Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Социопсихологические проблемы студентов ВУЗа

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сохранение психического и физического здоровья педагогов. Воспитательная неуверенность будущих педагогов в отношении собственных детей. Синдром эмоционального выгорания. Невротический аспект личностного реагирования. Развитие умственных способностей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

В современных условиях развития нашего общества возрастает роль активности человека, его умения организовывать свою деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития умственных способностей, так как известно, что наличие их высокого уровня, хотя и не гарантирует успеха в учебной, профессиональной, творческой и других видах деятельности, создает для нее определенную основу. Эта проблема непосредственно вытекает и из современных требований, предъявляемых к выпускникам, которые обозначены в Концепции общего и высшего профессионального образования. Центральным из них является подготовка компетентного специалиста. В перечень ключевых компетентностей входят: умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа, способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе и др., основу которых, по сути, составляют умственные способности.

СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Проблема сохранения психического и физического здоровья педагогов сегодня актуальна как никогда. Здоровье педагогов является одним из условий психического здоровья детей. Нерешённые психологические проблемы студентов педагогического вуза оборачиваются в последующем психическим и физическим нездоровьем педагога. Также неумение справляться с возникающими психологическими проблемами, отсутствие навыков регулирования своей психики, навыков самокоррекции делают выпускников педагогических вузов особенно уязвимыми к нервно-психическим нарушениям и снижению эмпатии. Перечислим основные психологические проблемы студентов педагогического вуза. Эти проблемы были выделены нами по результатам исследований 2001-2011 годов студентов дневного отделения Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.

Первая психологическая проблема связана с воспитательной неуверенностью будущих педагогов в отношении собственных детей. В исследовании приняло участие 45 студенток 5 курса. Девушки заполняли опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений) (авторы опросника Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис) на воображаемого ребёнка, предварительно продемонстрировав в устных ответах знания по воспитанию детей. Оказалось что студенты педагогического вуза, отягощенные знаниями о воспитании детей, не знают, как воспитывать собственного ребёнка. По опроснику АСВ, воспитательная неуверенность по отношению к собственному ребёнку оказалась характерной для большинства обследуемых нами студентов педагогического вуза (58%). Будущие педагоги хорошо и даже отлично знают, как воспитывать чужих детей, а вот перед своими детьми педагогическое мастерство пасует.

Вторая проблема была выявлена нами при анализе семейных ценностей студентов. Нас интересовало, какие семейные ценности являются для студентов (будущих родителей и педагогов) самыми главными, а каким не придаётся особого значения. В исследовании принимали участие 24 студентки 5-го курса. Нами была использована методика РОП (ролевые ожидания и притязания супругов). Данная методика (автор А.Н.Волкова) позволяет выявить представления о значимости в семейной жизни тех или иных ролей [4, с. 276-281]. Всего в методике предложено семь шкал семейных ценностей: сексуальная сфера, общность интересов, хозяйственно-бытовые ценности, родительское воспитание, внешняя социальная активность, эмоционально-терапевтическая функция брака, значение внешней привлекательности. Такая семейная ценность, как родительское воспитание оказалась на первом месте у студенток педагогического вуза. Воспитательная функция удовлетворяет потребность в родительстве, поэтому неудивительно, что эта ценность получила первое место. Однако, проанализировав ролевые ожидания и притязания студенток по шкале «Родительское воспитание», мы обнаружили, что большинство девушек (67%) ожидают, что ребёнком в большей степени будет заниматься отец, и лишь 29% студенток предполагали, что заниматься детьми будут поровну мать и отец. Основные функцию по уходу за детьми и их воспитанию предполагала взять на себя только одна девушка. Такая установка девушек на основную семейную ценность предполагает возможность конфликтной ситуации в семейной жизни. Последнее место в шкале семейных ценностей студенток педагогического вуза занимает хозяйственно-бытовая сфера жизнедеятельности семьи. Почти половина девушек (46%) предполагала, что супруг возьмёт на себя инициативу в реализации хозяйственно-бытовых функций семьи. У 21% студенток отсутствовала установка на реализацию хозяйственно-бытовых функций. Известно, что при оценке стабильности брака, первое, на что обращают внимание женщины, - это справедливое распределение бытовой нагрузки между супругами. Таким образом, можно отметить, что у студенток педагогического вуза имеются конфликтные установки на семейные ценности, что не способствует созданию гармоничного супружеского союза.

Настораживает тот факт, что каждая четвёртая студентка недооценивает первый уровень супружеских отношений - интимные отношения (сексуальная сфера находится на предпоследнем месте). Наличие напряжения на этом уровне супружеских отношений негативно сказывается на психическом здоровье женщины и на её взаимоотношениях с окружающими.

