мнение, т.к. еще не имеет такового. Это значит, что он не делит поступающие впечатления на «хорошие» и «плохие», «правильные» и «неправильные». Сознание ребенка целостно, а ум - ясен и чист.

Но что происходит дальше, по мере взросления? Малыш учится, подражает взрослым - прежде всего, тем, кому безусловно и безгранично доверяет. И это понятно, ведь они являются источником всех получаемых благ: еды, тепла, комфорта. И все бы ничего, если бы взрослые сами никогда не ошибались и, в силу своего развития, обладали только объективными свойствами осознания.

Но все дело в том, что большинство из нас живет и действует по шаблону. Мы переняли его у родителей, те - еще у кого-то, и так до бесконечности. Как говорится, приняли жизненные установки на веру.

Ребенок как губка впитывает манеру поведения взрослых людей, не отделяя хорошие привычки от плохих, развивающие навыки - от вредных. Самые распространенные примеры подражания, которые чаще всего бросаются в глаза, - курение, использование нецензурных выражений, негативизм. Большинство же впитанных шаблонов проявляют себя постепенно, и, возможно, более губительно. Срабатывают они уже во взрослой жизни.

Простой пример: вспомните, как вы разговаривали с кем-то на работе или в семье и попробуйте осознать, почему вы употребляли именно эти слова, использовали именно такую манеру общения, все эти жесты, позы и т.д. К своему удивлению вы обнаружите, что в этот момент были очень похожи на одного из ваших воспитателей или кумиров, а, возможно, и на тех, кто заставлял вас действовать наперекор из духа противоречия.

Таким образом, мы слепо, но верно, с возрастом приближаясь к 100 процентам, не только повторяем мысли, слова или действия других людей, но и копируем их судьбы, лишая себя своей собственной.

Подведем итоги

1. Сознание ребенка подобно чистому зеркалу. Оно свободно от опыта, от привнесенных извне оценок и умственных штампов и потому позволяет увидеть мир целостным.

2. В процессе воспитания человек приобретает множество шаблонов, которые лишают осознание окружающего мира чистоты восприятия.

3. Становясь на 100 процентов продуктом воспитания, своеобразного «форматирования» со стороны социума, человек проживают чужую судьбу, лишая себя собственной.

ГРАНИ ВОСПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Все получаемые нами с момента рождения впечатления, как позитивные, так и негативные, можно отнести к четырем основным граням восприятия:

Рис.1 Грани восприятия

1. Телесные переживания

К телесному способу восприятия относятся все переживания, возникающие на основе естественных инстинктивных потребностей. Это потребности в пище, воздухе, отдыхе, размножении, увеличении жизненного пространства и т.д. Когда человек здоров, сыт и энергичен, тело чувствует удовлетворенность. Это комфорт - обозначим его как телесный плюс.

Во время болезни человек переживает угнетенное состояние, которое можно назвать телесным минусом.

Когда наше внимание погружено в телесные переживания и ощущения, мы, во-первых, склонны получать только позитив. А во-вторых, все время стремимся инстинктивно усиливать это состояние: кушать больше и вкуснее, спать покомфортнее, иметь больше качественного секса, дышать легче и свободнее. Однако любой уже убедился на своем горьком опыте: когда слишком много хорошего, то потом становится плохо - нарушается равновесие.

Если перенести это на представленную выше схему, то мы увидим, что сильный перевес в сторону телесного плюса через некоторое время приведет к соответствующему возврату в негативное состояние в минусовой области. Такое изменение телесного состояния обусловлено устройством нашего организма, работой всех его органов и систем, компенсаторных механизмов на основе инстинкта выживания.

Вместе с тем, существует состояние, при котором появляется возможность не только осознать этот процесс, но и установить контроль над бесконечным бегом своего телесного состояния по горизонтали «плюс - минус - минус - плюс». В этом состоянии мы переживаем то, что можно со всей уверенностью назвать равновесием тела: комфорт, удовлетворенность, прилив внутренних сил.

Во время релаксации, которая, в чистом виде, длится минут двадцать, происходит восполнение запасов телесной энергетики. Снимаются въевшиеся чужеродные фоновые ритмы.

