Стили воспитания и тревожные дети
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Стили воспитания и тревожные дети
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические вопросы тревожности в старшем дошкольном возрасте
1.1 Тревожность как психологическая категория
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности тревожности ребенка в старшем дошкольном возрасте
Глава 2. Психологические основы семьи и детско-родительских отношений
2.1 Роль семьи в формировании личности ребенка
2.2 Стили семейного воспитания и особенности общения детей со взрослыми
Глава 3. Экспериментальная работа по исследованию влияния типов семейного воспитания на социально-личностное развитие ребенка
3.1 Организация и методы проведения экспериментального исследования
3.2 Анализ и обсуждение результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы. В последнее время проблема семейного воспитания и детско-родительских отношений приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны.
Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (Н.Н. Авдеева, Т.В. Архиреева, А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.Е. Личко, А.И. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, и др.).
Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Тревога не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха.
Объединяющим началом для тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри все холодеет, тело "наливается свинцом", щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или, на оборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма.
Цель исследования: изучение особенности тревожности в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: ребенок старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: тревожность ребенка старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели мы решали следующие задачи:
1. рассмотреть "тревожность" как психологическую категорию;
2. дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
3. раскрыть особенности тревожности ребенка в старшем дошкольном возрасте;
4. рассмотреть роль семьи в формировании личности ребенка;
5. изучить стили семейного воспитания и особенности общения детей со взрослыми;
6. провести экспериментальную работу по исследованию влияния типов семейного воспитания на социально-личностное развитие ребенка.
В исследовании мы использовали теоретические и экспериментальные методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Наблюдение;
3. Анкетирование: (методика самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна; опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ); опросник родительских отношений Варги - Столина (ОРО); рисуночная методика "Кинетический рисунок семьи"; рисуночная методика "Автопортрет")
Структура работы: работа состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические вопросы тревожности в старшем дошкольном возрасте
1.1 Тревожность как психологическая категория
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо, как и то и другое одновременно [Битянова, 2011, с. 236].
Под формой тревожности мы понимаем сочетание характера осознания, переживания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения и деятельности. Форма тревожности проявляется в отношении ребенка к этому переживанию.
Выделяют следующие тревожности:
1. Открытая - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
· Регулируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью.
· Культивируемая тревожность - осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.
2. Скрытая - проявляющаяся чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и отрицанием.
Зигмунд Фрейд выделил три вида тревожности:
1. Реальный страх - тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.
2. Невротическая тревожность - тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.
3. Моральная тревожность - так называемая "тревожность совести", связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.
По cфере возникновения различают:
1. Частную тревожность - тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-то постоянным (школьная, экзаменационная, межличностная тревожность и т. п.
2. Общую тревожность - тревожность, свободно меняющую свои объекты, вместе с изменением их значимости для человека.
По адекватности ситуации различают:
1. Адекватную тревожность - отражает неблагополучие человека.
2. Неадекватную тревожность (собственно тревожность) - тревожность, проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности.
Тревога является сущностью бдительности и осторожности [Бурменская, 2009, с. 27].
Состояние тревоги представляет собой усиление настороженности для подготовки к особой предвосхищаемой ситуации или той, которая в данный момент осуществляет негативное воздействие на индивида [Варга, 2008, с. 30].
Как отечественные, так и зарубежные (К.Э. Изард) [Изард К., 1980] исследователи отмечают, что важно учитывать как конкретные особенности тревогоформируюших ситуаций, так и всю картину, паттерн различных внешних и внутренних составляющих тревожности, которые непосредственно влияют на поведенческие проявления и психофизиологические реакции.
Отмечается серьезный вклад в отечественную психологию по освещению проблемы тревожности работ А.М. Прихожан [Прихожан A.M., 2011]. Освещая феноменологию тревожности как устойчивого образования, ею раскрыты новые грани теории психологии личности в целом.
Определяя понятия, исследователи останавливаются на взаимоотношениях тревожности, тревоги и страха.
Под понятием тревоги часто подразумевают эмоциональное состояние человека, рассматривают ее как беспредметный страх. Указывая на устойчивое свойство, черту личности или темперамента, упоминают понятие тревожности, но, кроме того, его используют и для обозначения понятия в целом. Некоторые психологи связывают высокую тревожность с кризисом развития.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст - последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия и др. - и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности - решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
Дошкольный возраст очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма. Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет родителям и...
Стили семейного воспитания как условие социализации ребёнка
Типы и виды семей, их структуры и отличия в процессе воспитания. Типология семейного воспитания в отечественной педагогике. Основные функции семьи и и...
Влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения
Понятие "дети группы риска" в педагогике и психологии. Взаимодействие социальной среды и личности. Семья как институт социализации. Стили семейного во...
Типы семей и стили семейного воспитания
Семья и ее социальные функции. Стили, типы и виды семейного воспитания и его проблемы. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Семья как фак...
Типы и стили семейного воспитания
Семейное воспитание, его особенности, стили и виды. История стилей в соответствии со временем. Современные стили общения (авторитарный, либеральный, д...
Типичные недостатки семейного воспитания
Характеристика ошибок воспитания, вызванных мотивацией родителей. Распространенные стили семейного воспитания. Конфликты, возникающие в связи с неправ...