Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Творческие способности детей с задержкой психического развития

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе. Концепция задержки психического развития. Особенности развития творческих способностей. Экспериментальное исследование креативности, творческого мышления детей с ЗПР и здоровых детей, результаты.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

[Введите текст]

Содержание

Введение

Глава 1. Современные представления о творческих способностях детей с ЗПР

1.1 Психология способностей

1.2 Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе

1.3 Концепция задержки психического развития

1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

1.5 Особенности развития творческих способностей у детей с задержкой психического развития

Глава 2. Организация исследования

2.1. Цель, задачи и организация исследования

2.2. Методы и методики исследования

2.3. Психолого-педагогическая характеристика групп испытуемых

Глава 3. Результаты исследования

3.1. Результаты исследования у учащихся пятых классов с ЗПР уровня развития вербального, образного творческого мышления

3.2. Результаты исследования творческой одаренности у учащихся пятых классов с ЗПР

3.3. Результаты исследования любознательности, воображения и склонности к риску у учащихся с ЗПР

3.4 Результаты исследования вербальной и невербальной креативности у учащихся ЗПР

3.5 Корреляционный анализ учащихся основной группы

3.6 Корреляционный анализ учащихся контрольной группы

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют примерно 50% неуспевающих учащихся. Для их обучения созданы специальные учебные заведения - школы и классы коррекционно-развивающего обучения. В современных условиях особую психологическую и педагогическую значимость приобретает проблема развития, воспитания и обучения таких детей. Одной из острейших является проблема развития способности к творчеству. Проблема формирования творческой активности в течение многих лет была предметом исследования философов, психологов и педагогов.

Как правило, внимание ученых сосредоточено на изучении творческой активности детей с нормальным интеллектом (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский, Д. Гилфорд, П. Торренс и др.). В отличие от этого, изучение учащихся среднего школьного возраста с задержкой психического развития проводилось менее последовательно. Специфика развития творческих способностей этой категории школьников почти не изучена, и, как следствие, творческие способности детей с ЗПР, обучающихся в 5 классе коррекционной школы, еще не получили достаточного научного осмысления. Рекомендации же, предлагаемые отдельными психологами и педагогическими коллективами, противоречивы и недостаточно апробированы. В частности, в психолого-педагогической литературе до настоящего времени не представлен комплексный подход к изучению творческих способностей у школьников с задержкой психического развития. Вследствие этого остается открытым и вопрос о методах развития творческих способностей у данной группы учащихся. Таким образом, тема обозначенная в курсовой работе, является актуальной и своевременной.

Целью курсовой работы является, исследование творческих способностей учащихся пятых классов с задержкой психического развития.

Объектом исследования стали дети с ЗПР в возрасте 10-12. В контрольную группу вошли дети без нарушений развития 10-12 лет.

Предмет исследования: творческие способности у детей с ЗПР - учащихся пятых классов.

Задачи исследования:

Оценить уровни развития вербального, образного творческого мышления, получить представление о качественном своеобразии этих отдельных структур креативности у детей.

Исследовать творческую одаренность детей.

Определить четыре особенности творческой личности: любознательность; воображение; сложность и склонность к риску.

Изучить вербальную и невербальную креативность.

Сравнить творческие способности детей с ЗПР и творческие способности здоровых детей.

Выявить взаимосвязи между исследуемыми характеристиками творческих способностей детей с ЗПР и здоровых детей.

Гипотеза. Творческие способности учащихся с ЗПР имеют свои особенности, обусловленные психическим развитием детей этой категории (вербальным, образным мышлением, воображением, мыслительными процессами).

Методы исследования: эмпирические и математические методы исследования (непараметрический метод сравнения средних Манна-Уитни и Корреляционный анализ по Спирмену).

Методики исследования:

Тест креативности Е. Торренс.

Тест «Необычное использование» К.А. Хеллер.

Диагностика личностной креативности Е.Е. Туник.

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Е. Туник).

База исследования: МОУ СОШ №6; МАОУ СОШ №22 г. Великий Новгород.

Теоретическая значимость работы: уточнено представление о творчестве и его внутреннем механизме, который обусловлен наличием у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся уникальностью, оригинальностью и новизной.

Наряду с этим выявлено, что способность к творчеству порождает необычные идеи, содействует отклонению от традиционных схем мышления, и ядром творческих способностей является способность личности к созиданию нового и оригинального.

Практическая значимость работы: содержание работы будет полезно для специалистов, работающих в специальных коррекционных школах и осуществляющих психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития. Также работа будет интересна для родителей, которые преследуют цель творческого развития детей и понимание механизма, лежащего в основе творческой индивидуальности. Исследовательская работа может быть рекомендована студентам психологических факультетов для расширения их представлений о природе творчества, творческой деятельности, креативных способностей.

Глава 1. Современные представления о творческих способностях детей с ЗПР

1.1 Психология способностей

Проблема способностей в отечественной психологии изучена достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций, развитых в работах Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. Известно, что под способностями Б.М. Теплов понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Рассматривая структуру способностей, С.Д. Рубинштейн выделяет два основных компонента:

«операциональный» - отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;

«ядро» - психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.

Структура способностей, предложенная С.Д. Рубинштейном, с одной стороны, позволяет избежать фатализма, так как через становление системы операций допускает развитие самого ядра, а с другой - объясняет те трудности, с которыми столкнулась тесто-логия. Оценка по результату, а не процессу не позволяет давать однозначную интерпретацию результатов тестирования, поскольку на формирование операциональной системы влияет ряд чисто социальных факторов [2].

Формирование творческих способностей

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся уникальностью, оригинальностью и новизной.

Способность к творчеству порождает необычные идеи, содействует отклонению от традиционных схем мышления, и ядром творческих способностей является способность личности к созиданию нового, оригинального. Формирование творческих способностей учащихся, обеспечивается разработкой структурно-функциональной модели [26].

Существует гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, она подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких ребенку людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца для ребенка могут выступать не родители, а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители.

Негармонические эмоциональные отношения в семье способствуют эмоциональному отдалению ребенка от, как правило, нетворческих родителей, но сами по себе они не стимулируют развитие креативности.

Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности.

Развитие креативности, возможно, идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.

Чтобы креативность сформировалась как глубинное (личност...

Другие файлы:

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР. Дети с задержкой психического развития дош...

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Проблема трудностей обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Формирование общей сп...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Органи...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Внимание как психический процесс. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выявление особенностей...

Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре
Понятие и классификации задержки психического развития. Особенности личности детей с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование р...