Поясним, что это за ритмы. Наверняка каждый из вас испытывал подобное: решил человек отдохнуть после какой-то напряженной ситуации, элементарно выспаться, но почему-то не смог этого сделать. Попытки расслабиться дают обратный эффект. Тело жесткое, как будто «заведенное» изнутри. Состояние нервное, в мускулах - ощущение неприятной вибрации, дрожи. Эта жесткость при засыпании стимулирует повторные эмоциональные переживания и образы.

Подобные состояния снимаются релаксацией, во время которой все системы организма перестают испытывать перегрузку и работать на износ (а подчас и вразнобой), возвращаются к нормальным процессам жизнедеятельности. Обеспечивается единая и слаженная работа всего организма.

Момент, в котором человек через релаксацию испытывает состояние, очень схожее с детским: тело буквально излучает энергию, а его ощущение целостно и гармонично, - называется телесным равновесием (практическое руководство см. в приложении 1).

2. Двигательно-пространственная сфера восприятия

Человек ориентируется на территории, стремясь к расширению своих владений. Маленький ребенок, научившись ходить, быстро осознает, куда и как ему нужно перемещаться, чтобы получить желанную игрушку или соску. Для этого он старается по мере сил увеличить свое жизненное пространство.

Впоследствии двигательные программы становятся более сложными. С уверенностью можно сказать, что выработанные в детстве стратегии движения и способы координации в пространстве находят отражение в способности человека встраиваться в социальные процессы в более зрелом возрасте. Если рассматривать понятие своей территории в широком смысле, то можно отметить, что в основе всех наших социальных взаимодействий лежит именно инстинктивный принцип расширения собственных владений.

Вот лишь некоторые из общераспространенных проявлений человеческой территориальности. Для одних наиболее важным является расширение финансовой территории (новые счета в банках), для других - гастрономической (новая кухня), для третьих - пространства связей и знакомств или власти.

Для четвертых предпочтительна информационная территория: получение еще одной научной степени/диплома или новых знаний.

Пятый делает вложения, скупая земли и недвижимость.

Природой заложенный принцип гласит: территории никогда не бывает много и даже достаточно. Войны, развязанные ради увеличения ресурсов за счет захвата новых земель, - совсем не редкость. Напротив, это обычное явление в человеческой истории.

Если территория увеличивается, мы переживаем позитивные эмоции, прилив энергии. То есть находимся в плюсовой зоне на нашей схеме. Если же территория сужается, ее ограничивают, а это рождает негативные эмоции. На нашей схеме это отражается в отрицательной ее части.

Но и слишком сильное движение в сторону плюса неминуемо переходит в минус. К примеру, человека из маленькой скромной комнатки в общежитии, к которой он привык, внезапно переселяют в огромный роскошный дворец, минуя промежуточные этапы подготовки сознания. Уверяем вас: такого «счастливца» постигнет сильный и продолжительный стресс плюс определенного рода неадекватность в поведении. То же самое происходит, когда человек со скромным доходом выигрывает в лотерею. Он быстро спускает свой счастливый миллион на ветер, т.к. не готов к внезапному расширению своей финансовой территории.

В качестве противоположного примера приведем разорившегося предпринимателя, привыкшего к финансовому успеху и вдруг испытавшего шок от резкого сужения своей территории. Образы «новых русских» в постперестроечный период в России или западных мультимиллионеров в период всемирного экономическог...

Другие файлы:

Проектирование творческих задач для учащихся средней ступени на материале знаменитых задач древности
Общая характеристика знаменитых задач древности. Анализ средств решения задач о трисекции угла, об удвоении куба и о квадратуре круга. Творческая зада...

Методика решения задач повышенной трудности в старших классах средней школы
Классификация и функции задач в обучении. Методические особенности решения нестандартных задач. Особенности решения текстовых задач и задач с параметр...

Методика решения задач по электричеству
Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов по овладеванию методами решения задач. Даны классификация задач всех разделов курса электри...

Векторные многоугольники в физических задачах
О возможности применения векторных многоугольников для решения физических задач. Роль решения задач в процессе обучения физике. Традиционный способ ре...

Электростатика. Постоянный ток: Пособие к решению задач (для студентов вечернего факультета)
Даны методические рекомендации к решению задач по разделам "Электростатика. Постоянный ток" курса общей физики и примеры решения типовых задач. При эт...