Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Строение психической деятельности человека

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психическая деятельность и общественный труд как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. Целеустремленность, активность и дисциплинированность как основа формирования личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

психический труд деятельность дисциплинированность

Введение

1. Строение психической деятельности человека

2. Общественный труд как вид психической деятельности человека

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Нормальное состояние человека, если только он не спит,-- активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят -- трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность -- внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.).

В.А. Крутецкий писал: "Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства".

Другой отечественный психолог Р.С. Немов считал, что "деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования".

С.Л. Рубинштейн писал о деятельности: "Действие, совершаемое человеком, не является совершенно изолированным актом: оно включается в более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято".

Таким образом, мы видим, что вопрос изучения деятельности человека волновал многих отечественных ученых.

1. Строение психической деятельности человека

В современной психологии деятельность человека, ее строение чаще всего рассматривают с точки зрения ее состава (структуры). В качестве основных составляющих выделяют цели и мотивы деятельности.

Психологи считают, что любая человеческая деятельность определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Отсутствие цели означает отсутствие самой деятельности.

Отечественный психолог В.А. Крутецкий считал, что деятельность вызывается определенными мотивами и причинами, которые побуждают человека поставить перед собой цель и начать действовать для ее.

Анализируя это мнение, можно сделать вывод о том, что цель человеческой деятельности - это то, зачем человек действует, а мотив - это то, почему он действует.

В психологии принято определять деятельность человека не одним каким-либо мотивом или целью, а системой всех целей и мотивов - сначала ближайшими, а затем общими и отдаленными.

Как правило, психическую деятельность человека оценивают также по уровню мотивации, по тому, носят мотивы общественный или ярко выраженный узколичный характер. У нравственного, воспитанного человека такие общественные мотивы преобладают над узколичными. Они становятся его собственным делом.

Отдельный акт, из которого состоит деятельность, называют действием. Отечественный психолог Р.С. Немов считал, что "действия человека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей".

На самом деле, действия, совершаемые человеком, всегда связаны с осознанием этих действий, но степень такой осознанности не всегда одинакова. Действия человека могут быть осознанными, если поставлена и осознана цель, составлен порядок и последовательность движений и продуманы результаты этого действия. Неосознанные действия - действия, если цель осознана недостаточна, последовательность движений и контроль не продуманы.

Такие неорганизованные действия, производимые, в основном, под влиянием сильных эмоций, чувств, раздражителей, называются импульсивными.

Отечественный психолог В.А. Крутецкий приводит пример такого импульсивного действия: "Из окна классной комнаты виден старый парк, деревья которого спускаются к пруду. Выпал снег. В классе тишина, ученики самостоятельно решают задачи. Кто-то крикнул: "Заяц, собаки!" Сразу головы ребят повернулись к окну, затем все вскочили и бросились к окнам. Зайца преследовали собаки, он белым комком катился с горки к пруду, а собаки за ним. При виде этой картины ребята и учитель невольно подались к окну, смотрели и не могли оторваться до тех пор, пока заяц не исчез в кустах".

Этот пример наглядно показывает, как под влиянием сильного и внезапного раздражителя действия учеников и учителя (их движение к окну) совершились без ясно осознанной цели, без обдумывания, что указывает на их недостаточную осознанность. Это действия импульсивные.

В современной психологии различают еще два вида действий: практические и умственные. Эти действия тесно связаны между собой. Так практические действия играют большую роль при возникновении и формировании познавательной деятельности. Дети с раннего возраста начинает овладевать манипулированием с предметами, осваивает способы обращения с ними. Так происходит познание ребенком окружающего мира.

Практические действия с предметами важны и для младшего школьника. Такие действия позволяют ему лучше усвоить и понять учебный материал. Например, на уроке при решении математических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами. На основе практических действий возникают умственные действия - действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет глубже и полнее познать изучаемые предметы и явления действительности.

Все действия людей связаны с речевой деятельностью. Эта деятельность, слово помогают человеку осознавать свои действия, участвуют в регуляции поведения и деятельности человека, помогают оформить с помощью слов задачи и действия, составить его план, изменить ход и характер действия, исправить ошибки, допущенные в ходе работы.

В.А. Крутецкий выделил компоненты следующие компоненты (этапы) деятельности:

1. Этап постановки цели (ясное осознавание конкретной задачи);

2. Этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия;

3. Этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости;

4. Этап проверки результатов, исправление ошибок;

5. Подведение итогов работы;

6. Оценка работы.

Отечественный психолог Р.С. Немов выделил средства осуществления деятельности. Он считал, что это инструменты, которые нужны человеку для выполнения тех или иных действий и операций. Р.С. Немов писал: "Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты".

К внутренним компонентам он отнес анатомо-физиологические структуры и процессы, которые принимают участие в управлении деятельностью как составляющие центральной нервной системы. Сюда же Р.С. Немов включил психические процессы и состояния, которые участвуют в регуляции деятельности.

Р.С. Немов говорил о том, что соотношение двух видов компонентов не является константой. По мере того, как развивается и преобразовывается деятельность человека, происходит систематический переход от внешних компонентов к внутренним. Р.С. Немов считал, что такой переход связан с двумя процессами - интериоризацией и автоматизацией. Он писал, что при возникновении затруднений в деятельности, при ее восстановлении, которое связано с нарушением внутреннего компонента, происходит экстериоризация, т.е. обратный переход.

Таким образом, мы приходим к выводу, что психическая деятельность человека имеет сложную структуру и имеет внешние и внутренние компоненты.

2. Общественный труд как вид психической деятельности человека

Многие отечественные психологи и педагоги уделяли большое внимание общественному труду как одному из важнейших видов психической деятельности человека.

Так психолог С.Л. Рубинштейн считал, что "основным, исторически первичным видом человеческой деятельности является труд".

Другой отечественный психолог А.Р. Лурия писал: "Историческая наука выделяет два фактора, лежащие у истоков перехода от естественной истории животных к общественной истории человека. Одним из них является общественный труд и употребление орудий".

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн в своих работах говорил о том, что труд нельзя считать только психологической категорией. Нужно брать в расчет, что это и социальная категория. Труд - предмет изучения не только психологии, но и общественных наук. Психология же изучает труд не как целое, а только психологические компоненты труда как деятельности.

С.Л. Рубинштейн в "Основах общей психологии" приводит характеристику труда, которую предложил К. Маркс. Эта характеристика основывается на том, что К. Маркс выделил психологические особенности труда. По его мнению, труд необходимо рассматривать как процесс, участниками которого являются природа и человек, процесс, где человек в своей деятельности "опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой".

По мнению К. Маркса человек противостоит природе как сила природы. Человек, присваивая вещество природы в пригодной для себя форме, приводит в движение естественные силы, принадлежащие его телу: конечности, голову, пальцы. Воздействуя таким образом на внешнюю природу, человек изменяет ее, изменяя также свою природу. К. Маркс говорил, что человек развивает свои последние силы и подчиняется собственной власти. Он ра...

Другие файлы:

Системные аспекты психической деятельности
Книга посвящена анализу различных проявлений психической деятельности человека и животных с позиций общей теории функциональных систем. В отличие от...

Психика человека
Психические явления человека, их классификация. Психическое состояние в функциональном уровне психической активности в зависимости от деятельности чел...

Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека

Изменения в структуре личности в стресовой ситуации
В настоящее время в стремительно меняющихся социально-экономических условиях, в условиях интенсификации объемов получаемой информации наблюдается рост...

Влияние русских пословиц и поговорок на поведение человека
Описание многих аспектов психической деятельности и душевной жизни человека в пословицах и поговорках, их содержательная близость и наличие поэтики, л...