Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Социально-психологическая характеристика воинского коллектива

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Необходимость использование социально-психологической характеристики в вооруженных силах. Работа ЗКРВР по психологическому обследованию военнослужащих нового пополнения. Составление социально-психологической характеристики воинского подразделения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Оглавление

Введение

1. Социально-психологический характеристика воинского коллектива

1.1 Необходимость использование социально - психологической характеристики в ВС РФ

1.2 Работа ЗКРВР по социально-психологическому изучению и психологическому обследованию военнослужащих нового пополнения

1.3 Анализ официальных документов

2. Работа ЗКРВР по составлению социально-психологического характеристики воинского коллектива

2.1 Составление социально-психологической характеристики воинского подразделения

2.2 Отработка формализованных документов

Заключение

Список литературы

Введение

социальный психологический характеристика военнослужащий

Существование Вооруженных Сил всегда было связано с проблемой эффективного использования воина на поле боя. Было ясно, что победить противника можно только тогда, когда армия понимает и принимает цели боевых действий, когда она хорошо обучена, оснащена и обеспечена, когда она имеет боевой опыт и укомплектована первоклассным личным составом и полководцами.

Развивающиеся во всем мире социальные процессы создают реальные возможности снижения военной напряженности в международных отношениях и значительного сокращения вооруженных сил. Вместе с тем требования к армиям, к их боеспособности и боеготовности не только не уменьшаются, но даже увеличиваются. Поэтому ученые всех стран ищут пути поддержания высокой боеспособности вооруженных сил при снижении их численного состава.

Среди перечисленных условий на одном из первых мест всегда стояла проблема комплектования личным составом, профессионального отбора юношей, наилучшим образом подходящих на роль вооруженного защитника Отечества.

Но, к сожалению, современное общество еще не достигло столь высокого уровня развития, и у нас сохраняются существенные различия в уровне подготовки юношей к воинской службе, то потребность в военно-профессиональном отборе сохраняется и является весьма актуальной. Анализ результатов изучения качественных характеристик допризывной молодежи и пополнения, прибывающего в войска (силы), позволяет сделать вывод о том, что наметилась тенденция их ухудшения по многим показателям, особенно по состоянию здоровья, физическому развитию и уровню образования.

Министр обороны Российской Федерации Э.Сердюков требует, чтобы должностные лица глубоко и всесторонне изучали и знали своих подчиненных, принимали адекватные меры организационного и воспитательного характера в интересах повышения боевой готовности, организованности и воинской дисциплины.

Одним из направлений решения этой проблемы может быть изучение социально - психологической характеристики воинского коллектива. Изучением занимаются командиры и их заместители по воспитательной работе, психологи, врачи, специалисты подразделений профессионального психологического отбора военных комиссариатов и воинских частей, другие должностные лица.

Порядок этой работы регламентируется целым рядом нормативных документов: созданы и работают штатные и нештатные подразделения профессионального психологического отбора, призванные изучать прибывающее пополнение, войска располагают достаточно большим наработанным методическим материалом. Однако усилия должностных лиц и структурных подразделений пока разобщены, нет единых подходов в применяемом методическом аппарате, формах итоговых документов, нет преемственности в использовании исследовательской информации между различными этапами и звеньями изучения прибывающего пополнения. Все это приводит к дублированию проводимых мероприятий, дискредитации и снижению их эффективности.

1. Социально-психологический характеристика воинского коллектива

1.1 Необходимость использование социально - психологической характеристике в ВС РФ

Морально-психологическое состояние военнослужащих и воинских коллективов оказывает значительное влияние на все процессы, происходящие в Вооруженных Силах.

В Сухопутных Войсках организована и действует целостная система воспитательной работы, направленная на всемерное укрепление морально-психологического состояния войск. Одной из составных частей этого процесса является работа ЗКРВР как система согласованных, целенаправленных мероприятий по поддержанию устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих.

Военная служба является видом деятельности человека, которая по своим характеристикам выходит за пределы обыденного. Ввиду сложности воинского труда, насыщенности его различными стрессогенными факторами, особое место в работе ЗКРВР занимает проблема оказания помощи военнослужащим нового пополнения в период их адаптации к условиям армейской жизни.

