Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Роль половозрастных и социальных факторов в психической адаптации детей дошкольного возраста

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие и виды адаптации. Особенности психической адаптации детей дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие как показатель адаптации детей. Выявление уровня эмоционального благополучия, уровня тревожности, агрессивности и импульсивности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

РОЛЬ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы психической адаптации детей дошкольного возраста

1.1Понятия и виды адаптации

1.2Особенности психической адаптации детей дошкольного возраста

1.3 Эмоциональное благополучие как показатель адаптации детей дошкольного возраста

1.4 Социальная адаптация детей дошкольного возраста

1.5 Половозрастные особенности детей дошкольного возраста

2. Экспериментальная работа по изучению роли социальных и половозрастных факторов в психической адаптации детей дошкольного возраста

2.1 Цель, задачи, методы констатирующего эксперимента

2.2 Выявление уровня эмоционального благополучия (уровня тревожности, агрессивности, импульсивности) детей дошкольного возраста

2.3 Сравнительный анализ уровня эмоционального благополучия. социальных и половозрастных факторов

Заключение

Список литературы

Приложение №1 Исследование уровня тревожности

Приложение №2 Исследование уровня агрессивности

Приложение №3 Исследование уровня импульсивности

Приложение №4 Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

Приложение №5 Сводная таблица

ВВЕДЕНИЕ

Поступление ребенка в ДОУ - это новый этап его жизни. Ребенку нужно установить контакты со сверстниками и воспитателями, привыкнуть к режиму дня в детском саду и к новым условиям в нем. А для этого нужно время это и есть адаптация (привыкание) к детскому саду. Адаптация - это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

Под адаптированностью понимается такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности.

Вопросы социальной адаптации ребенка и подростка в отечественной психологии разработаны детально Б.Г.Ананьевым, Л.И.Божович, В.В.Давыдовым. Однако исследования в современной психологии и педагогике продолжаются: изучаются условия и факторы, влияющие на психическую адаптацию детей дошкольного возраста В.Г.Бочарова, 1994; А.Л.Венгер 2001 и др. В статье Н.Васильевой и Н.Охотниковой (2010 г.) представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей психической и социальной адаптации в зависимости от половозрастных и социальных факторов. Авторы подчеркивают, что особенности адаптации детей дошкольного возраста имеют общепсихологическое значение.

Цель нашего исследования - явилось изучение роли социальной половозрастных факторов в адаптации детей дошкольного возраста.

Объект исследования - психическая адаптация детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - роль социальных и половозрастных факторов в психической адаптации детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы считаем, что уровень психической адаптации детей дошкольного возраста зависит от социальных (состав семьи, образование родителей, материальный достаток семьи) и половозрастных факторов.

Задачи исследования:

1.Охарактеризовать особенности психической адаптации детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть эмоциональное благополучие как показатель адаптации детей дошкольного возраста.

3.Изучить особенности социальной адаптации детей дошкольного возраста.

4. Выявить половозрастные особенности детей дошкольного возраста.

5. Провести экспериментальную работу по изучению роли социальных и половозрастных факторов в психической адаптации детей дошкольного возраста.

Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы из 29 источников, 5 Приложений, объем работы - 50 страниц.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные как теоретического, так и практического исследования могут быть использованы в работе воспитателем ДОУ, для разработки коррекционных мероприятий психологу и в качестве рекомендаций родителям.

1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1Понятия и виды адаптации

Понятие «адаптация» пришло в психологию из физиологии, где оно означает стремление организма к достижению равновесия с внешней средой. В психологической науке в самом общем виде адаптацию определяют как процесс взаимодействия двух переменных: потребностей живого организма и особенностей среды его обитания.[6; c16]

Следует различать адаптацию как процесс, а адаптированность как результат этого процесса. Адаптация - социально - психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию приспособления. Хорошо адаптированным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.

Основные признаки эффективной адаптированности:

*адаптированность во «внеличностной» сфере. Ребенок получает знания, приобретает умения и навыки, добивается компетентности и мастерства в различных видах деятельности;

*адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими детьми и со взрослыми.