Третья проблема связана с формированием у значительной части педагогов синдрома эмоционального выгорания. В современной психолого-педагогической литературе эмоциональное выгорание рассматривается как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В исследовании принимали участие 79 девушек студенток (от 18 до 22 лет) выпускного курса. В качестве метода исследования мы использовали опросник В.В.Бойко, в котором автор выделяет три фазы стресса: нервное (тревожное) напряжение (фаза напряжения), сопротивление (фаза резистенция) и истощение энергетических ресурсов (фаза истощения). Нервное напряжение служит «запускающим» механизмом для эмоционального выгорания. У значительной части студенток (33 из 79) эта первая фаза была сформирована (6%) или находилась в стадии формирования (35%). Наличие нервного (тревожного) напряжения создаёт определённые трудности для вхождения в педагогическую деятельность более чем у трети студентов педагогического вуза. Ведущую роль на этой фазе эмоционального выгорания играет симптом неудовлетворённости собой. Повышение у студентов удовлетворённости собой - такую задачу необходимо обозначать при планировании проведения психологических тренингов в учебном процессе. Сопротивление нарастающему стрессу было сформировано более чем у трети студентов (37%), и у почти половины фаза сопротивления находилась в стадии формирования. Это тревожный факт, поскольку за ним стоит то, что будущие специалисты, ещё не начавшие педагогическую деятельность, склонны к ограничению диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение и к сокращению тех профессиональных обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат. Хотя фаза истощения оказалась сформирована у незначительного числа студентов (5%), но у каждого третьего студента она находилась в стадии формирования (34%). Ослабление нервной системы у этой группы студентов происходит постепенно и незаметно, они уже находятся в группе риска по эмоциональному выгоранию, хотя ещё не приступили к педагогической деятельности. На этой фазе снижается эмпатический потенциал личности и усиливается проявление отрицательных эмоций. Можно проследить цепочку развития эмоционального выгорания: неудовлетворённость собой, затем желание сократить свои обязанности и снижение эмпатического потенциала, на замену которому приходит зарождающаяся доминантность и авторитаризм.

Четвёртая проблема связана с низкой коммуникативной толерантностью. «Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по её мнению, психических состояний, качеств и поступков партнёров по взаимодействию». В профессиональной деятельности низкая коммуникативная толерантность сопряжена с выходом отрицательной энергии на партнёров по взаимодействию. Уравновешенность, совместимость с очень разными людьми характеризуют человека с высоким уровнем коммуникативной толерантности и создают комфортную обстановку для совместной деятельности. Нами было обследовано 137 студентов второго и третьего курсов. Среднее значение уровня коммуникативной толерантности опрошенных студентов составляло 56 баллов (в среднем воспитатели дошкольных учреждений набирают 31 балл, медсестры 43, а врачи - 40 баллов, по данным В.В.Бойко).

Пятую проблемы мы выделили, проанализировав невротический аспект личностного реагирования студентов. В обследовании приняли участие 99 студентов второго курса. По шкале невротизма (автор А.И.Захаров) регистрировались раздражительность и беспокойство, неустойчивость настроения и повышенная утомляемость, нарушения сна и различные функциональные нарушения со стороны внутренних органов. У 22 из 99 (22%) студентов показатели шкалы невротизма имели значения критического уровня (характерные для больных неврозом). В зависимости от личностных особенностей невротическое состояние проявлялось у студентов в отношениях со сверстниками и преподавателями повышенной раздражительностью, нетерпением, непоследовательностью действий и поступков, излишней суетливостью, беспокойством или инертностью, уходом в себя. Закономерным у этой части студентов являлось снижение активности, работоспособности и увеличение продолжительности отсутствия на занятиях в вузе по причине болезни.

Перечисленные психологические проблемы студентов педагогического вуза наводят на размышление о том, что психическое нездоровье педагога начинается ещё во время обучения в вузе. Значительная часть выпускников педагогического вуза начинает педагогиче...

Другие файлы:

Социокультурное самоопределение студентов вуза
Исследование особенностей системы ценностных ориентации преподавателей и студентов гуманитарного университета. Анализ существующих подходов и моделей...

Влияние психологической среды ВУЗа
Влияние индивидуально-типологических особенностей на восприятие студентами образовательной среды педагогического ВУЗа. Состояние тревоги как фактор со...

Влияние прослушивания музыки разных стилей на психоэмоциональное состояние студентов медицинского вуза
Исследование психоэмоционального состояния студентов медицинского вуза во время прослушивании музыки различных стилей. Установление уровня тревожности...

Духовные потребности студентов технического ВУЗа
Роль и место духовных потребностей в развитии личности студентов технического ВУЗа, психолого-педагогические условия и пути их формирования. Характери...

Динамика профессионального самосознания личности студентов-психологов ВУЗа
Экспериментальное исследование и подтверждение гипотезы о том, что становление профессионального самосознания студентов-психологов в образовательном п...