Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Результаты использования методов близнецового, семейного и приемных детей в определении роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сущность и основные допущения классического метода близнецов. Специфические средовые условия, увеличивающие и уменьшающие сходство моно- и дизиготных близнецов. Метод разлученных близнецов, его особенности. Сопоставление сходств членов одной семьи.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

Дифференциальная психология

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Результаты использования методов близнецового, семейного и приёмных детей в определении роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий

Выполнила

студентка 3 к., в/о, 034гр.,

Василькова Леля

Минск, 2012

ВВЕДЕНИЕ

В дифференциальной психологии изучение индивидуальности осуществляется на базе системного подхода, который является методологической основой многочисленных исследований в различных областях современной науки.

Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство. В качестве общих характеристик любой системы выделяют следующие:

1. Целостность - несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.

2. Структурность - связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом.

3. Взаимосвязь со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер.

4. Иерархичность. Каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, то есть каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему.

5. Множественность описания. Каждая система, являясь сложным объектом, не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению. Для полного описания системы предполагается сосуществование множества ее отображений.

Все перечисленные характеристики имеют прямое отношение к человеческой индивидуальности и принимаются во внимание при подборе конкретных методов ее изучения.

Взаимосвязь с внешней средой является одной из существенных характеристик индивидуальности как целостной системы. Окружающая среда, наряду с наследственными предпосылками, создает условия для формирования различий между людьми.

Для понимания роли наследственности и среды важно знать современные представления об этих понятиях.

Согласно традиционному взгляду, представленному в учебнике А. Анастази (1958), наследственность складывается из совокупности всех генов, которые передаются индивиду обоими родителями во время зачатия. Каждый индивид получает уникальную комбинацию генов, за исключением однояйцевых близнецов.

Под окружающей средой понимаются все стимулы, на которые реагирует организм: от внутриклеточной и межклеточной среды внутри самого организма до масштабных внешних влияний, с которыми он сталкивается от своего зачатия до самой смерти.

Наследственность и среда включают в себя большое количество разных факторов, взаимодействующих друг с другом в сложном комплексе, который действует на протяжении всей жизни индивида. В процессе этого взаимодействия наследственность определяет устойчивость существования индивида и границы, внутри которых он может развиваться. Среда обеспечивает изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

При рассмотрении вопроса о роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий необходимо принимать во внимание ряд более частных положений, связанных с содержанием этих двух факторов:

· Простое физическое присутствие объектов не означает, что их следует относить к окружающей среде: необходимо, чтобы объект служил стимулом для индивида, оказывал на него влияние. Таким образом, окружающая среда у двух индивидов всегда будет различной, даже если поместить их в одни и те же условия;

· Не все, что имеется при рождении, относится к наследственности, так как пренатальная окружающая среда может оказывать влияние на основные характеристики организма;

· Следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, хотя передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовой травмы);

· Достижения родителей не могут передаваться детям через генетическую наследственность, при этом важную роль играет социальное наследование, под которымпонимается следование культурным образцам;

· Наследственность влияет на то, что может проявиться через большой промежуток времени после рождения при соответствующих условиях среды. Если таких условий не возникнет, наследственность может не проявиться. Следовательно, на наследуемые качества можно повлиять. Хотя наследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными;

· Сходство с родителями может зависеть как от наследственности, так и от окружающей среды. Различия между родителями и детьми могут быть также результатом действия каждого из факторов;

· Если задать вопрос, насколько интеллектуальные или личностные качества зависят от наследственности, а насколько от окружающей среды, то он окажется бессмысленным, поскольку ответов на него столько же, сколько существует индивидов. Необходимо изменить формулировку вопроса и спрашивать не насколько, а как осуществляется это влияние, т.е. какова мера и содержание этих влияний.