Критерии адаптированности (для удобства анализа проявлений конкретного ребенка) можно разделить на внешний и внутренний.

Внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущение угрозы и состояния эмоционально - психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Другими словами, внутренний критерий связывается с психоэмоциональной стабильностью, а внешний отражает соответствие реального поведения личности социальным установкам. Дезадаптация по внешнему критерию проявляется как конфликтное или асоциальное поведение. При этом может иметь место внутренняя гармония личности, т.е. адаптированность по внутреннему критерию.

Системная социальная адаптация - это адаптация как по внутреннему, так и по внешнему критерию, т.е. способность личности к самоактулизации в гармонии с реальным социумом.

При нарушении этой гармонии мы имеет дело с дезадаптацией. Чаще всего в поле зрения воспитателей попадают дети с нарушением адаптации по внешнему критерию. Ведут они себя вызывающе, неугомонно, от них трудно добиться подчинения правилам. Однако внимания заслуживают и другие дети - с признаками дезадаптации по внутреннему критерию. Имеются в виду те, кто много болеет, не участвует в общих делах и одиноко играет в сторонке, те, у кого снижено настроение. Их поведение не вызывает проблем - соответствует режимным требованиям. Однако состояние «несчастности», безусловно, свидетельство потребности в психологической помощи. «Адаптивное» поведение, которое проявляют эти дети, скорее приспособление к требованиям социума, чем истинная социальная адаптация.

Приведем примеры дезадаптивного поведения детей:

1. К занятиям интерес ребенок не проявляет, занимается посторонними делами. Первую половину он еще может усидеть на месте, но потом начинает крутиться, не слышит воспитателя и мешает вести занятия.

2. Ребенок послушен, ведет себя в соответствии с предъявляемыми требованиями, ответственно относится к поручениям. Однако обращает на себя внимание тот факт, что он чрезмерно серьезен, почти никогда не шалит и не веселится.

3. У ребенка в группе совсем нет друзей; он «не вписывается» в коллектив сверстников, чаще всего играет или сидит один.

4. Ребенок чаще капризничает, плачет. Утром, после прощания с мамой, подолгу плачет, интереса к игрушкам или другим детям не проявляет. Когда успокаивается, то играет той игрушкой, которую принес из дома.

5. Ребенок не находит общего языка с группой детей, конфликтен, постоянно задирается, не прощает даже случайностей. Дерется зло и безжалостно.

Причины указанных нарушений различны. Можно с уверенностью констатировать: налицо дезадаптивное поведение, мешающее ребенку стать полноценным членом социума. Такое поведение вредит и коллективу, отвлекая всех участников от задач освоения социальных компетенций, и самому ребенку, не давая ему получить возможности получить полезные навыки и умения. Дать четкие советы в подобных случаях очень трудно. Ведь дезадаптация, результат целостного процесса личностного развития ребенка начинается с самого рождения.

Попытки повлиять на внутреннее состояние ребенка часто малоэффективны. Если воспитательные меры не приносят ожидаемого эффекта, ребенка следует направить в психологический центр для индивидуальной работы. В группе детского сада психологическая работа не должна проводиться. Детский сад - это прежде всего институт социализации, и его основная задача - приучения детей к социальным требованиям.

На что можно надеяться при соблюдении указанных простых условий?...

Другие файлы:

Психическая адаптация дошкольников к детскому саду
Исследование гендерной специфики психической адаптации детей дошкольного возраста. Изучение факторов адаптации детей к условиям дошкольного учреждения...

Психологические трудности дошкольников
Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей. Показатели полноценного психологического развития ребенка в дошкольный период как условие его ус...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности
Психологическая характеристика и особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эмоциональные состояния детей в условиях детских образоват...

Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей
Проблема адаптации детей раннего возраста, их психолого-педагогические особенности. Практическое изучение вопросов адаптации детей раннего возраста к...

Адаптация дошкольников к условиям детского сада
Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Формы адаптации, организация работы в адаптационный период. Этапы адаптац...