Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Тревожность в подростковом возрасте, особенности ее коррекции и профилактики

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей. Особенности тревожности в подростковом возрасте. Основные виды тревоги. Методы психологической коррекции тревожности у подростков. Диагностика возрастного развития, определение его реального уровня.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Новосибирский государственный медицинский университет"

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

Кафедра клинической психологии

Курсовая работа

по возрастной психологии

Тревожность в подростковом возрасте, особенности ее коррекции и профилактики

Выполнил:

Студент - 1 группа,

2 курс, факультет клинической психологии

Белявцева Ксения Александровна

Научный руководитель:

Яичников Сергей Владимирович

Новосибирск, 2012

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Особенности тревожности в подростковом возрасте
  • 1.1 Понятие тревожности. Виды тревоги
  • 1.2 Подростковый возраст и тревожность
  • Глава 2. Особенности коррекции тревожности
  • 2.1 Определение психотерапии
  • 2.2 Методы психологической коррекции
  • 2.3 Диагностика возрастного развития
  • 2.4 Особенности профилактики и психокоррекции тревожности
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и психозов, а также является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Современная наука демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.

По мнению А.М. Прихожан сравнительно большее количество работ посвящено детям 5-8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе), исследований тревожности у старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста.

Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель "преневротического состояния", ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.

Объект: Тревожность в подростковом возрасте

Предмет: Коррекция и профилактика тревожности подростков

Цель: Выявить особенности коррекции и профилактики тревожности в подростковом возрасте

Задачи:

Определить понятие тревожности

Выявить особенности проявления тревожности в подростковом возрасте

Выявить особенности коррекции и профилактики тревожности

Глава 1. Особенности тревожности в подростковом возрасте

В нашей стране тревожность стала активно изучаться в 60-70 г. г. XX века. Однако количество исследований было явно недостаточным для того, что иметь об этом явлении четкое и ясное представление. В последние годы, в связи с ростом переводных работ, интерес к тревожности со стороны отечественных исследователей стал более ощутимым. Появилось немало научных работ (монографий, диссертационных исследований, статей в специализированных изданиях), которые освещают те или иные стороны проблем, связанных с тревожностью. В современной психологии найдется не много явлений, подвергшихся такому тщательному и всестороннему изучению как тревожность. Вместе с тем, в этой области остается много неисследованных вопросов. До сих пор, в частности, остается открытым вопрос об определении понятия тревожности, в связи с широким диапазоном интересов исследователей, занимающихся изучением данного явления.

Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских отношений и отношений с обществом, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность. В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.

1.1 Понятие тревожности. Виды тревоги

Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

Слово тревожность в переводе с английского "anxiety" - беспокойство, волнение, тревога, забота.

Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях "тревога" и "тревожность".

Л.И. Божович определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни.

По мнению А.М. Прихожан, тревожность - устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. (Прихожан А.М., 2000)

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. (Немов Р.С., 1994)

В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают. (Давыдов В.В., 1983)

С. Салливен рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. (Холл К., Линдсей. Г., 1997)

Эрих Фромм считает, что в эпоху средневекового общества, с его способом производства и классовой структурой, человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности, и не испытывал таких тревог, потому что он не был "отчужден" от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Э. Фромм называет естественными социальными связями, существующими в первобытном обществе. С развитием общества разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревожности, порожденной "негативной свободой", человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги. (Фильдштейн Д., 1991)

По определению С.С. Степанова "тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи". (Степанов С., 2004)

С. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных отношений, первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана с угрозой безопасности. Для того чтобы избежать тревоги (актуальной или потенциальной) или свести ее к минимуму, люди используют различные способы защиты и контроля своего поведения. Например, оказывается, что можно избежать наказания, конформно идя навстречу желаниям родителей. Эти меры безопасности формируют "Я" - систему, санкционирующую одни формы поведения ("Я - хороший") и запрещающую другие ("Я - плохой"). Я защищает человека от тревоги, оно поддерживается на высоком уровне самоуважения и защищено от критики. (Холл К., Линдсей. Г., 1997)

В состав тревожности входят понятия: "трево...

Другие файлы:

Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте
Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления....

Тревожность и ее влияние на самооценку в подростковом возрасте

Уровень тревожности как фактор агрессивного поведения подростков
Тревожность и агрессивность как относительно устойчивые черты личности подростков. Связь между тревожностью и агрессивностью в подростковом возрасте....

Психологические особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте
Причины агрессии, ее формы и виды. Анализ агрессивности подростков как особого вида агрессии, отличающейся от взрослой. Диагностика предрасположенност...

Особенности саморегуляции учащихся с высоким уровнем тревожности
Психологическая характеристика подросткового возраста. Тревожность как эмоциональный феномен. Основные особенности тревожности в подростковом возрасте...