Роль игры в развитии эмоциональной сферы младших школьников
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Содержание
Введение
1. Психолого-педагогические основы теории игры
1.1 История развития педагогической теории игры
1.2 Методология организации игровой деятельности
1.3 Классификация игр
2. Историко-психологические аспекты теории эмоций
2.1 Теория эмоций в современной психологии
2.2 Основные свойства и функции эмоций
2.3 Общая характеристика эмоциональной сферы младших школьников
2.4 Неблагоприятные эмоциональные состояния младших школьников
2.5 Функции игры в развитии эмоциональной сферы младших школьников
3. Экспериментальное изучение роли игры в развитии эмоциональной сферы младших школьников
3.1 Организация и методы экспериментального исследования
3.2 Анализ и интерпретация экспериментальных данных
3.3 Программа игрового тренинга развития эмоциональной сферы младших школьников
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
В современных педагогических системах игровая деятельность ребенка является необходимым элементом образовательного и воспитательного процесса. О важности использования игры на начальных этапах обучения писали такие выдающиеся педагоги, как Ш.А. Амонашвили (1986), Д.Б. Эльконин (1974), Н.П. Аникеева (1987), А. Асмолов (1991), В.П. Зинченко (1991) и многие другие.
В большинстве современных педагогических учебников детское игровое поведение рассматривается исключительно лишь в качестве подготовки к учебной деятельности. Более организованная, целенаправленная игра используется в развивающем обучении для развития познавательной сферы ребенка и повышения эффективности самого процесса обучения. Таким образом, игра в младшем школьном возрасте становится средством для более успешного освоения новой ведущей деятельности - учебы. При этом в педагогическом процессе теряется игра, как "в чистом виде деятельность детства" (В. Зинченко, 1991), функции которой выходят далеко за рамки овладения учебными навыками и расширения познавательной сферы ребенка.
Детская игра - это постоянное творчество и свободное действие. Игра позволяет ребенку непосредственно эмоционально воспринимать и познавать окружающий мир. Ребенок в игре свободно обращается со значениями и смыслами, и тем самым расширяет поле зрения и поле сознания, укрепляет уверенность в себе, формирует творческие способности и способности к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения. В игре ребенок открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, что формирует новое отношение к самому себе. Это особенно важно в контексте того, что младший школьный возраст является значимым периодом, определяющим развитие эмоционального мира личности и механизмов его регуляции.
Таким образом, актуальность исследования роли игры в развитии эмоциональной сферы младших школьников обусловлена недостаточностью использования потенциала игровой деятельности для всестороннего гармоничного развития ребенка на первой ступени школьного обучения.
Цель исследования: изучить влияние игровой деятельности младшего школьника на развитие его эмоциональной сферы.
Объект исследования: эмоциональная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: роль игры в развитии эмоциональной сферы младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в следующих допущениях:
Организованная целенаправленная игровая деятельность позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать навыки выражения различных эмоциональных состояний и осуществлять их саморегуляцию.
Организованная целенаправленная игровая деятельность позволяет стимулировать процесс становления высших социальных чувств.
Организованная целенаправленная игровая деятельность позволяет корректировать неблагоприятные эмоциональные состояния ребенка: агрессивность, тревожность, страхи, дистрессы и т.д.
Цель работы определяет основные задачи исследования:
Провести теоретический анализ современного состояния проблемы эмоционального развития младших школьников.
Выявить основные функции игры в развитии эмоциональной сферы младших школьников.
Экспериментально обосновать необходимость использования игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе в целях более полного и гармоничного развития ребенка.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в исследовании изучается эмоциональное здоровье младших школьников и подчеркивается необходимость его поддержания и развития с помощью целенаправленной игровой деятельности. В работе также приводятся примеры игровых техник, позволяющих решать различные задачи в рамках заявленной проблемы.
В работе использовался следующий комплекс методов: теоретические методы включали в себя изучение литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение, прогнозирование, сравнение, систематизацию; в число эмпирических методов вошли наблюдение, диагностический эксперимент, тестирование.
