Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Страхи в младшем школьном возрасте

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологические особенности дошкольного возраста. Характеристика страхов у детей. Влияние страхов на формирование психики ребенка. Комплекс практических упражнений разработанных опытным врачом А. Захаровым по преодолению страхов в дошкольном возрасте.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность исследования: Современные условия развития ребенка очень изменились со времен, когда компьютер был большой редкостью, и о нем даже не грезили. На телеэкранах теперь показывают ив основном заграничные мультфильмы с навязанными героическими стереотипами действующих персонажей, очень далеких для традиций Украины и по поступкам и по типу мышления. Существует мнение, что нам навязывают чужие ценности и стереотипы поведения. Дети в дошкольном возрасте, как губка поглощают всю информацию вокруг, потому что они еще не способны различить, что для них полезно, а что может принести вред. Уже в детском саду мальчики начинают разыгрывать военные сцены, представлять убийство. Эти и другие случаи разыгрывания печальных бытовых сцен из жизни нездоровых родителей являются печальными примерами неудачного и проблемного воспитания отдельно взятого ребенка. Но на таких случаях следует останавливать свое внимание психологами и педагогам, потому что они и могут быть в дальнейшем ключом к решению коррекционных вопросов, которые могу помочь в налаживании атмосферы во всей группе детей, путем индивидуальной психологической работы с такими агрессивными проблемными детьми. Именно в ролевых играх, как и в рисунке, в полном виде проявляется воображение детей и их страхи.

Дети в дошкольном возрасте получают в теории фрейдовского и адлерианского психоанализа, наиболее значительные представления о мире: о роли мужчины, женщины, окружающих людей, о семье, о мире в целом и о себе, и на этом возрастном этапе очень важным является сопровождение ребенка в его открытиях и своевременное разъяснение непонятных ему вопросов. Чем более широкие будут способности ребенка к мышлению и воспроизведению своих чувств, тем меньшая вероятность что пустоты в сознании ребенка станут работать против него образуя страхи. В судьбоанализе принято называть такое явление расширением своего «Я», когда большинство из происходящего вокруг осознается и принимается мышлением, вместо того, чтобы отдавать власть неизвестных явлений - либо тайным силам, либо иным причинам. В таком случае у подрастающего ребенка с самого детства формируется здоровое восприятие и он более адаптивен на последующих своих жизненных этапах. Однако, далеко не всем детям удается вовремя помочь в силу либо их скрытности, либо невнимательности родителей и велика вероятность формирования у них детских навязчивых страхов, которые потом могут получить новую силу в подростковом возрасте, если не буду разрешены во время. Эти страхи могут стать серьезной причиной в низкой адаптивности ребенка к школе и быть скрытой причиной многих жизненных неудач. Поэтому важной задачей можно рассматривать диагностику детских страхов с целью их проработки и естественной коррекции.

Исследованием страхов у детей занимались такие ученые, как:

Л.С Выготский, А.И. Захаров, Ж. Годфруа, К. Изард, Д. Соколов,

Л. Костина, П. Симонов, Е. Ивлева, Т. Симсон, А. Прихожан.

Объект исследования - детские страхи

Предмет исследования - страхи в младшем школьном возрасте.

Цель исследования - на примере детей младшего школьного возраста проанализировать особенности формирования, проживания и преодоления наиболее распространенных детских страхов.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ детских страхов в научной психологической литературе.

2. Выявить особенности формирования и влияния на ребенка детских страхов.

3. Провести эмпирическое исследование детских страхов.

4. Составить рекомендации для эффективной проработки детских страхов.

Для решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов:

* теоретический анализ исследуемой проблемы на базе изучения научной психологической литературы;

* психолого-педагогический (констатирующий) эксперимент;

* тестирование (цветовой тест М. Люшера, тест «Несуществующее животное», методика выявления детских страхов А. Захарова и

М. Панфиловой);

* методы количественной и качественной обработки данных.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психологические особенности дошкольного возраста

Индивидуальное развитие ребенка невозможно без прохождения естественных стадий развития и свойственным способам поведения на каждой из стадий. До момента готовности к школе, дети не мыслят своего существования без игр. Ведь самым большим наказанием для детей является не телесное или моральное наказание за провинность - а именно запрет на игру. Дети больше всего огорчаются, когда их не выпускают на улицу играть во дворе с ребятами. Это происходит не спроста, поскольку именно в игре ребенок видит смысл своей жизни, игра увлекает, это такая же история, которую могли бы показывать по телевизору, но происходящая наяву. Во время игры ребенок учится обращаться с предметами, изучает их свойства, даже находит вещам применение и полезность для себя. Позднее, когда игра становится ролевой - дети научаются способам взаимоотношений со сверстниками. Особенно полезны такие игры детям - единственным в своей семье, у которых нет братьев и сестер,, поскольку им больше и негде получить опыт взаимодействия с такими же , равными людьми, как они сами.