Подобную задачу перед собой ставили авторы интегративных моделей индивидуальности (В.С. Мерлин, Б.Г.Ананьев, Э.А. Голубева и др.). Согласно единому мнению этих авторов, человек одновременно является и представителем биологического вида, имеющего длинную эволюционную историю, и членом общества, которое представляет собой результат исторического развития. Поэтому, рассматривая структуру психологических свойств, очень важно принимать во внимание факт взаимодействия биологических и социальных факторов, а также их комплексное влияние на формирование индивидуальности;

· По мере развития дифференциальной психологии происходит уточнение содержания понятий «наследственность» и «среда». В последнее время наследственность стала пониматься шире - не просто как отдельные признаки, влияющие на поведение (например, свойства нервной системы), но также и врожденные программы поведения, в том числе, и социального. Программы отличаются от сменяющихся под воздействием среды признаков тем, что в данном случае развитие предопределено; программа содержит в себе и время «запуска», и последовательность критических точек.

Понятие среды тоже изменилось. Это не просто ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни (начиная от воздуха и пищи и кончая условиями образования и отношением друзей). Это система взаимодействий человека и мира, в которой человек, по мере развития своей индивидуальности, постепенно приобретает ведущую роль.

Как пример можно привести ортогенетическую концепцию Х.Вернера (ортогенез - это теория развития живой природы). Согласно данной концепции, все организмы рождаются с функциями (в том числе и психическими), зафиксированными на нижней точке своего развития. Взаимодействуя со средой, они приобретают новый опыт, который, в свою очередь, закрепляется в новых функциональных структурах, вновь определяющих минимум взаимодействия, но уже нового качества.

X. Вернер сравнивал организм с актером на сцене: в ходе развития происходит сдвиг от сцены к актеру. Чем выше стадия, тем чаще инициатива исходит от индивида, который становится все более активным, начинает манипулировать средой, а не только пассивно на нее откликаться.

Для изучения роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий, а также для анализа относительного влияния каждого из этих двух этих факторов на индивидуальные особенности человек используются следующие методы:

· метод близнецов;

· семейный метод;

· метод приемных детей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

близнец семья наследственность

1.1 Метод близнецов

Как известно, у большинства млекопитающих в одном помете рождается более одного детеныша. Это связано с тем, что во время овуляции происходит созревание нескольких яйцеклеток одновременно. У некоторых видов животных и у человека при овуляции обычно созревает лишь одна яйцеклетка и, следовательно, рождается только один детеныш. Но бывают и исключения - одновременно созревают и оплодотворяются две и более яйцеклеток. В этом случае рождается два (или более) детенышей, а тат как они происходят из разных оплодотворенных яйцеклеток (зигот), то их называют дизиготными близнецами (ДЗ) Следует отметить, что вероятность созревания нескольких яйцеклеток у женщин увеличивается с возрастом, поэтому частота рождения ДЗ соответственно также увеличивается.. Причем не всегда дизиготные близнецы имеют одного отца. Если женщина в период овуляции имела контакты с несколькими мужчинами то возможна ситуация в которой родившиеся ДЗ будут иметь разных отцов.

В ряде случаев при оплодотворении единственной созревшей яйцеклетки на начальных...

Другие файлы:

Методы генетических исследований человека
Основные этапы развития, задачи и разделы генетики, ее влияние на другие отрасли биологии. Характеристика основных методов изучения наследственности:...

Динамика развития и воспитания в приемных семьях
Проблема социализации воспитанников детских домов. Исследование уровня развития детей и состояния здоровья в приемных семьях. Основная проблема детдом...

Психология индивидуальных различий: хрестоматия
Пособие продолжает серию переизданий хрестоматии по общей психологии. В книге даются основные понятия, раскрываются задачи, проблемы и методы психолог...

Влияние наследственности и среды на развитие человека
Характеристика среды как совокупности окружающих человека условий. Способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойст...

Учет индивидуальных различий учащихся в процессе преподавания в музыке
Индивидуализация как один из способов повышения эффективности процесса обучения. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работ...