Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Разрешение и урегулирование конфликтов в организации

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сущность конфликтов в организации, их типология и причины возникновения, методы решения. Прогнозирование и профилактика конфликтов, их основные виды в организации книжной торговли, работа по их предупреждению и рекомендации по разрешению проблем.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая теория конфликта в организации

1.1 Сущность конфликта в организации

1.2 Типология конфликтов в организации и причины их возникновения

1.3 Методы решения конфликта

1.4 Прогнозирование и профилактика конфликтов

Глава 2. Основные виды конфликтов в организации книжной торговли и пути их разрешения в ДК «Фолиант»

2.1 Характеристика ДК «Фолиант»

2.2 Анализ конфликтов в ДК «Фолиант»

2.3 Методы разрешения конфликтов в ДК «Фолиант»

Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления конфликтами в ДК «Фолиант»

3.1 Рекомендации по разрешению конфликтов в ДК «Фолиант»

3.2 Работа по предупреждению конфликтов в ДК «Фолиант»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Введение

Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций: производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных и общественных.

На современном этапе существует точка зрения, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но зачастую конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, большее число альтернатив. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Таким образом, совокупность особенностей функционирования структурных единиц организации, отличающихся нестабильным социально-психологическим климатом, влияет на деятельность организации в целом, стабильность которой может быть обеспечена за счет использования методов разрешения и приемов урегулирования конфликтов. В условиях рыночной экономики и конкурентной среды, повышение эффективности применяемых методологических подходов к конструктивному управлению конфликтами становится для субъектов экономики необходимым условием выживания и развития. Поэтому исследование проблемы разрешения и урегулирования конфликтов в организации актуально.

Изучению проблемы конфликтов в организациях посвящены труды отечественных и зарубежных ученых, среди которых А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, Г.И. Козырев, Н.В. Гришина, А.Г. Здравомыслов, Н.Н. Обозов, С.М. Емельянов, Б.И. Хасан, В. Зигерт, Л. Ланг, У. Мастенбрук, X. Корнелиус, Ш. Фэйр, Р. Фишер, У. Юри.

Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, типы, виды, возможные последствия для того, чтобы использовать наиболее эффективные методы его разрешения. Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами. Важен конструктивный аспект управления конфликтами, именно поэтому целью данной работы является исследование видов конфликтов и способов их разрешения и урегулирования в организации книжной торговли на примере ДК «Фолиант».

Объектом исследования является сотрудники и руководители ДК «Фолиант».

Предметом исследования являются виды, методы разрешения и приемы урегулирования конфликтов в организации, уровень конфликтности подчиненных и руководителей, а также уровень сформированности навыков разрешения и урегулирования конфликтов в организации у руководителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть сущность и типологию конфликтов;

- выявить теоретические основы методов разрешения, прогнозирования и профилактики конфликтов в организации;

- проанализировать основные виды конфликтов в ДК «Фолиант»;

- предложить пути повышения эффективности управления конфликтами в ДК «Фолиант».

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных психологов, социологов и конфликтологов, представляющих методологию анализа конфликтных ситуаций в организации.

Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что в ней представлены составленные автором методические рекомендации руководителям по формированию практических навыков анализа конфликта, поведения в конфликте, навыков разрешения и урегулирования конфликтов в организации, ведения переговоров, которые могут быть применены в практике управления.

Структура дипломного исследования отражает его цель и задачи и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Глава 1. Общая теория конфликта в организации

конфликт причина профилактика решение

1.1 Сущность конфликта в организации

Путь становления хороших рабочих отношений в трудовых коллективах тернист и труден, в нем всегда имели, имеют, и будут иметь место конфликты - столкновения позиций и интересов как отдельных индивидуумов, так и групп людей. Причины конфликтов кроются как в индивидуальном развитии каждой личности, так и в особенности развития человека в процессе познания мира и построении отношений в обществе, в котором он проживает. Не существует организаций, а равно и трудовых коллективов, в которых не имеют место конфликты. И не важно, где строит свои отношения работник организации: в бригаде хлеборобов или в составе научного сообщества, в торговой организации, либо являясь членом Совета директоров крупного предприятия - легкой жизни на этой стезе ему не дано иметь. И чем напряженнее и энергичнее темп работы предприятия, тем выше уровень конфликтности в данной организации. Успех, в конечном итоге, будет способствовать тому коллективу, который будет в состоянии не позволить перерастать огню конфликта в пылающий костер страстей. Поэтому понимать истоки и причины конфликта, умение направлять векторы развития конфликтов, и гасить конфликты - важнейшие черты руководителя предприятия, его долг и обязанность.[32, c. 22]

