Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Сравнительное изучение особенностей произвольного внимания детей 7-8 летнего возраста с умственной отсталостью и их сверстников, развивающихся в норме

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие о внимании как психическом явлении. Особенности развития внимания умственно отсталых детей и детей, развивающихся в норме. Цель, задачи, методы констатирующего этапа эксперимента и изучение уровней развития внимания умственно отсталых детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра возрастной и специальной психологии

Курсовая работа

Сравнительное изучение особенностей произвольного внимания детей 7-8 летнего возраста с умственной отсталостью и их сверстников, развивающихся в норме

студентки д / о

II курса, группы СДПиП, логопедия

Семеновой Луизы Вячеславовны

Научный руководитель:

Преподаватель Викторова Елена Иоакимовна

Чебоксары 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Современное состояние проблемы внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

1.1 Понятие о внимании как психическом явлении

1.2 Особенности развития внимания у детей, развивающихся в норме

1.3 Особенности развития внимания умственно отсталых детей

Глава 2. Изучение уровней развития внимания умственно отсталых детей младшего школьного возраста и их сверстников, развивающихся в норме

2.1 Цель, задачи, методы констатирующего этапа эксперимента

2.2 Экспериментальное изучение уровней развития внимания умственно отсталых детей младшего школьного возраста и их сверстников, развивающихся в норме

Заключение

Список литературы

Введение

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, двигательной, или интеллектуальной активности.

Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание.

Проблемами внимания занимались многие психологи, как отечественные, так и зарубежные. Огромный вклад в ее изучение вложили В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Д. Бродбент, Г. Эббингауз, У. Найссер, Д. Норман, А. Трейсман, Д.И. Узнадзе, К. Черри, Д. Канеман, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.Я. Гальперин. Также большое значение имеют исследования С.Л. Кабыльницкой, В.Я. Романова, Ю.Б. Дормашова, Ф.Н. Гоноболина, А.В. Петровского, Р.С. Немова, Е.Д. Хомской и др.

Изучением особенностей внимания занимались такие ученые, как Р.С Немов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Ленотьев, А.В .Запорозец, Н.Ф. Гоноболин, А.В. Петровский, А.Г. Маклаков и др.

Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, исходя из разных свойств внимания, различает разные типы внимания:

1) широкое и узкое внимание;

2) хорошо и плохо распределяемое;

3) быстро и медленно переключаемое;

4) концентрированное и флюктуирующее;

5) устойчивое и неустойчивое.

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями, которые принято называть свойствами внимания. Как отмечают многие ученые (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.Ф. Гоноболин, А.В. Петровский, Р.С. Немов, А.Г. Маклаков и др.), вниманию присущ ряд свойств. Это устойчивость, переключение, распределение, объем, концентрация, отвлечение, рассеянность. В зависимости от того, насколько отчетливо и ярко выражено у человека то или иное свойство, принято говорить об индивидуальных особенностях внимания.

Целью нашего исследования является сравнительное изучение особенностей произвольного внимания детей 7-8 лет с умственной отсталостью и их сверстников, развивающихся в норме.

Объект: произвольное внимание детей младшего школьного возраста.

Предмет: особенности произвольного внимания умственно отсталых детей 7-8 лет в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

Гипотеза исследования: произвольное внимание умственно отсталых детей 7-8 лет имеет качественные и количественные различия в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) выявить особенности развития внимания умственно отсталых детей 7-8 лет.

В ходе исследования мы опирались на материалы исследований внимания детей школьного возраста Я.А. Коломенского, И.В. Страхова, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Е.Ю. Обуховой, Н.Ф. Добрынина, А.А. Люблинской, А.В. Запорожца и др.

Методы исследования:

1) Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;

2) Констатирующий этап эксперимента;

3) количественный и качественный анализ данных.

Организация исследования: исследование проводилось на базе МОУ «Ибресинская СОШ № 1» Ибресинского района и РГОУ «специальная коррекционная школа № 1 города Чебоксары» В эксперименте приняло участие 20 детей с нормальным развитием и 9 детей с умственной отсталостью.

Глава 1. Современное состояние проблемы внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

1.1 Понятие о внимании как психическом явлении

внимание умственно отсталый ребёнок

Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание.

Внимание всегда проявляется в сознательной деятельности людей. Оно также включено в процесс восприятия, памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в деятельности человека делает его продуктивной, организованной, активной. Не являясь самостоятельным психическим процессом, внимание выступает как активная сторона всей психической деятельности человека.

Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена[33] .

Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что она выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса. Другие предполагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. Представители английской эмпирической психологии - ассоционисты - вовсе не включали внимание в систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них не существовало и внимания. В конце XIX и нач.XX понятие внимания начинает играть все большую роль. Оно служит для выражения активности сознания. Используется как корректив к ассоциативной психологии, сводящей сознание к механическим связям ощущения и представлений. Но при этом внимание по больше части мыслится как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, которая извне формирует данный сознанию материал. Это идеалистическое понимание внимания вызывает реакцию. Ряд психологов (Фуко, Делёвр и др.) отрицают вовсе правомерность этого понятия. Особенно радикальные попытки, совершенно устраняющие внимание из психологии, сделали представители поведенческой психологии и гештальтпсихологии [31].

Внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур. Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели к появлению целого ряда психологических теорий внимания. Широкую известность приобрела теория Рибо [22]. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Кроме того, внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных и непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Он считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела - лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимании на данном уровне. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Так, для органов зрения и слуха внимание означает сосредоточение и задержку движений. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. По мнению Рибо, этому состоянию соответствует мышечное напряжение. В то же время отвлечения внимания он связывал с мышечной усталостью. Эта теория получила название моторной теории внимания.

Существуют другие подходы к...

Другие файлы:

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Исследование особенностей проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Изучение причин и основных в...

Типологические особенности в эмоциональном развитии детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития
Программа экспериментального исследования эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сравнительное изучение эмоционально...

Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности
Понятие и структура общения. Изучение коммуникативных умений в научной литературе. Коммуникативное развитие личности в онтогенезе. Психология лиц с ум...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Понятие умственной отсталости. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью и особенности коммуникативной компетентности. Ро...

Особенности тревожно-фобических состояний у детей с умственной отсталостью
Проблема изучения феноменов "страх" и "тревожность" в психологии. Особенности эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет с умственной отсталостью. Специ...