Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Ресурсы личностного потенциала нормативных и трудных старшеклассников

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Исследования личностного потенциала в отечественной психологии. Психологические трудности и "зоны риска" юношества. Проверка гипотезы о значимых различий характеристик личностного потенциала у трудных старшеклассников и нормативных старшеклассников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА НОРМАТИВНЫХ И ТРУДНЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ЮНОШЕСТВА

1.1 Личностный потенциал: понятие и структура

1.2 Исследования личностного потенциала в отечественной психологии

1.3 Концепции личностного потенциала в зарубежной психологии

1.4 Психологические трудности и «зоны риска» юношества

1.5 Постановка исследовательской проблемы и задач эмпирических исследований

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования и выборка

2.2 Диагностические методики исследования

2.3 Методы статистического анализа эмпирических данных использованный в работе

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Проверка гипотезы о значимых различий характеристик личностного потенциала у трудных старшеклассников и нормативных старшеклассников

3.2 Особенности структур взаимосвязи характеристик личностного потенциала в двух выборках

3.3 Итоги выявления общих ресурсов личностного потенциала у трудных и нормативных старшеклассников

3.4 Ресурсы личностного потенциала и копинг-поведения старшеклассников с поведенческими трудностями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Личностный потенциал человека и его реализация всегда находились в центре внимания гуманистической психологии и психотерапии. Так, А. Маслоу писал о процессе самоактуализации, который приносит индивиду не только жизненный успех и признание окружающих, но и психическое здоровье (Маслоу,2009). К. Роджерс также указывал на врожденную (потенциальную) способность каждого индивида двигаться вперед, к собственной зрелости (Роджерс,1994). При этом существенный разрыв между «поголовной» охваченностью населения личностным потенциалом и прискорбно малым числом людей (менее одного процента по А. Маслоу), реализующих этот потенциал, объяснялся неблагоприятными, «угрожающими» условиями внешней среды, препятствующими самореализации. А. Маслоу имел неоднократную возможность наблюдать феномен отказа от самоактуализации у своих студентов, «удовлетворивших» все нижележащие уровни пирамиды потребностей и вставших лицом к лицу со своей главной жизненной задачей (Маслоу А., 2009). Очевидно, уже в те годы можно было задуматься о разительном несоответствии оптимистических деклараций, пробуждающих надежду у «самого последнего» индивида, жизненным реалиям, при которых «сокровища личности» так и оставались погребенными в глубинах человеческой психики (если вообще находились там изначально).
  • В современных психологических словарях и учебниках психологии определение личностного потенциала отсутствует. Это побудило нас обратиться к другим источникам. В одном из них находим: «Потенциал (от лат. potentia - сила) - это возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». В других источниках понятие потенциала употребляется в следующих аспектах: экономическом (человеческий потенциал, трудовой потенциал), социально-организационном (кадровый потенциал), социально-экологическом (жизненный потенциал), социально-психологическом (личностный потенциал). Чаще других понятие личностного потенциала употребляется в связи с понятием «ресурс» (иногда - «капитал»), при этом имеются в виду интеллектуальные, личностные, нравственные, духовные и другие ресурсы. Слово потенциал встречается также в сочетаниях: «духовный потенциал», «творческий потенциал», «интеллектуальный потенциал», «самоактуализационный потенциал», «профессиональный потенциал», «развивающий потенциал» и другие (Косырев,2013).
  • Психологами изучаются виды, причины отклонений поведения у детей и подростков, разрабатываются программы психопрофилактики и коррекции девиаций (С.А. Беличева, Н.В. Дмитриева, А.И. Долгова, Е.В. Зма-новская, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондрашенко, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков, И.А. Фурманов, Ю. Ю. Черво и многие др.). Большинство отечественных и зарубежных исследователей связывают девиантное поведение детей и подростков с характером протекания (нарушениями) процесса социализации и результатами этого процесса.
  • В первой главе мы рассмотрим личностный потенциал, его понятие и структуру. Ознакомимся с исследованиями личностного потенциала в зарубежной и отечественной психологии.
  • Во второй главе будет описано исследование личностного потенциала юношества.
  • Ключевой вопрос нашей работы - есть ли определенный потенциал в личности трудных старшеклассников, на который можно было бы опереться педагогу-психологу, социальному работнику, сотруднику ИДН? В чем он заключается, как его вывить и актуализировать?

