Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Современная семья и её проблемы

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Семейный уклад жизни: традиции и современный подход. Исследование отношения к детям современных русских родителей, методы их воспитания и воздействия на ребенка. Способность человека к любви. Особенности и тенденции формирования российской семьи.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

План

1. Современная семья и традиции

2. Любовь, семья, дети - как одно целое

3. Особенности и тенденции развития современной российской семьи

4. Современная семья и ребенок

семейный дети родитель воспитание

1. Современная семья и традиции

Среди богатого и своеобразного культурного наследия русского народа важное место занимают традиции, связанные с социализацией детей в семье. Культура народа накладывает отпечаток на семейный уклад жизни, а через него на процесс вхождения детей в мир взрослых. Отношения, возникающие внутри семьи, оказывают значительное влияние на личностное развитие ребенка. Поэтому семья, как важнейшее звено в социализации ребенка, представляет особый интерес для этнопсихологического исследования. Изучение особенностей социализации детей в современной русской культуре и роли семьи в этом процессе -- чрезвычайно важная и трудная задача, решить которую в рамках одного исследования не представляется возможным, слишком многие факторы и условия влияют на этот процесс. В современной русской культуре значительно возрос процент неполных семей. Развод и рождение ребенка вне брака в современной русской культуре уже не являются аномальными явлениями. К тому же значительно уменьшилось количество семей, где совместно живут несколько поколений родственников. Постепенно утрачивается традиция "большой" семьи с несколькими поколениями и главой. Большинство, современных русских детей воспитываются в условиях нуклеарной семьи, в непосредственном взаимодействии с родителями. Другой характерной особенностью современной русской семьи является воспитание только одного ребенка. Возможно, это обусловлено современной экономической ситуацией, но, тем не менее, социализация большинства современных детей дошкольного возраста протекает в условиях отсутствия важной сферы межличностного взаимодействия со сверстниками -- взаимодействия сиблингами (братьями и/или сестрами). Традиционная русская семья отличалась большим количеством детей, где старшие присматривали за младшими, "примеряя" к себе роль взрослого воспитателя. Современные дети, будучи окружены только взрослыми членами семьи не "взрослеют" достаточно долго.

Если в русской традиционной семье прошлых веков сытые дети были высшей ценностью для родителей, то для современных родителей этого недостаточно, они хотят дать детям больше, и соответственно более требовательно относятся к своим возможностям. Но не только в этом заключается появления разногласий в современной семье. Так же есть, противоречия между родителями по вопросу воспитания ребенка. Два взрослых человека (муж и жена), имеют неодинаковый личный опыт, они воспитывались в семьях с разными педагогическими традициями. Соответственно, между ними, могут и будут возникать расхождения по вопросу воспитания ребенка. Отметим кстати, что возникающие в данном случае противоречия могут стать движущими силами формирования новой семейно-педагогической традиции. С другой стороны, если родители не находят внутренних сил позитивно решать возникающие противоречия, процесс социализации детей в семье из планомерного и поступательного превращается в стихийный. Это вредит и личностному развитию ребенка, и нарушает межличностные отношения в семье. Из исследований Малявиной С.С на вопрос "Чем Вы чаще воздействуете на ребенка?" родителям предлагалось три варианта ответов: поощрение, внушение или наказание. Родители могли выбрать любое количество ответов. В основном опрошенные выбирали по одному, иногда -- два ответа. Этим объясняются выявленные ими количественные результаты исследования, которые в совокупности превышают 100%. Основная масса обследованных родителей (85,4%) наиболее применимым средством воздействия на ребенка называют внушение. Поощрение и наказание как часто используемые средства воздействия на ребенка выбирают равное количество родителей в русских семьях по 14,6%. Итак, наиболее популярным и социально одобряемым средством воздействия на ребенка современные родители считают вербальное воздействие, а именно внушение. Если в традиционной русской культуре основным типом семьи была большая семья, в которой совместно живут несколько поколений родственников, то для современного общества это не характерно. Современные русские дети чаще воспитываются в условиях нуклеарной семьи, в непосредственном взаимодействии с родителями. Кроме того, типичным для современных русских семей стало рождение только одного ребенка. А значит, социализация детей в рамках межличностного взаимодействия со сверстниками, теряет очень важную сферу -- общение и взаимодействие ребенка с сиблингами (братьями и/или сестрами). Отношения, возникающие между сиблингами, дают ребенку опыт, который невозможно заменить отношениями между ним и родителями. В современной русской семье отчасти сохранены культурные традиции по вопросу социализации детей, отчасти они трансформированы в соответствии с изменениями, происходящими в нашей социокультурной формации.

