Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Сущность пресуппозиции как средства психологического воздействия

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Классификация эриксоновских речевых оборотов на материале русского языка. Рассмотрение схем построения изъяснительных, определительных, обстоятельственных предпосылок и предпосылок образа действия как семантических смысловых компонентов предложения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Классификация эриксоновских речевых оборотов впервые была предложена Дж. Гриндером и Р. Бендлером в книге "Паттерны М.Г. Эриксона". Эта книга была попыткой выделить и описать эффективные речевые обороты, применяемые выдающимся американским психотерапевтом М.Г. Эриксоном. Теоретической основой для этой классификации послужили труды Н.Хомского по трансформационной грамматике.

В прагматическом плане предпосылка обычно понимается следующим образом: предложение 8 имеет прагматическую предпосылку Р, если при любом нейтральном (т.е. не демагогическом, не ироническом и пр.) употреблении 8 в высказывании говорящий считает Р само собой разумеющимся или просто известным слушателю".

1. Изъяснительные предпосылки

Данный тип предпосылок строится с помощью глаголов, прилагательных, существительных, наречий со значением мысли, речи, чувства (знать, понимать, осознавать, замечать, чувствовать, очевидно, известно, понятно, мысль, идея и др.)

Например: "Осознаете ли Вы, что Вы многому уже научились?", "Далеко не всем известно, что одно положительное изменение влечет за собой другое", "Не приходила ли Вам в голову мысль о том, что этот страх является Вашим союзником?", "Заметили ли Вы, как легко Вам теперь общаться?".

Вышеприведенные примеры показывают, что основная схема построения изъяснительной предпосылки такова: первая часть, содержащая слова мысли, речи, чувства + союз (как, что, насколько, где, почему и др.) + предпосылка.

Предлагаемая классификация не претендует на полноту, так как, исходя из определения, количество возможных предпосылок бесконечно. Авторы предлагают те из них, которые могут быть полезны в работе практического психолога, психотерапевта или педагога. Перечисленные ниже предпосылки могут быть использованы для того, чтобы вызвать у субъекта воздействия (клиента или ученика) полезное для него убеждение или представление, а также побудить его к продуктивному поведению. Это эффективный способ дать указания клиенту без излишней директивности, облегчить выполнение им заданий и выразить положительные ожидания психолога, психотерапевта или педагога.

В разработанной авторами классификации учитываются особенности русского языка, а также указываются дополнительные средства создания эффективных речевых оборотов, не применимые в английском языке. Некоторые из этих дополнений являются собственными открытиями авторов, апробированными на практике в ходе психологического консультирования. Поскольку классификация строится на материале русского языка, в ней используется терминология русских лингвистических школ.

2. Определительные предпосылки

Данный тип предпосылок образуется с помощью союзов и союзных слов: который, какой, кто, чей, что.

Например: "Какие ресурсы нужны Вашему младшему "Я", чтобы повести себя по-другому?", "Кто может Вам в этом помочь?", "Чье влияние оказалось наиболее сильным в этой ситуации?", "Что Вы придумали?", "Который из этих трех способов кажется Вам наиболее привлекательным?".

Следовательно, на основании вышеперечисленных примеров можно выделить структуру определительной предпосылки: союз или союзное слово (который, какой, чей, кто, что) + предпосылка.

Определительные предпосылки могут быть составной частью более сложных предложений ("На следующем шаге я хочу, чтобы Вы определили, какие намерения у другого человека в этой сцене"). Они могут сочетаться с другими предпосылками, в том числе и с изъяснительными ("Знаете ли Вы, на кого Вы можете положиться?").

3. Обстоятельственные предпосылки

1. Временные предпосылки. Данный тип предпосылок имеет две основные схемы построения. Опишем последовательно каждую из них. Временные предпосылки первого типа строятся с помощью союзов и союзных слов: когда, пока, в то время как, после того как, перед тем как, как только, прежде чем и т.п.

Например: "Когда Вам вспомнятся три приятных воспоминания, выберите из них одно, с которого Вы хотели бы начать", "После того как Ваше тело расслабится, образ будущего станет ярче и привлекательнее", "Прежде чем войти в эту сцену, подумайте, какие навыки и знания помогли бы Вам в той ситуации", "Пока Ваша внутренняя мудрость ищет ответа на этот вопрос, Вы можете просто отдохнуть".

С помощью вышеприведенных примеров можно выявить первый вариант основной схемы построения временных предпосылок: союз или союзное слово (когда; пока; прежде чем; после того как и т.п.) + 1-я предпосылка (обычно желательное действие клиента) + 2-я предпосылка (либо другое желательное действие клиента, либо мотивация).

Как видно из примеров и схемы, временная предпосылка в первом варианте - это на самом деле две предпосылки, связанные между собой с помощью союзов и союзных слов, указывающих на последовательность действий.

Второй вариант временной предпосылки строится с помощью вспомогательных слов: еще, уже, пока. Например: "Вы уже выполнили мое задание?", "Мы еще не договорились", "У вас пока нет вопросов?".