Объект исследования: личность и поведение старшеклассников

  • Предмет исследования: Ресурсы личностного потенциала (жизнестойкости) и копинг-поведения трудных старшеклассников.
  • Гипотеза исследования: Жизнестойкость и стратегии совладающего поведения у трудных и «нормативных» старшеклассников имеют различия, так и определенное сходство. Это сходство двух групп может быть использовано как ресурс в работе практического психолога с старшеклассниками, оказавшимися в зоне риска.

Задачи исследования:

  • 1. Выявление статистически достоверного сходства и различий средних значений характеристик жизнестойкости и совладающего поведения в двух выборках.
  • 2. Выявление особенностей и общих черт взаимосвязей характеристик жизнестойкости и совладающего поведения в двух выборках.
  • 3. Провести анализ сходства и различий, а также взаимосвязей указанных параметров в зависимости от пола (юноши и девушки).
  • Методики:
  • 1. Тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой.
  • 2. Методика «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса.

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ЮНОШЕСТВА

1.1 Личностный потенциал: понятие и структура

Чтобы раскрыть понятие «потенциал личности», сначала определим значение главного слова -- «потенциал». В переводе с латинского «potential» -- это сила, мощь, возможность. Если обратиться к справочной литературе, можно найти несколько определений этого слова. Существует множество определений данного понятия, представим два самых распространённых:

Потенциал -- возможность, духовный и физический запас сил для эффективного решения какой-либо задачи и достижения конкретной цели.

Потенциал -- возможность человека, группы людей или общества, организации или государства существовать, продуктивно выполнять что-либо, развиваться и достигать все более высоких целей.

В философии понятие «потенциал» неразрывно связано с категориями «возможность» и «действительность». «Возможность» рождается в «действительности», когда у человека появляются задатки, создаются определенные условия и образуются средства для изменения настоящего и перехода к лучшему в будущем. Когда «возможность» реализована, она переходит в категорию «действительности», и появляется новая «возможность». То есть наблюдается взаимопереход данных категорий, который носит название «актуализация потенции».

Понятие «потенциал личности» психологи трактуют по-разному.

В. Франкл, который основал третью венскую школу психологии, утверждает, что потенциал раскрывается, когда у человека появляется стремление познать смысл жизни. А. Маслоу (Маслоу,2009), приверженец гуманистического направления в психологии, потенциал личности связывает с актуализацией, процессом нахождения скрытых ресурсов, перевода знаний, умений и других показателей личности из потенциального состояния в конкретное действие. К. Роджерс (Роджерс,1994) говорит о том, что развитие потенциала связано с потребностью человека к саморазвитию, личностному росту, то есть потенциал появляется тогда, когда человек стремится к наполнению своей жизни смыслом. Таким образом, если учесть мнения психологов и найти в них общее, то можно сказать, что понятие «потенциал личности» рождается, когда у человека появляется большинство из следующих показателей:

* Неактуализированные возможности, способности, знания, умения, навыки, жизненные ценности, творческие импульсы, духовные ресурсы, запасы внутренней энергии.

* Стремление к раскрытию и реализации своих возможностей.

* Стремление к развитию и личностному росту.

* Желание познать смысл жизни.

* Условия и средства для актуализации возможностей, воплощения идей в реальность, реализации планов, самовыражения, самореализации и т.д.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим (созидательным, продуктивным), коммуникативным и художественным (эстетическим).

Давайте рассмотрим эти потенциалы:

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется об...

Другие файлы:

Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников
Теоретические основы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников. Диагностика уровней личностного развития и эксперим...

Личностный потенциал женщин, находящихся под стражей
Понятие и сущность личностного потенциала. Особенности личности женщин, содержащихся под стражей. Сравнительный анализ личностного потенциала женщин,...

Используемые и создаваемые обществом объекты в качестве изучаемых в системе географических знаний
Природные ресурсы как первоисточник благосостояния общества. Природно-ресурсный потенциал России. Земельные ресурсы, характеристика землепользования....

Квалификационный экзамен
Сущность квалификационного экзамена, его место в системе кадровой политики. Совершенствование государственной службы и развитие внутреннего потенциала...

Использование культурно-исторического потенциала Белорусского Полесья в туристско-рекреационной деятельности
Современное состояние и география рекреационных ресурсов Белорусского Полесья: природные рекреационные ресурсы и ресурсы познавательного туризма. Осно...