Так же одной из важнейших функций игры является помощь в борьбе с внутренними детскими страхами. Почти любой страх можно вывести в поле известного, далее его обыграть и сделать неопасным. В терапии по методу символдрамы существует работа в образе с объектом страха, такая работа проводится одинаково как с детьми так и со взрослыми. Образ называется «опушка леса», в нем предлагается дождаться чего-то страшного, что выйдет из леса и потом накормить это «страшно», после можно и поиграть с этим существом. Такие упражнения помогают снять во первых миф неизвестности, во вторых сближают клиента со своим страхом, что в свою очередь лишает страх той присущей ему потенциальной энергии.

Если рассматривать психологическое развитее дошкольника, то невозможно не упомянуть об основных психических, когнитивных новообразованиях этого возраста. Принято считать основным критерием нормального развития ребенка дошкольного возраста его постепенно формирующуюся готовность к школе, которая в свою очередь состоит из таких новообразований, как: коммуникативная готовность, когнитивная готовность, уровень эмоционального развития, технологическая оснащенность, личностная готовность.

Ребенок постепенно осваивает правила и нормы взрослых- так проявляется коммуникативная готовность. Дошкольники приобретают способность к эмпатии к окружающим. Однако, для дошкольника все еще симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.

Уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения - понимается как когнитивная готовность дошкольника. Умственное развитие в промежутке от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм, и неумение сосредоточиться на изменениях объекта [12, 50].

Ребенок ищет пути формирования модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Это происходит с помощью сказки. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. В возрасте четырех-пяти лет наблюдается пик развития сказочного мышления. Затем оно разрушается, как только ребенок начинает различать быль и небыль, сказка превращается в миф. Ребенок творит собственную мифологию, начиная с пяти лет. Именно к этому возрасту относятся различные вопросы о происхождении первые вопросы, на которые ребенок хочет получить ответы в процессе обучения.

Следующий важный этап в жизни дошкольника - появляющееся желание осмыслить явление смерти. Как правило, ребенок уяснив, что смерть переживается взрослыми как нечто трагическое, принимает решение либо все жизнь опасаться ее, любо бороться с ней, став врачом или спасателем и т.д. Чаще всего ключевые моменты осознания явления смерти происходят во время болезней, особенно если ребенок попадает в больницу, там осознание возможной смерти оказывает очень весомое влияние на дальнейшую жизнь ребенка [1, 415].

В основном дети в дошкольном возрасте еще не способны полноценно контролировать свое эмоциональное состояние, они легко расстраиваются и так же легко приходят в полнейший восторг от самых, казалось бы незначительных пустяков. В три года ребенок еще не способен к настоящей агрессивности в поведении, которая проявляется в интервале от четырех до пяти лет и то как под влиянием воспитателей и родителей ему удается справляться с этими вспышками гнева можно так же судить и об уровне эмоционального развития. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения.

Тот минимум знаний, умений, навыков, позволяющих обучаться в школе, умение читать, считать, писать называется теоретической оснащенностью. Считается, однако, что более всего следует уделить внимания развитию воображения. Главный аспект познавательной готовности - высокий уровень развития воображения.

При переносе значений с одного предмета на другой в игровой ситуации и развивается воображение. Игра осуществляется не в видимом, а в смысловом поле. Это означает, что ре...

Другие файлы:

Агрессия в младшем школьном возрасте
Анализ литературы по вопросу агрессия младших школьников. Сущность агрессии и причины ее появления в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекци...

Гендерные стереотипы в младшем школьном возрасте
Понятие гендерного воспитания в истории психологии и педагогики. Особенности гендерного поведения и взаимодействия в младшем школьном возрасте. Исслед...

Способности и одарённость в младшем школьном возрасте
Определение понятий способность и одаренность, проявление этих качеств в младшем школьном возрасте. Цели и способы выявления одаренных детей. Эксперим...

Особенности восприятия в младшем школьном возрасте
История развития проблемы восприятия в практике зарубежных и отечественных психологов. Изучение восприятия в младшем школьном возрасте. Разработка про...

Воспитание сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте
Понятие и содержание, особенности сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте, специфика данного процесса, принципы и этапы его реализации, те...