Тревожность в подростковом возрасте, особенности ее коррекции и профилактики
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Новосибирский государственный медицинский университет"
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)
Кафедра клинической психологии
Курсовая работа
по возрастной психологии
Тревожность в подростковом возрасте, особенности ее коррекции и профилактики
Выполнил:
Студент - 1 группа,
2 курс, факультет клинической психологии
Белявцева Ксения Александровна
Научный руководитель:
Яичников Сергей Владимирович
Новосибирск, 2012
Содержание
- Введение
- Глава 1. Особенности тревожности в подростковом возрасте
- 1.1 Понятие тревожности. Виды тревоги
- 1.2 Подростковый возраст и тревожность
- Глава 2. Особенности коррекции тревожности
- 2.1 Определение психотерапии
- 2.2 Методы психологической коррекции
- 2.3 Диагностика возрастного развития
- 2.4 Особенности профилактики и психокоррекции тревожности
- Заключение
- Список используемой литературы
Введение
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и психозов, а также является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.
Современная наука демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.
По мнению А.М. Прихожан сравнительно большее количество работ посвящено детям 5-8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе), исследований тревожности у старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста.
Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель "преневротического состояния", ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
Объект: Тревожность в подростковом возрасте
Предмет: Коррекция и профилактика тревожности подростков
Цель: Выявить особенности коррекции и профилактики тревожности в подростковом возрасте
Задачи:
Определить понятие тревожности
Выявить особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
Выявить особенности коррекции и профилактики тревожности
Глава 1. Особенности тревожности в подростковом возрасте
В нашей стране тревожность стала активно изучаться в 60-70 г. г. XX века. Однако количество исследований было явно недостаточным для того, что иметь об этом явлении четкое и ясное представление. В последние годы, в связи с ростом переводных работ, интерес к тревожности со стороны отечественных исследователей стал более ощутимым. Появилось немало научных работ (монографий, диссертационных исследований, статей в специализированных изданиях), которые освещают те или иные стороны проблем, связанных с тревожностью. В современной психологии найдется не много явлений, подвергшихся такому тщательному и всестороннему изучению как тревожность. Вместе с тем, в этой области остается много неисследованных вопросов. До сих пор, в частности, остается открытым вопрос об определении понятия тревожности, в связи с широким диапазоном интересов исследователей, занимающихся изучением данного явления.
Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских отношений и отношений с обществом, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность. В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.
1.1 Понятие тревожности. Виды тревоги
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
Слово тревожность в переводе с английского "anxiety" - беспокойство, волнение, тревога, забота.
Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях "тревога" и "тревожность".
Л.И. Божович определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни.
По мнению А.М. Прихожан, тревожность - устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. (Прихожан А.М., 2000)
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. (Немов Р.С., 1994)
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают. (Давыдов В.В., 1983)
С. Салливен рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. (Холл К., Линдсей. Г., 1997)
Эрих Фромм считает, что в эпоху средневекового общества, с его способом производства и классовой структурой, человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности, и не испытывал таких тревог, потому что он не был "отчужден" от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Э. Фромм называет естественными социальными связями, существующими в первобытном обществе. С развитием общества разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревожности, порожденной "негативной свободой", человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги. (Фильдштейн Д., 1991)
По определению С.С. Степанова "тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи". (Степанов С., 2004)
С. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных отношений, первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана с угрозой безопасности. Для того чтобы избежать тревоги (актуальной или потенциальной) или свести ее к минимуму, люди используют различные способы защиты и контроля своего поведения. Например, оказывается, что можно избежать наказания, конформно идя навстречу желаниям родителей. Эти меры безопасности формируют "Я" - систему, санкционирующую одни формы поведения ("Я - хороший") и запрещающую другие ("Я - плохой"). Я защищает человека от тревоги, оно поддерживается на высоком уровне самоуважения и защищено от критики. (Холл К., Линдсей. Г., 1997)
В состав тревожности входят понятия: "трево...
Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте
Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления....
Тревожность и ее влияние на самооценку в подростковом возрасте
Уровень тревожности как фактор агрессивного поведения подростков
Тревожность и агрессивность как относительно устойчивые черты личности подростков. Связь между тревожностью и агрессивностью в подростковом возрасте....
Психологические особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте
Причины агрессии, ее формы и виды. Анализ агрессивности подростков как особого вида агрессии, отличающейся от взрослой. Диагностика предрасположенност...
Особенности саморегуляции учащихся с высоким уровнем тревожности
Психологическая характеристика подросткового возраста. Тревожность как эмоциональный феномен. Основные особенности тревожности в подростковом возрасте...