Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Телефонное консультирование как помощь подросткам

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Подростковый период с точки зрения физиологии. Развитие тинейджеров с точки зрения психологии. Значение мотивов в разные периоды взросления. Развитие подростков с точки зрения социальной психологии и педагогики. Понятие телефонного консультирования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Телефонное консультирование как помощь подросткам

1. Подростковый период с точки зрения физиологии

Если рассматривать подростковый возраст со строго биологический позиций, то он может быть определен как период физического и полового созревания ребенка, когда в его организме происходят важные изменения, вызванные процессом роста.

Подростковый период называют еще пубертантным периодом.

Этот период наступает у девочек двумя годами раньше, чем у мальчиков. С ускоренным ростом связаны заметные перемены пропорций тела. Они происходят непрерывно, начиная с самого раннего возраста, но во время полового созревания наиболее выражены. Изменение пропорций тела подчиняется общим законам: усиление роста кистей и стоп, затем бедер, груди и плеч, в последнюю очередь - туловище.

В этом периоде начинают работать активно эндокринные железы, вырабатывая гормоны - биохимические вещества, которые поступают непосредственно в кровеносную систему. Гормоны выполняют функцию средства внутренней коммуникации, сообщая различным клеткам, когда и как они должны действовать.

К таким гормонам относится: гормон роста; гонадотропные гормоны, которые отвечают за работу половых желез; эстрогены, вырабатываемые женскими половыми железами; андрогены - мужские половые гормоны; тестостерон-гормон роста волос на теле, развития скелета.

Начинают работать надпочечники, которые так же вырабатывают гормоны. Под воздействием гормонов происходит развитие вторичных половых признаков т. к. пубертатный период - это период созревания не только репродуктивных органов, но и появление волос на теле, изменение голоса, формирование зрелых очертаний мужской и женской фигуры и другие, менее значительные процессы.

На созревание подростков во многом влияют:

- конституция и генетические данные;

- питание;

- климат и время года;

- социоэкономические воздействия.

2. Развитие подростков с точки зрения психологии

Несмотря на многочисленные и часто резкие перемены, происходящие с подростком в период взросления, развитие личности идет скорее плавно, нежели скачками. Существует несколько теорий развития личности. Мне бы не хотелось рассматривать их все и проводить сравнительный анализ. Я хочу обратить внимание на эмоциональные изменения, которые происходят у подростков. Развитие личности, как мне кажется, идет двояким образом: с одной стороны процесс личностного созревания идет постепенно, эмоциональные изменения никак не сопоставляются с резким ускорением роста или гормональной перестройкой; с другой стороны, несмотря на взросление, индивид сохраняет важные особенности и признаки своей личности.

На развитие личности влияют различные факторы, такие как отношения между родителями, социальное положение, референтная группа. Но на этом я остановлюсь подробнее позже.

Мне хочется обратить внимание на концепцию Абрахама Маслоу и те аспекты, которые он рассмотрел в ней. Уделив внимание основным потребностям, которые выделил он. Хочу напомнить, что эта теория развивалась под воздействием экзистенциализма, т.е. взгляд на человека из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства.

Наиболее важная концепция, которую извлекли гуманистические психологи из экзистенциализма, - это концепция становления. Т. е. человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления.

Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как» желающее существо», который редко достигает состояние полного, завершенного удовлетворения. Т.е. жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Под потребностью в гуманистической психологии подразумевается нужда в чем-либо, возникшая в результате расхождения между существующими запросами и возможными их удовлетворением. Многие потребности в период взросления возникают впервые или изменяются. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстиктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, согласно которой высшая потребность как ситуативно, так и генетически, возникают только после удовлетворения потребностей предшествующего уровня.

1) физиологические потребности - стремление к физической и сексуальной активности, а также к высокой оценке своего физического развития;

2) потребности безопасности и защиты - многочисленные биологические и психологические изменения, последствия которых с трудом поддаются изменениям в юношеском возрасте, усиливают потребности в безопасности. Ее ищут не в семье, а скорее в группе ровесников, влияние которых сильнее, чем у референтной группы взрослых в семье и за ее пределами;

3) потребности принадлежности и любви - отдаление от родительского дома, чувства не понятости, стремление к независимости, а также новые когнитивные способности часто приводят к сильной изоляции молодых людей, что повышает их потребность в любви и превосходстве;

4) потребности самоуважения - желание проверить новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой социальной оценки, попытка произвести впечатление на лиц другого пола;

5) потребности самоактулизации - стремление к развитию в подростковом возрасте собственной личности свойственно всем культурам. Оно часто связано с мотивацией достижения и перекликается с потребностью в признании.

Значение упомянутых потребностей и мотивов неодинаково в разные периоды взросления. В то время как в раннем подростковом возрасте сильна ориентация на сверстников, отчасти выражается в повышенном конформизме, это влияние ослабевает в позднем подростковом возрасте сменяясь повышенным стремлением к самореализации и индивидуализации.

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста.

Первые заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии, особенно, что, касается наших физиологических требований и требований безопасности. Дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.

Мотивы роста имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актулизировать наш потенциал. Мотивация роста предполагает не столько уменьшение напряжения, сколько расширение кругозора.

Но мотивы роста приобретают актуальность главным образом после того, как в достаточной мере удовлетворены дефицитные мотивы.

Эрик Эриксон модифицировал созданную Фрейдом теорию психосексуального развития, использовав открытия современной социальной психологии и антропологии. В книге «Детство и общество» он разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетического развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по-гречески дословно «после» и «рождение, происхождение») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время, а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный и негативный компоненты.

По мнению Эриксона, главная задача индивида заключается в том, что бы, переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность. Формирование идентичности начинается еще до наступления подросткового периода и с ее окончанием не завершается. Этот процесс продолжается в течение всей жизни человека и протекает во многом бессознательно.

Подростковый период, на который приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается важным периодом в психосоциальном развитии человека. Психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе - в виде ролевого смещения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, что собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Эриксон подчеркивает психосоциальную сущность эго-идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго - т.е. на конфликт идентичности и ролевого смещения. Эго-идентичность Эриксон определяет так: «Появляющаяся интеграция в форме эго-идентичности - это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях, когда...

Другие файлы:

Телефонное консультирование 2

Психологическое консультирование детей и подростков
Содержание.Введение.Основы оказания психологической помощи детям и подросткам.Психологическая помощь и психологическое консультирование.Понятие психол...

Социальная помощь "трудным" подросткам
Направление и принципы социальной помощи. Основные социальные проблемы семьи. Отклонения в поведении подростков. Формы и содержание социальной помощи...

Консультирование как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки бизнеса
Основные определения консультационных услуг. Консультирование как интенсивная профессиональная помощь руководителям и организациям в решении их задач....

Подготовка к браку и добрачное консультирование
На каждом этапе жизненного цикла семейная жизнь имеет свою специфику, члены семьи решают разные задачи. Соответственно, это находит отражение в особен...