Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом "олигофрения"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
ГОСУДАСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БГУ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему «Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения»».
Аванесова Гаянэ Рафиковна
МИНСК 2011
Оглавление
Введение
Глава I. Олигофрения, как диагноз. Социальная оценка детско-родительских отношений в семье имеющей умственно отсталого ребенка. Технология социальной работы с семьями детей с диагнозом «олигофрения»
1.1 Олигофрения - как диагноз. Симптомы, причины, диагностика, классификация, возможные ошибки, лечение
1.2 Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи
1.3 Особенности семьи воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
1.4 Отношение родителей к умственно отсталому ребенку
1.5 Дальнейшая жизнь ребенка и его семьи, после постановки диагноза «олигофрения»
1.6 Социально-психологический аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «Олигофрения»
1.7 Технология социальной работы с семьями детей с диагнозом «олигофрения»
Глава II. Организация и проведение исследования особенностей взаимоотношений родителей и умственно-отсталых детей. Исследование методов социальной поддержки семьей, воспитывающих ребенка с диагнозом «олигофрения»
2.1 Особенности отношения родителей к детям
2.2 Межличностные отношения в семье имеющей взрослеющего умственно отсталого ребенка
2.3 Реализация технологии социальной работы с семьями детей с диагнозом «олигофрения»
2.4 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с диагнозом «олигофрения»
2.5 Управление специального образования РБ. Исследование задач и функций управления, при работе с семьями, воспитывающими умственно отсталых детей
Глава III. Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения»
3.1 Социально-психологическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «Олигофрения»
3.2 Социально-педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «Олигофрения»
3.3 Специальные коррекционные учреждения, помогающие семье в воспитании умственно отсталого ребенка
Глава IV. Методические рекомендации родителям по организации игр и занятий с умственно-отсталым ребенком
4.1 Игра, как помощь в развитии умственно-отсталого ребенка
4.2 От игры к занятиям
4.3 Обучение и коррекция умственно отсталых детей. Адаптирующие игры в примерах
Заключение
Список источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Каждый год в Республике Беларусь рождается все больше детей с отклонениями в развитии. Причины этого бывают разными: либо это врожденные отклонения, связанные со здоровьем матери или отца, алкоголизмом, курением матери во время беременности, генетическими отклонениями плода, а также влиянием экологии; приобретенные детские аномалии являются следствием различных влияний в последующие периоды развития ребенка (это могут быть природовые травмы, остановка дыхания у рождающегося ребенка, ранние инфекционные болезни и т.д.).
Но каковы бы ни были причины возникновения отсталости этих детей, важно то, что родители специально не готовятся к появлению в семье больного ребенка, и обязательно семья, в первую очередь, сталкивается с вопросом оставить ребенка дома или отдать на воспитание в специальное учреждение. От того какое решение примут родители, зависит дальнейшая жизнь ребенка. И если делается выбор в пользу домашнего воспитания, то семья часто сталкивается с проблемой нехватки материала, который бы помог правильно организовать детско-родительские отношения и воспитание.
Именно поэтому актуальность моей темы заключается в помощи правильного понимания трудностей семьи воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения», предоставлении материала, помогающего родителям не совершать общепринятые ошибки, возникающие при появлении в семье больного ребенка, также в работе предлагаются методические рекомендации по организации домашнего развития ребенка.
Проблема исследования. Детско-родительские отношения в семье имеющей умственно отсталого ребенка, очень часто складываются неправильно и впоследствии накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения» является важным звеном, помогающим вовремя помочь родителям правильно построить свои отношения, как с ребенком, так и с другими членами семьи.
Объект исследования. Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения». Детско-родительские отношения в семье с умственно отсталым ребенком, особенности этих отношений и система воспитательной работы с ребенком.
Предмет исследования. Социальное совершенствование детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения».
Гипотеза исследования. Эффективность родительско-детских взаимоотношений будет существенно повышена, если семья посчитает необходимым обучение по вопросу жизни с больным ребенком.
Цель исследования. Теоретически выявить особенности семьи и ее отношений с умственно отсталым ребенком, а так же роль социального работника в решении этой проблемы.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, предстояло решить следующие задачи исследования:
Определить ситуацию в семье, при рождении умственно отсталого ребенка.
Выявить особенности детско-родительских взаимоотношений.
Выявить основные направления социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения»
Разработать рекомендации по организации домашнего развития ребенка.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические (анализ методической, психолого-педагогической и диагностической литературы по проблеме), так и эмпирические ( психологический эксперимент и оценка его результатов) методы.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; разработка методики эксперимента.
Второй этап - проведение эксперимента и его анализ.
Третий этап - заключительный анализ проведенной работы.
Четвертый (дополнительный) этап - методические рекомендации родителям по организации игр и занятий с умственно-отсталым ребенком
Глава I. Олигофрения, как диагноз. Социальная оценка детско-родительских отношений в семье имеющей умственно-отсталого ребенка
1.1 Олигофрения-как диагноз. Симптомы, причины, диагностика, классификация, возможные ошибки, лечение
Олигофрения (новолат. oligophrenia - малоумие, от греч. oligos -- малый и phrзn -- ум), группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием.[1, с. 52]
Умственная отсталость- (малоумие, олигофрения от др.-греч. ?лЯгпт -- малый + цсЮн -- ум, разум) -- «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом». Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретенного слабоумия, или деменции (от лат. de - приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens -- ум, разум). Слабоумие -- снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.
Симптомы умственной отсталости.
Умственная отсталость отражается на всех психических процессах, в основном - познавательных. У таких деток нарушено активное внимание, а способность к запоминанию обычно замедлена.[2, c. 164]
1. Симптом умственной отсталости: словарный запас
Словарный запас у детей с умственной отсталостью бедный, а для речи характерно неточное использование слов, неразвернутых фраз, нарушением произношения и т.д.
2. Симптомы умственной отс...
Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
Основные проблемы семей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями и с отклонениями в развитии. Характеристика периодов и фаз родительск...
Психолого-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением слуха
Психофизиологические особенности детей с нарушением слуха. Социальная и психолого-педагогическая работа с детьми-инвалидами и их семьями в Республике...
Правовая защита семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, как одно из направлений деятельности специалиста по социальной работе
Типичная характеристика проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, нормативно-правовые основы ее правовой защиты. Содержание социальной работы с с...
Технология работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
Характеристика семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Периоды и фазы родительского кризиса. Система социальной помощи и защиты семей, имеющих...
Социальная работа с молодой семьей
Политика Красноярского края, направленная на оказание социальной помощи семье, воспитывающей несовершеннолетних детей. Составление социального паспорт...