Таким образом, временная предпосылка второго типа строится как простое предложение, содержащее вспомогательные слова "уже", "еще", "пока" в значении: совершилось ли уже действие или еще нет. Заметьте, однако, что вопрос не стоит о том, совершиться ли это действие вообще или нет, то, что оно произойдет, не подвергается сомнению. Временная предпосылка второго типа может строиться как утвердительное предложение ("Он пока еще держится за старые представления"), отрицательное предложение ("У меня пока не сложилось ясного представления"), как вопросительное предложение ("Вы уже определили свою цель?"). Следует отметить, что утвердительная форма временной предпосылки второго типа является скрытым отрицанием (ср.: "Он пока еще держится за старые представления" и "Он еще не отказался от старых представлений"). Отметим также, что при личном обращении к клиенту следует пользоваться утвердительной и отрицательной формой этих предпосылок только в том случае, если Вы получили подтверждение от клиента (Например, если клиент говорит: "Будущее мне представляется неясным", то психолог может резюмировать: "Итак, вы пока не представляете себе ясно свое будущее").

Временные предпосылки второго типа могут быть частью более сложных предложений ("Поскольку Вы пока не знаете положительного намерения тревоги, Вам стоит обратиться к ней с этим вопросом, потому что она-то знает ответ"). Они могут сочетаться с предпосылками другого типа ("Вы уже знаете, какое поведение было бы более эффективным в этой ситуации?").

2. Предпосылки места. Предпосылки этого типа образуются с помощью вспомогательных слов: где, откуда, куда, в каком месте, на каком расстоянии и т.п.

Например: "Где Вы чувствуете это ощущение?", "На каком расстоянии это Вам представляется?", "Откуда слышится этот голос?", "Куда Вам удобнее смотреть?".

Схема построения этого типа предпосылок следующая: вспомогательное слово (куда, где и т.п.) + предпосылка.

Предпосылки места, используемые в отдельности, как это видно из примеров, строятся как вопросительные предложения. Они могут входить в состав более сложных предложений ("Уделите столько времени, сколько Вам нужно, чтобы определить, на каком расстоянии этот образ наиболее привлекателен"), а также сочетаться с другими типами предпосылок ("Перед тем как сравнить эти два представления, обратите внимание на то, где они Вам представляются").

3. Предпосылки меры и степени. Данный тип предпосылок образуется с помощью вспомогательных слов: насколько, до какой степени, в какой мере, до конца, полностью, все и т.п.

Например: "Насколько ясно тебе это представляется?", "До какой степени тебе удалось заново прожить это воспоминание?", "Чтобы выполнить следующий шаг, не обязательно полностью расслабляться", "Нет необходимости пользоваться всеми этими методами".

Из приведенных примеров следует, что существуют, по крайней мере, две схемы образования предпосылок меры и степени. Первая схема совпадает со схемой образования предпосылок места: союз или союзное слово (насколько, до какой степени, в какой мере и т.п.) + предпосылка.

Предпосылки, образованные по этой схеме, при отдельном использовании строятся обычно как вопросительные предложения. Они могут входить в состав более сложных предложений и приобретать смысловые оттенки, характеризующие эти расширенные структуры ("Я не знаю, насколько быстро тебе удалось это сделать" - отрицательное предложение, содержащее скрытый или явный вопрос, в зависимости от интонации). Предпосылки меры и степени могут сочетаться с другими предпосылками ("Когда этот образ появится, я хочу, чтобы Вы определили, на каком он расстоянии от Вас и насколько четко он Вам видится").

Вторая схема образования предпосылок меры и степени более произвольна. Все предпосылки, образованные этим способом, характеризует использование слов и словосочетаний со значением меры и степени: полностью, до конца, весь, все, в полной мере и т.п. Основной смысл, объединяющий все предпосылки меры и степени: нет сомнения, что желательное действие совершилось, совершается или будет совершаться, весь вопрос в том, в какой степени это произошло, произойдет или будет происходить.

4. Количественные предпосылки. Данный тип предпосылок очень напоминает предыдущий, поэтому условимся, что количественными мы будем называть те предпосылки, которые образуются с помощью вспомогательных слов, обозначающих или подразумевающих количество предметов или действий: сколько, первый, второй, третий, один...

Другие файлы:

Группы и межличностные отношения. Психология общения
Сущность и методы психологического исследования межличностных отношений. Понятие лидерства и виды стилей управления. Сущность, основные средства, стра...

Наружная реклама как средство психологического воздействия на аудиторию
Понятие, сущность и виды психологического воздействия. Методы воздействия, используемые в рекламе. Индукция, дедукция и аналогия. Специфика и виды нар...

Диалог как форма психологического воздействия
Проблемы, связанные с характером психологического воздействия одного человека на другого в процессе непосредственного межличностного общения. Диалогич...

Реклама как средство психологического воздействия
Психологические воздействия в рекламе, формы и проблема выбора. Приемы психологического воздействия и манипулирования: гипноз, внушение, подражание, з...

Реклама как форма психологического воздействия
Общая характеристика рекламной деятельности, изучение ее влияния на выбор потребителем товара. Рассмотрение основных механизмов психологического возде...