Темперамент и выбор профессии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Цель: Повышение уровня психологической грамотности, познание себя и окружающих людей для правильного построения взаимоотношений.
Задачи:
1. Познакомиться с типами темперамента и их характеристикой.
2. Выявить тип темперамента с помощью теста.
3. Показать на примерах, что люди, имеющие разные типы темперамента, отличаются друг от друга и нужно учиться быть терпимым к каждому из них.
4. Показать влияние типа темперамента на характер профессиональной деятельности.
5. Выработать потребность применять свои знания на практике.
Используемые методы, приемы и технологии: мультимедийная презентация, дискуссия, обсуждение, практическая работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с названиями темпераментов, раздаточные материалы, бланки методик диагностики темперамент.
Основные понятия: темперамент, динамические характеристики, Гиппократ, И.П. Павлов, Г. Айзенк, экстраверсия и интроверсия, нейротизм, холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, сочетание темпераментов.
психологический грамотность энергичность, эмоциональность
Таблица. План занятия
Содержание этапов |
Виды и формы работы |
|
Организационный момент |
Приветствие |
|
Мотивационное начало |
Постановка целей, задач урока |
|
1. История взглядов на темперамент. |
Лекция, дискуссия |
|
2. Структура темперамента. |
Использование опорного конспекта |
|
3. Основные типы темперамента и их свойства |
Обсуждение |
|
4. Проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности |
Обсуждение |
|
5.Практическая работа |
Работа с раздаточным материалом |
|
Обобщение. Подведение итогов |
Беседа |
|
Домашнее задание |
Ход занятия
Организационный момент (1 минута). Подготовка к показу мультимедийной презентации по истории изучения темперамента.
На все происходящее в окружающей действительности люди реагируют по-разному. Одни быстро принимают даже самые важные решения, другие будут долго мучиться сомнениями, выбирая, например, схожий товар. Один человек сохраняет спокойствие в любой ситуации, а другого даже малейшая неприятность может привести в отчаяние. Эти различия во многом объясняются темпераментом конкретного человека.
Темперамент(лат.Tempero- смешиваю в надлежащем соотношении) - индивидуальное сочетание природных характеристик, определяющих динамику поведения человека: степень энергичности, эмоциональности, уравновешенности, предпочитаемый темп деятельности.
История взглядов на темперамент (15 минут).
Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю. Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы.
Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.
Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.
Гиппократ- греческий врач античности (4-й век до н.э.), связывал поведение человека с соотношением «соков» организма -сангв(крови), флегмы (слизи), холас (желчи) имеланхолас (черной желчи).Считалось, что если преобладает кровь, то темперамент будет сангвинистическим, если желчь - холерическим, если слизь - флегматичным, а черная желчь определяет меланхолический темперамент.
При всей наивности объяснения феномена темперамента, верно была подмечена такая его особенность, как сочетание в психике человека всех типов темперамента при преобладании одного из них.
У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека и говорил даже о темпераменте отдельных органов, например сердца или печени. Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т. д. Отсюда и появились психологические описания - «портреты» различных темпераментов. Первая такая попытка принадлежит тоже античному врачу Галену (II в. н.э.).
Э. Кречмер и У. Шелдон исследователи соматических и темпераментальных характеристик человека. Много позднее, в конце XVIII в., психологические портреты четырех темпераментов дал И.Кант. Кантовские описания темпераментов были повторены потом во многих источниках. Представляя собой с самого начала полунаучные-полухудожественные образы, они довольно быстро перешли в общую культуру.
В20-х г. ХХ в. И.П.Павлов- русский физиолог конца XIX - начала XX века - рассматривал темперамент как сочетание свойств нервной системы. Павлов обнаружил, что каждому типу нервной системы может соответствовать один из темпераментов. Получилась следующая схема:
- сангвинический темперамент обладает сильным уравновешенным подвижным типом нервной системы;
- флегматический темперамент обладает сильным уравновешенным медленным типом нервной системы;
- холерический темперамент обладает сильным неуравновешенным подвижным типом нервной системы;
- меланхолический темперамент обладает слабым неуравновешенным типом нервной системы.
Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, следовало бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.
По мнению В.Д. Небылицина, в основе темперамента должны лежать так называемые «общие свойства нервной системы» (свойства лобных отделов мозга), а не парциальные, анализаторные свойства. Он сформулировал принцип разделения общих и парциальных свойств нервной системы: в основе парциальных (частных) свойств лежит деятельность анализаторных зон мозга, а общие свойства обусловлены спецификой функционирования передней части мозга - лобной коры вместе с нижележащими образованиями.
Анализ собственно психологических свойств темперамента велся не так активно и успешно но, тем не менее, разные суждения о психологических компонентах темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности
В зарубежных исследованиях, в работах Г. Айзенка была дана нейрофизиологическая интерпретация основных измерений темперамента, среди которых выделялись - фактор экстраверсии-интроверсии и факторнейротизма. Высокий балл по первой шкале соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий - низкому. Другому свойству - нейротизму соответствует уровень активациилимбической системы: повышенный нейротизм, более высокая реактивность на события во внутренней среде организма.
В основу факторной концепции темперамента Г. Айзенкова положены три фундаментальные измерения - экстраверсия-интроверсия, нейротизм (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость) ипсихотизм.Важной чертой исследований темперамента в зарубежных странах является резкое возрастание интереса к изучению темперамента у детей. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование А. Томаса и С. Чесса.
Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии изложены В.М. Русаловым в главе, посвященной проблеме темперамента в сборнике «Современная психология (В.Н. Дружинина).
1. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как «активность», «реактивность», «эмоциональность», «социабельность». Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, В.С. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.
2. Наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспор...
Выбор профессии. Юриспруденция
Профильная подготовка в школе, её значение в правильном выборе профессии. Психологические требования сферы деятельности к человеку. Основные нравствен...
Изучение психологических аспектов профессии "менеджер культуры"
Пути формирования специалистов профессии "менеджер культуры". Портрет современного менеджера: темперамент, характер. Способности, навыки и умения мене...
Роль профессии в жизни человека
Мотивы выбора профессии. Формы влияния профессии на человека. Деформация внутренних и физических качеств человека под действием профессии. Физико-сома...
Влияние личностных характеристик на выбор профессии
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт,...
Типы темперамента
Темперамент и характер. Темперамент и способности. О темпераменте с точки зрения высшей нервной деятельности. Строение тела и темперамент. Типологии,...