Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Приёмные семьи как важнейшее средство решения проблемы современного социального сиротства. Кризис семьи и рост сиротства. Использование рисунка в психотерапии, в процессе оценки личности. Проективные графические методы в изучении депривированных детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы»

Педагогический факультет

Кафедра педагогики и психологии детства

Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей

Курсовая работа

Специальность 1-01 01 01 - Дошкольное образование

Студентки 3 курса

дневной формы обучения

Гембарук Виктория Леонидовна

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук,

доцент

Сергейко Светлана Антоновна

Допущена к защите__________

Гродно 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Приёмные семьи - важнейшее средство решения проблемы социального сиротства

2. Использование рисунка в психотерапии, в процессе оценки личности: история, сущность

3. Проективные графические методы в изучении депривированных детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сирота при живых родителях. Так говорим мы, вспоминая судьбы множества детей из так называемых неблагополучных семей. Представители государства называют таких родителей биологическими. Само слово это в подобном контексте приобретает какой-то чудовищный смысл. Да, людей, давших ребенку жизнь, но лишивших его любви, тепла, заботы, родными не назовешь.

Сегодня в Беларуси по сведениям, предоставленным заместителем начальника управления социально-культурной политики Совета Министров Республики Беларусь Елены Сиволобовой, 32 тысячи 200 сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, 96 % из них - социальные сироты. Цифра сама по себе пугающая. Но еще страшнее осознавать, что 96% из них имеют биологических родителей. И значит, до недавнего времени были лишены возможности попасть на усыновление в настоящую семью. Анализ статистических данных показывает, что на фоне сокращения общего количества детей в возрасте до 18 лет (в среднем на 65,9 тыс. чел. в год, начиная с 1993 года) количество осиротевших и оставшихся без родительской опеки детей увеличивается в среднем на 1,6 тыс. чел. в год. Наибольшее количество таких детей (929 чел.) выявлено в Минской области. Около 86% от вновь выявленных являются социальными сиротами. Из них 4 457 чел. (85,33%) получили сиротский статус в связи с лишением их родителей родительских прав. Следует отметить, что процент детей, отобранных у родителей с лишением их родительских прав, растет из года в год. Чаще всего на государственное обеспечение поступают дети старше 7 лет (71% ), реже - от3-х до 7-ми лет (22% ), а малыши до 3-х лет составляют около 7%.

Воспитанниками интернатов становятся ребята, уже сформировавшиеся в личностном и психологическом плане, зачастую с определёнными негативными установками. Российские учёные (М.И. Лисина, И.В. Дубровина, М.Т. Елагина, Т.В. Гусокова, А.М. Прихожан) утверждают, что развитие детей, лишённых родительской опеки, имеют ряд качественных негативных особенностей в силу отрицательного опыта родителей (пьянство, аморальное, противоправное поведение и др.). Дети, воспитывающиеся вне семьи, по своему психическому развитию отстают от своих сверстников, характеризуются скрытой или явной раздражительностью, так как чувствуют, что остались без семьи по вине родителей. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка, Законом «О правах ребёнка» взят курс на определение детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Для решения этой задачи в 1991 г. был создан институт опекунской (приёмной) семьи. Министерство образования совместно с Министерством юстиции, другими министерствами и ведомствами в июле 1991г. утвердило временное положение об опекунской (приёмной) семье. Под опекунской (приёмной) семьёй понимается семья, которая взяла на воспитание одного ребёнка или несколько детей (до пяти человек), оставшихся без попечения родителей.

Научные исследования ряда отечественных и зарубежных авторов (С.С. Бубен, В.В. Чечет, О. Джеральд и другие) показывают, что дети, выросшие вне семьи, очень сложные и своеобразные. На их чувствах и поведении отражаются результаты материнской депривации (лишения), т.е. отсутствия возможностей непосредственно находится в контакте с матерью, вступать с ней межличностные отношение. Продолжительная депривация, которая начинается в первый год жизни ребёнка и продолжается до трёх - пяти лет, обычно приводит к серьёзным деформациям интеллектуальных и личностных функций, которые в дальнейшем с трудом поддаются исправлению. В связи с этим должно проводится психодиагностирование, а также коррекция таких детей (дипривированных), формирование у брошенных детей правильных отношений с приёмными родителями, членами их семьи, окружающими людьми, пробуждение уважения к самим себе.