С первых дней призыва на военную службу у молодого человека происходит изменение поведенческих стереотипов, меняется режим дня, система питания, увеличиваются физические нагрузки. Все это осложняется и тем, что состояние здоровья молодых людей, проходящих военную службу по призыву, оставляет желать лучшего.

Работа офицера - воспитателя с военнослужащими нового пополнения начинается с первого дня их прибытия в воинские части. Для чего совместно с психологом, проводится углубленное изучение индивидуально-психологических качеств личного состава, анализируются данные лаборатории профессионального психологического отбора и медицинской службы. На каждого военнослужащего заполняется «Первичная социально-психологическая карта изучения личности», где отражаются краткие социально-биографические данные, особенности характера, воспитания в семье, круг друзей, увлечения в настоящем и прошлом, наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них, перенесенные заболевания, травмы и т.д. Но практика работы показывает, что этих сведений не всегда достаточно, чтобы достоверно прогнозировать степень успешности адаптации к военной службе.

Одним из наиболее объективных и надежных способов изучения нового пополнения является метод наблюдения, представляющий собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, отношение военнослужащего к службе в целом.

1.2 Работа ЗКРВР по изучению социально-психологической характеристике подразделения нового призыва

Работа ЗКРВР по изучению социально-психологической характеристике подразделения продолжается на протяжении всего периода их адаптации:

Перед прибытием пополнения:

проводит инструктаж командиров взводов по методике изучения личного состава;

инструктирует сержантов по методам работы с пополнением, оказанию необходимой помощи в адаптации к службе;

готовит формализованные документы по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих:

схему индивидуального собеседования;

форму отчета об итогах изучения личного состава.

осуществляет контроль подготовке командиров взводов и сержантского состава по приему пополнения;

докладывает по команде о проведенной работе и готовности к приему пополнения. На начальных этапах следует обращать внимание на индивидуально-психологические особенности кандидатов, их коммуникативные свойства (в зависимости от характера взаимодействия непосредственное и опосредованное), функциональные возможности анализаторов и центральной нервной системы при совместной служебной деятельности;

В период приема пополнения:

осуществляет общее знакомство с военнослужащими, информирует их об истории воинской части, традициях, требованиях к службе со стороны командования, о порядке обращения по личным вопросам и т.п.;

изучает личные дела военнослужащих. Распределяет военнослужащих для проведения индивидуального собеседования должностными лицами роты;

осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН;

проводит индивидуальные собеседования с военнослужащими по ранее разработанной схеме, изучает их мотивацию к воинской службе, военно-профессиональную направленность и выявляет лиц с признаками НПН;

обобщает результаты изучения личного состава командирами взводов, сержантским составом и составляет список военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому изучению. Представляет его психологу;

докладывает по команде о результатах изучения пополнения; в дальнейшем выявляются спонтанные контакты между кандидатами (межличностные взаимоотношения), проводится выделение наиболее обучаемых групп. На этом этапе обязателен учет предстоящей деятельности и функциональных обязанностей, входящих в эту группу лиц;

особое место должно занимать изучение предварительно отобранных групп в экстремальных условиях, а также (при необходимости) и в условиях изоляции. В этот период важным вопросом группового отбора является правильное определение психофизиологической структуры группы и соответствие ей типов коммуникативного поведения (лидер, ведомый, сотрудничающий и...

Другие файлы:

Роль и место должностных лиц роты в изучении личности военнослужащего и воинского коллектива
Структура личности воина и воинского коллектива, их составляющие. Методика работы должностных лиц роты по изучению личности военнослужащего и воинског...

Социально-психологическая структура воинского коллектива
Понятие о группе и воинском коллективе. Личность и коллектив. Особенности развития воинских коллективов и психологии взаимоотношений у военнослужащих....

Психологическая характеристика коллектива
Исследование социально-психологических особенностей коллектива ООО строительная фирма "Восточная", диагностика межличностных и межгрупповых взаимоотно...

Социально-психологическая характеристика лиц, страдающих от алкоголизма и наркомании
Социально-психологическая характеристика наркозависимых осужденных. Общее понятие про хронический алкоголизм, его социальный аспект, основные стадии....

Динамика интегральных характеристик воинского коллектива на разных этапах прохождения военнослужащими срочной службы
Рассмотрение социально-психологических характеристик групповых особенностей и явлений. Особенности становления и развития воинских коллективов. Практи...