Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом "олигофрения"

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Изучение социальной оценки детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Характеристика методов поддержки семьей, воспитывающих ребенка с диагнозом "олигофрения". Обзор симптомов, диагностики и лечения данного заболевания.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ГОСУДАСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БГУ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему «Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения»».

Аванесова Гаянэ Рафиковна

МИНСК 2011

Оглавление

Введение

Глава I. Олигофрения, как диагноз. Социальная оценка детско-родительских отношений в семье имеющей умственно отсталого ребенка. Технология социальной работы с семьями детей с диагнозом «олигофрения»

1.1 Олигофрения - как диагноз. Симптомы, причины, диагностика, классификация, возможные ошибки, лечение

1.2 Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи

1.3 Особенности семьи воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

1.4 Отношение родителей к умственно отсталому ребенку

1.5 Дальнейшая жизнь ребенка и его семьи, после постановки диагноза «олигофрения»

1.6 Социально-психологический аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «Олигофрения»

1.7 Технология социальной работы с семьями детей с диагнозом «олигофрения»

Глава II. Организация и проведение исследования особенностей взаимоотношений родителей и умственно-отсталых детей. Исследование методов социальной поддержки семьей, воспитывающих ребенка с диагнозом «олигофрения»

2.1 Особенности отношения родителей к детям

2.2 Межличностные отношения в семье имеющей взрослеющего умственно отсталого ребенка

2.3 Реализация технологии социальной работы с семьями детей с диагнозом «олигофрения»

2.4 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с диагнозом «олигофрения»

2.5 Управление специального образования РБ. Исследование задач и функций управления, при работе с семьями, воспитывающими умственно отсталых детей

Глава III. Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения»

3.1 Социально-психологическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «Олигофрения»

3.2 Социально-педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «Олигофрения»

3.3 Специальные коррекционные учреждения, помогающие семье в воспитании умственно отсталого ребенка

Глава IV. Методические рекомендации родителям по организации игр и занятий с умственно-отсталым ребенком

4.1 Игра, как помощь в развитии умственно-отсталого ребенка

4.2 От игры к занятиям

4.3 Обучение и коррекция умственно отсталых детей. Адаптирующие игры в примерах

Заключение

Список источников

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Каждый год в Республике Беларусь рождается все больше детей с отклонениями в развитии. Причины этого бывают разными: либо это врожденные отклонения, связанные со здоровьем матери или отца, алкоголизмом, курением матери во время беременности, генетическими отклонениями плода, а также влиянием экологии; приобретенные детские аномалии являются следствием различных влияний в последующие периоды развития ребенка (это могут быть природовые травмы, остановка дыхания у рождающегося ребенка, ранние инфекционные болезни и т.д.).

Но каковы бы ни были причины возникновения отсталости этих детей, важно то, что родители специально не готовятся к появлению в семье больного ребенка, и обязательно семья, в первую очередь, сталкивается с вопросом оставить ребенка дома или отдать на воспитание в специальное учреждение. От того какое решение примут родители, зависит дальнейшая жизнь ребенка. И если делается выбор в пользу домашнего воспитания, то семья часто сталкивается с проблемой нехватки материала, который бы помог правильно организовать детско-родительские отношения и воспитание.

Именно поэтому актуальность моей темы заключается в помощи правильного понимания трудностей семьи воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения», предоставлении материала, помогающего родителям не совершать общепринятые ошибки, возникающие при появлении в семье больного ребенка, также в работе предлагаются методические рекомендации по организации домашнего развития ребенка.

Проблема исследования. Детско-родительские отношения в семье имеющей умственно отсталого ребенка, очень часто складываются неправильно и впоследствии накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения» является важным звеном, помогающим вовремя помочь родителям правильно построить свои отношения, как с ребенком, так и с другими членами семьи.

Объект исследования. Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения». Детско-родительские отношения в семье с умственно отсталым ребенком, особенности этих отношений и система воспитательной работы с ребенком.

Предмет исследования. Социальное совершенствование детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения».

Гипотеза исследования. Эффективность родительско-детских взаимоотношений будет существенно повышена, если семья посчитает необходимым обучение по вопросу жизни с больным ребенком.

Цель исследования. Теоретически выявить особенности семьи и ее отношений с умственно отсталым ребенком, а так же роль социального работника в решении этой проблемы.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, предстояло решить следующие задачи исследования:

Определить ситуацию в семье, при рождении умственно отсталого ребенка.

Выявить особенности детско-родительских взаимоотношений.

Выявить основные направления социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с диагнозом «олигофрения»

Разработать рекомендации по организации домашнего развития ребенка.

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические (анализ методической, психолого-педагогической и диагностической литературы по проблеме), так и эмпирические ( психологический эксперимент и оценка его результатов) методы.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; разработка методики эксперимента.

Второй этап - проведение эксперимента и его анализ.

Третий этап - заключительный анализ проведенной работы.

Четвертый (дополнительный) этап - методические рекомендации родителям по организации игр и занятий с умственно-отсталым ребенком

Глава I. Олигофрения, как диагноз. Социальная оценка детско-родительских отношений в семье имеющей умственно-отсталого ребенка

1.1 Олигофрения-как диагноз. Симптомы, причины, диагностика, классификация, возможные ошибки, лечение

Олигофрения (новолат. oligophrenia - малоумие, от греч. oligos -- малый и phrзn -- ум), группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием.[1, с. 52]

Умственная отсталость- (малоумие, олигофрения от др.-греч. ?лЯгпт -- малый + цсЮн -- ум, разум) -- «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом». Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретенного слабоумия, или деменции (от лат. de - приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens -- ум, разум). Слабоумие -- снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

Симптомы умственной отсталости.

Умственная отсталость отражается на всех психических процессах, в основном - познавательных. У таких деток нарушено активное внимание, а способность к запоминанию обычно замедлена.[2, c. 164]

1. Симптом умственной отсталости: словарный запас

Словарный запас у детей с умственной отсталостью бедный, а для речи характерно неточное использование слов, неразвернутых фраз, нарушением произношения и т.д.

2. Симптомы умственной отс...

Другие файлы:

Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
Основные проблемы семей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями и с отклонениями в развитии. Характеристика периодов и фаз родительск...

Психолого-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением слуха
Психофизиологические особенности детей с нарушением слуха. Социальная и психолого-педагогическая работа с детьми-инвалидами и их семьями в Республике...

Правовая защита семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, как одно из направлений деятельности специалиста по социальной работе
Типичная характеристика проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, нормативно-правовые основы ее правовой защиты. Содержание социальной работы с с...

Технология работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
Характеристика семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Периоды и фазы родительского кризиса. Система социальной помощи и защиты семей, имеющих...

Социальная работа с молодой семьей
Политика Красноярского края, направленная на оказание социальной помощи семье, воспитывающей несовершеннолетних детей. Составление социального паспорт...