Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Сказкотерапия как метод коррекционной работы психолога со школьниками

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
История развития сказкотерапии как метода в психологии, практика его применения в деятельности современного психолога. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего подросткового возраста, исследование его практической эффективности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Сказкотерапия как метод коррекционной работы психолога со школьниками

Введение

В настоящее время, проблема развития и укрепления психического здоровья детей, актуальность, которая становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических и психокоррекционных мер в системе образования.

Время диктует новые требования к созданию и использованию новых методов, психокоррекционных программ, направленных на работу с проблематикой. Сегодня перед специалистами в области психологии встает потребность в разработке технологий, имеющих более широкие возможности в эффективности психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации и т.д.

Обогащение практической психологии новыми средствами и методами эффективной работы с детьми, в частности таким направлением, как сказкотерапия, является отрадным фактом последнего десятилетия.

Развивающий и психотерапевтический потенциал сказок при всей его очевидности используется практической психологией образования недостаточно.

Привлекательность сказкотерапии как метода коррекционной работы психолога заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами на ценностном уровне. В процессе совместной работы с детьми происходит открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

За счет сказкотерапия активизирует ресурсы, потенциал личности. Работая с проблематикой в русле метода сказкотерапии, происходит процесс объективации проблемных ситуаций, процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказкотерапия это безопасная среда, которую создает психолог и психотерапевт для развития внутренних ресурсов личности.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психокоррекционный фактор [1].

Использование психотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь ребенку справится со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть различные проблемы, способствовать интеллектуальному развитию.

Данный метод включает в себя все технологические приемы психокоррекционной работы, а также включает в себя диагностику, профилактику и развитие индивидуальности.

Метод сказкотерапевтической коррекции органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста [2].

В данной работе рассмотрены практические возможности сказкотерапии в целях коррекции самооценки у младших подростков.

Характеризуя степень разработанности данной темы, следует учесть, что процесс коррекции проблематики методом сказкотерапии уже анализировался во многих источниках А. Гнездиловым, А Захаровой, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой и д.р.: в учениках, монографиях, периодических изданиях, Интернете. Анализ проблемы различных источников психологической литературы показал, что отмечается недостаточное количество полных и явных исследований по данной теме.

Именно по этому, анализ тематики данной дипломной работы достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы сказкотерапии как метода коррекционной работы психолога определяют научную новизну работы.

Данная дипломная работа, на наш взгляд, стоит внимания не только психолога, имеющего дело с детьми, но и педагога-практика. Именно контекст профессионального использования метода придает ему окончательный смысл и определяет результат.

Цель: Изучение эффективности практического применения сказкотерапии в коррекционной работе психолога.

Объект: метод сказкотерапии.

Предмет: Сказкотерапия как метод коррекции самооценки младших подростков.

Задачи:

- Рассмотреть особенности применения сказкотерапии в работе психолога.

- Рассмотреть психологические особенности развития самооценки младших подростков.

- рассмотреть использование сказкотерапии для выявления индивидуальных особенностей развития самооценки у детей, наметить пути дальнейшей диагностической и коррекционной работы;

- провести экспериментальное исследование самооценки младших подростков и используя сказкотерапию разработать и апробировать коррекционную программу.

- Разработать практические рекомендации для психологов, педагогов и родителей.

Гипотеза: Мы предполагаем, что сказкотерапия может быть успешно использована для эффективной коррекции самооценки ребенка.

Методологическая основа: работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова [2].

Методы исследования:

1. Определение самооценки по Будасси;

2. Шкала самооценки Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина;

3. Методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн;

4. Тест «Рисунок несуществующего животного»;

5. Методы математической статистики [3].

Практическая значимость: В ходе практической работы была составлена сказкотерапевтическая коррекционная программа для подростков направленная на повышения самооценки, также нами были разработаны рекомендации, которые впоследствии могут иметь практическую значимость для специалистов и использоваться как школьными психологами, так и родителями.

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

1 Теоретическое обоснование проблемы применения сказкотерапии в коррекции самооценки младших подростков

1.1 История развития и определение сказкотерапии как метода в психологии

В психологии сказкотерапия одно из самых молодых направлений, в основе которого один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова [4].

Специалисты по-разному идентифицируют и понимают этот термин, подразумевая под ним «лечение сказками», психологическую коррекционную работу над проблемой.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Нужно знать, как работать с художественными сказками, как самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться открывать в себе новые возможности и грамотно изменять поведение. Сказку нужно использовать в работе в таких ситуациях, в которых, на первый взгляд, психолог бессилен. А самое главное - сказка, живущая внутри каждого ребенка, способна развивать сокровища его души.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева дает определение понятию «сказкотерапия».

Сказкотерапия - это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказкотерапия - процесс экологического воспитания детей.

Сказкотерапия - это процесс объективизации проблемных ситуаций.

Сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны [2].

Сказкотерапия как метод и форма работы с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

И конечно, сказкотерапия - это еще и процесс «вспоминания» и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения. Что, в свою очередь, станет основой для созидательных дейс...

Другие файлы:

Деятельность педагога-психолога в коррекционной школе-интернате
Характеристика специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2 II и III видов. График посещений занятий педагога-психолога образова...

Руководство практического психолога
Сборник посвящен активным методам работы психолога с детьми разных возрастов. В нем представлены общие принципы и подходы к работе психолога со школьн...

Сказкотерапия
Сказкотерапия как метод психотерапии. Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования качеств характера личности и общечеловеческих цен...

Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками
В этом пособии учитель и родитель получат ответы на конкретные вопросы, каковы возможные причины отклонений, каковы характерологические особенности та...

Организация психокоррекционной работы с младшими школьниками
Психолого-педагогические особенности и трудности обучения детей младшего школьного возраста. Основные направления работы школьного психолога. Методиче...