Отношение к детям современных русских родителей отличается средним, но близким к высокому уровню эмоциональным принятием ребенка. Родители воспринимают своего ребенка таким, каков он есть, с уважением относятся к его интересам и планам. Родители с ярко выраженной заинтересованностью следят за жизнедеятельностью ребенка. Они во всем стараются помочь ему, высоко оценивают его интеллектуальный и творческий потенциал. В современных русских семьях межличностная дистанция в общении между родителями и ребенком очень близка (может быть, чрезмерно близка). Родители ощущают себя с ребенком единым целым, чаще воспринимают ребенка как маленького и беззащитного, не способного к жизни без "родительского крыла". В связи с этим большинство родителей жестко контролирует жизнь ребенка, пристрастно следит за социальными достижениями ребенка, требует от него социальной успешности. Итак, в современной русской семье в некоторой степени продолжается отражение культурных традиций предков по вопросу социализации детей, но изменяется в соответствии с современными социально-культурными тенденциями.

2. Любовь, семья, дети - как одно целое

Немало важную роль в семье, не только современной, играет любовь. Вот что пишет об объектах любви Э. Фромм: "Неверно было бы считать, что любовь - это, прежде всего отношение к кому-то конкретному человеку; это - установка, ориентация характера личности, определяющая отношение личности к миру в целом, а не к одному лишь "объекту" любви. Если человек любит только одного из других людей и равнодушен ко всем остальным своим собратьям, его любовь - это не любовь, а всего лишь симбиотическая привязанность, иначе говоря, - расширенный эготизм. Однако большинство людей полагает, что любовь определяется объектом, а не способностью. То, что они не любят никого, кроме "любимого" человека, они даже считают доказательством "силы" своей любви. Это заблуждение сродни упомянутому выше. Поскольку люди не понимают, что любовь есть деятельность, душевная сила, они думают, что нужно только найти подходящий объект, а остальное приложится потом само собой. Эту установку можно сравнить с установкой человека, который хочет рисовать, но вместо того, чтобы учиться этому искусству, говорит, что ему нужно лишь дождаться подходящей натуры, и стоит ему ее найти, как он создаст прекрасное полотно. Если я, в самом деле, и люблю одного человека, то я люблю всех людей, я люблю весь мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому то: "Я тебя люблю", то нужно, чтобы я мог этим сказать: "В тебе я люблю всех; любя тебя, я люблю весь мир, в тебе я люблю и себя самого"". Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в жизни ребенка - его развитие напрямую зависит от того, растет ли он в атмосфере любви, заботы и ласки, или нет; в жизни подростка - в форме уважения и признания его независимости и самостоятельности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. В семье обычно выделяют осуществление хозяйственных функций, пространственную близость (совместное проживание), сексуальную связь между супругами, выполнение ими родительских обязанностей. Однако в современной семье далеко не всегда присутствуют все эти отличительные особенности. Например, возможно длительное раздельное проживание и, соответственно, не всегда поддерживается совместное ведение хозяйства, совместный бюджет. Также не обязательно семья осуществляет репродуктивные и воспитательные функции (это может быть как бездетная семья, так и просто пожилая пара, дети которой отделились, уехав в другую страну и проживая там своими семьями). Эмоциональное же и духовное единение вообще исторически не всегда присутствовало и являлось значимым (разумеется, в идеале оно всегда должно было присутствовать, но часть семей во все времена функционировала и без них). К сожалению, границы современной семьи становятся все более размытыми из-за деструктивных изменений в обществе и семье. Даже такой признак семьи, как ее закрытый характер, все более ослабевает из-за большой распространенности сожительств "гражданского брака"). Таким образом, понятие семьи, как нам кажется, необходимо расширить до данного нами выше определения семьи (как контактную группу родственных лиц), а "классический вариант" семьи "супружеская пара с детьми" и (часто, но не обязательно родители родителей) рассматривать как "семью с супружеским ядром".

3. Особенности и тенденции развития современной российской семьи

По мнению Ковалева С.В, в современной России существуют определенные тенденции развития семейных отношений, часть из которых пришла из советской России, а часть появилась лишь в последние десятилетия. Некоторые особенности и тенденции российск...

Другие файлы:

Семейное воспитание
Семья как фактор формирования личности в современном обществе. Социальные функции семьи и ее влияние на подростающее поколение. Роль и задачи семейног...

Современная семья и ее проблемы 4

Современная студенческая семья: проблемы, тенденции, перспективы (материал ТУСУР)
Семья как система социального функционирования человека, функции: репродуктивная, социальная. Рассмотрение причин снижения воспитательного потенциала...

Семья. Оглядываясь вперед
Что мы переживаем сегодня – кризис семейного, или мы выходим на путь вечно семейного? Эта книга посвящена семье, ее месту в жизни человека и общества,...

Общество и человечество, нация и семья
Человечество как едино-цельная, социально-планетарная система. Сущность общества, сообщества и нации. Национальное самосознание и национализм. Семья и...