К сожалению, в психолого-педагогической литературе недостаточно исследована проблема воспитания детей из приемных семей. В основном это наработки шведских, итальянских, английских педагогов, таких как Дж. Дилео, К. Шилоинг, Т. Линдстейн, С. Хессле, К. Юсефсон и др. Рекомендации, разработанные зарубежными специалистами, не совсем адаптированы к условиям воспитания в нашей стране. Отечественные педагоги еще только начинают работать в этом направлении, но опора берется на исследования зарубежных педагогов и психологов, которые предлагают наработки в области социальной работы, диагностики и коррекции детей с помощью графических (рисунчатых) методик, работы социальных педагогов и психологов с приёмной семьёй по проблеме воспитания депривированных детей. Исходя из социально-педагогической значимости и актуальности разработки проблемы воспитания детей из приемных семей, слабой ее теоретической разработанности я выбрала тему курсовой работы: «Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей».

Цель курсовой работы - раскрыть теоретические основы использования рисунка в диагностике и коррекции детей из приёмных семей.

Объект исследования - дети из приёмных семей. Предмет исследования - рисунок как средство диагностики и коррекции воспитания детей в приемных семьях. Задачи исследования:

1. Охарактеризовать проблему социального сиротства.

2. Раскрыть основы использования рисунка в процессе оценки личности.

3. Выявить проективные графические методы для изучения депривированных детей.

Для поставленных задач были поставлены следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, передового отечественного и зарубежного опыта педагогов и психологов по работе с приемными семьями, депривированными детьми.

1. ПРИЁМНЫЕ СЕМЬИ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Одной из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем в нашей стране, как и на всем постсоветском пространстве, является проблема социального сиротства - явления, при котором дети остаются без родительской опеки при живых родителях.

Еще в начале 20 века Елена Кей утверждала право ребенка на выбор родителей, имея ввиду, право ребенка родиться в семье, где его ждут, любят, будут любить, создавать все условия для счастливого детства. Сегодня в Беларуси по сведениям, предоставленным заместителем начальника управления социально-культурной политики Совета Министров Республики Беларусь Елены Сиволобовой, свыше 32 тысяч 200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей. Цифра сама по себе пугающая. Но еще страшнее осознавать, что 96% из них имеют биологических родителей. И значит, до недавнего времени были лишены возможности попасть на усыновление в настоящую семью. [14]

В последние годы общество и государство уделяет этой проблеме самое пристальное внимание. С начала 90-х гг. в Республике Беларусь начат активный законотворческий процесс, направленный на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

В 1991 -1992 гг. были приняты законы «Об образовании в Республике Беларусь», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». В 1993 г. в Беларуси, первой среди республик бывшего СССР, был принят закон «О правах ребенка», который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка. В апреле 1995 г. утвержден «Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000 годы». В 1996 г. создана Национальная комиссия по правам ребенка, указами Президента Республики Беларусь утверждены «Основные направления государственной семейной политики» и программа «Дети Беларуси» на 1995 - 2000 годы. В сентябре 1999 г. введен в действие новый Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье». В октябре 2000 г. принят в новой редакции Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». В мае 2001 г. указом Президента Республики Беларусь утверждена программа «Дети Беларуси» на 2001 - 2005 годы. В мае 2003 года принят Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Однако, несмотря на законодательно обеспеченные основы правового механизма и решения, принимаемые органами исполнительной власти, проблема социального сиротства в республике продолжает обостряться, о чем свидетельствуют приводимые ниже факты. По предварительным данным Министерства статистики и анализа в Республике Беларусь по состоянию на 01.01.2012 г. пр...

Другие файлы:

Принципы, задачи, общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента
Психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия. Особенности применения психологической коррекции для профилактики не...

Диагностика и коррекция внимания у детей с нарушениями зрения
Изучение теоретических основ диагностики и коррекции внимания у детей с нарушениями зрения. Проведение исследования уровней развития внимания детей до...

Правовое обеспечение социальной поддержки семей с детьми
Положение семей и детей в РФ. Основные направления государственной семейной политики. Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детст...

Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей
В учебном пособии отражен большой опыт по реабилитации и социальной адаптации детей с различными врожденными и наследственными заболеваниями нервной с...

Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков
Социальные и социально-эмоциональные проблемы детей из семей алкоголиков. Общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей из семей алкоголиков. П...