Надёжность и достоверность полученных результатов обеспечивались критическим анализом данных, имеющихся в отечественных и зарубежных источниках; соотнесением теоретических положений с результатами экспериментального исследования; тщательным планированием эксперимента; использованием валидных методов исследования, соответствующих методологии, целям и задачам исследования.
игровая эмоциональная школьник тренинг
Глава 1 Психолого-педагогические основы теории игры
1.1 История развития педагогической теории игры
Развитие и становление современной теории игры находится в русле социально-педагогических изменений, происходящих в образовании и воспитании человека на различных этапах развития человеческого общества.
В педагогической науке с первых ее шагов большое внимание обращалось на игру как важнейшее средство развития, обучения и воспитания ребенка. Можно выделить несколько этапов в историческом становлении педагогической теории игры и игрового метода обучения [22].
Первый этап характеризуется философским осмыслением педагогической значимости игры. Многие выдающиеся мыслители прошлого обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения, но особое место отводилось им в эпоху античности. Эллинистическая культура возвела игру в ранг онтологической категории, рассматривала ее как мощное средство духовного и физического развития человека. Поэтому не случайно проблема использования игры в дидактических целях была впервые поставлена в древнегреческой философии.
В двух своих крупных произведениях "Государство" и "Законы" Платон изложил стройную систему взглядов на сущность, задачи и методы обучения и воспитания, среди которых одним из главных средств он считал игру. В трактате "Законы" великий древнегреческий философ призывал воспитывать при помощи игр, направлять "вкусы" и "склонности" детей к такому занятию, в котором они должны будут в последствии достичь совершенства. Для него процесс обучения ремеслу, земледелию, счету, военному искусству был гармонично слит с игровой деятельностью. Более того, категория игры в произведениях Платона серьезна настолько же, насколько серьезны научные дисциплины. В разработанной философом теоретической концепции игры постоянно подчеркивается ее научный смысл. Так, игра в шашки становится рядом с арифметикой, астрономией, геометрией.
Другой выдающийся философ античного мира - Аристотель, напротив, не предавал игре самостоятельной ценности. Он не видел в ней дидактического смысла и рассматривал ее как средство отдыха, необходимого для серьезных дел. Игра, по мнению Аристотеля, необходима, чтобы заполнить промежутки между "занятиями". Таким образом, для игр следует выбирать подходящее время.
Итак, уже в ранних памятниках философии и педагогического творчества были заложены основы осмысления игры как педагогического средства: с одной стороны, дидактическое значение игры отрицалось, ее роль сводилась к отдыху и развлечению, с другой - игра рассматривалась как важный компонент педагогического процесса.
Второй этап становления педагогической теории игры берет свое начало в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Содержанием этого направления была попытка обоснования взаимосвязи игр и игрового метода обучения с умственным, трудовым, физическим и нравственным воспитанием ребенка (М. Монтель, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.).
Великий чешский педагог Я.А. Коменский указывал на необходимость использования игры в процессе обучения детей. Он считал, что обучение в начальной школе должно проходить незаметно, с активным использованием игровых методов. Стремясь оживить преподавание и пробудить интерес к знаниям, Я.А. Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе "Открытой двери языков" написал ряд пьес, составивших книгу "Школа игры". Обращая особое внимание на участие детей в театрализованных представлениях, он считал, что это способствует развитию у учащихся наблюдательности, умения тот час "реагировать на различия, делать приличные движения, держать лицо и руки, да и все тело сообразно с обстоятельствами, изменять и сообразовывать голос…" [14].<...
Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников
Роль эмоциональной сферы в развитии личности ребенка. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. Организация и методики проведения обсл...
Дидактическая игра как средство развития младших школьников
Психологические особенности детей младшего школьного возраста, роль игры в их развитии. Характеристика и подходы к воспитанию младших школьников. Роль...
Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности. Эмоц...
Игра как эффективный способ социализации младших школьников
История психолого-педагогической мысли об игре, как эффективном способе социализации младших школьников. Определения понятия, сущность и диагностика э...
Влияние игры на межличностные отношения младших школьников
Понятие и сущность игры. Виды и функции игр. Методологическая основа по подготовке и проведению игр. Психологические механизмы воздействия игры на мла...