Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Тревожность как фактор в психосоматических проявлениях у студентов

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие и характеристика ситуативно-устойчивых проявлений тревожности. Причины тревожности, ее отражение на психологическом и физиологическом уровнях. Исследование особенностей психосоматических проявлений и стрессоустойчивости у тревожных студентов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

28

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Факультет психологии

Курсовая работа

по дисциплине «Медицинская психология»

Тревожность как фактор в психосоматических проявлениях у студентов

Студента 3 курса очного отделения

Ни Ирины Валерьевны

Руководитель:

проф., д. мед. н. Н П. Баркова

Иркутск 2011

Содержание

Введение

Глава I. Теоретический анализ по проблеме тревожности в психосоматических проявлениях

1.1 Понятие тревожности, структура, подходы

1.2 Особенности психосоматических проявлений у тревожных студентов

1.3 Выводы по главе

Глава II. Эмпирический анализ тревожных студентов в психосоматических проявлениях

2.1 База и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.3 Выводы по главе

Заключение

Библиографический список

Введение

Распространенность феноменов тревожности у студентов, ее негативная роль в развитии являются темой многочисленных работ психологов, клинических психологов, педагогов, врачей. Интерес к данной проблеме со стороны представителей различных областей практики обусловлен влиянием тревоги на многие аспекты развития человека: физическое и психическое здоровье, развитие эмоциональной сферы и общения, учебную деятельность и т.д. Роль тревожности в возникновении широкого круга патологических явлений и как составляющей клинической картины разного рода расстройств, как психосоматических, так и психических, традиционно подчеркивается в психологической и медицинской литературе. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения. Значение профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.

Также необходимо отметить, что юношеский возраст - один из важнейших этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий и пр. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения (еще большая дифференциация предметов), а также социальная адаптация в отношениях с коллективом. Студенты сталкиваются с тем, что испытывают потребности, осуществление новых контактов, установлении нового уровня взаимоотношений. Ситуация неудовлетворенности, порожденная различными аспектами: сохранением многочисленных ограничений, свойственных предшествующему возрасту, и появление новых стремлений быть взрослым, требуют не малой работы над собой, а главное над отношением к себе.

На сегодняшний день существует огромное количество способов воздействия на молодую личность, на ее эмоциональную сферу, являющуюся определяющей в системе самоотношения и самосознания. Не смотря на это, тема до конца не изучена. Актуальность данной проблемы обусловлена распространенностью невротических и психосоматических расстройств явлений дезадаптации у студентов.

В соответствии с вышесказанным, целью работы является изучение роли тревожности в психосоматических проявлениях у студентов. Объектом является тревожность, предметом - тревожность как фактор в психосоматических проявлениях у студентов. Гипотеза - у студентов, имеющих различные психосоматические проявления высокий уровень тревожности.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ по проблеме роли тревожности в психосоматических проявлениях.

2. Провести эмпирическое исследование тревожности у студентов как фактор психосоматических проявлений, с помощью пакета подобранных методик по представленной теме.

3. Исходя из полученных эмпирических данных, сделать выводы по научному исследованию.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены общие понятие тревожности и подходы к изучению тревожности в психосоматических проявлениях, во второй - описание проведения эмпирического исследования тревожности у студентов.

Глава I. Теоретический анализ по проблеме тревожности в

психосоматических проявлениях

1.1 Понятие тревожности, структура, подходы

"Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий" [17].

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая "личностная тревожность"). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность". Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации [2]. Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

В настоящее время активно ведутся исследования тревожности, агрессивности и других личностных качеств, оказывающих...

Другие файлы:

Уровень тревожности как фактор агрессивного поведения подростков
Тревожность и агрессивность как относительно устойчивые черты личности подростков. Связь между тревожностью и агрессивностью в подростковом возрасте....

Тревожность как характеристика личности
Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе. Тревожность, как проявление эмоц...

Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста
Главная цель всякого психотерапевтического лечения заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Каким образом...

Экспериментальное исследование уровня стрессоустойчивости, тревожности и депрессии при заболеваниях прямой кишки
Теоретические подходы к исследованию психосоматической природы заболеваний прямой кишки. Депрессия как основа психосоматических расстройств. Тревожнос...

Психическая ригидность в этипатогоенезе психосоматических заболеваний
Структура и детерминирующие факторы психической ригидности при психосоматических заболеваниях. Определение параллелей между интенсивностью и содержани...