Конфликты на предприятиях можно рассматривать с одной стороны как следствие антагонизмов его индивидуумов, с другой - как необходимую составляющую гармонии развития предприятия.

В первом случае, позиция руководителя коллектива будет заключаться в функциях пожарного. Своевременно урегулированные конфликты позволяют разрядить обстановку, вернуть членов предприятия к рабочему процессу, повысить авторитет руководителя, не позволить конфликту вмешаться в рабочий процесс предприятия и, в конечном итоге, решить те проблемы и задачи, которые стоят перед коллективом.

Во втором случае - это функция поджигателя. Ничего нет хуже для предприятия, чем спокойная и размеренная жизнь в коллективе, тогда в коллективе образуется «болото» самоуспокоенности и самоуверенности достигнутыми результатами и положением вещей. Членам такого коллектива трудно изменить своим ежедневным привычкам, своевременно среагировать на изменение обстановки, рыночной ситуации, предприятие становится тормозом развития и, в условиях жестокой конкуренции рынка, - неминуемо «идет ко дну». Успех будет способствовать тому руководителю, который сочетает в своей работе обе функции. Он подобен капитану корабля, управляющим командой во время шторма, а в условиях полного штиля всегда проведет учебную тревогу.

Организация может быть отнесена к сложным вероятностным системам, т.е. имеет ряд подсистем, между которыми могут возникать противоречия. Они - неизбежный атрибут такого рода систем. Если противоречие получает развитие, говорят о возникновении конфликта. Сразу надо отметить, что бесконфликтных организаций не существует. Более того, чем активнее и динамичнее организация, тем чаще в ее деятельности возникают основания для больших и малых конфликтов. Поэтому умение понимать истоки конфликта и управлять его течением и разрешением - неотъемлемая составляющая профессионализма руководителя.

Наука о конфликтах - конфликтология, возникла в границах социологии и связана прежде всего с работами Т. Парсонса, Г. Зиммеля и Л. Козера [28, 9, 12]. В настоящее время происходит интенсивная дифференциация ее направлений, выделяются юридическая, педагогическая, политическая, экологическая конфликтологии, социология и психология конфликта. Основное в фундаментальной конфликтологии - прояснение конфликта, его механизмов, закономерностей развития, а не активное участие в нем. Конфликтолог-исследователь должен освободиться от чувственного восприятия конфликта настолько, насколько это возможно.

Принято различать два основных подхода к конфликту. В рамках первого подхода конфликт определяется как столкновение интересов, противоречие, борьба и противодействие. Истоки этого подхода предложены социологической школой Т. Парсонса, одним из лейтмотивов которой является гармонизация организационных структур. С поз...

Другие файлы:

Управление конфликтами в организации
Природа конфликтов. Объективные причины возникновения. Личностные особенности конфликтующих. Два класса конфликтов. Модели конфликтов: деловой спор, ф...

Деятельность ООН по предотвращению и урегулированию конфликтов
Ожидания общественности, связанные с реформированием Организации Объединенных Наций; цели ее создания и проблемы деятельности. Проведение операций, на...

Роль и значение конфликтов в организации
Понятие и структура конфликта, оценка его места и значения в деятельности организации, причины развития, психологическое обоснование. Характеристика и...

Способы урегулирования и разрешение конфликтов в организации
Понятие, сущность, классификация и типология конфликтов в организации. Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта. Возникающие конфл...

Изучение процесса управления конфликтами на примере деятельности ООО "Производственная компания"
Основные причины конфликтов в организации, их типология. Методы разрешения конфликтов и приемы урегулирования конфликтных ситуаций в организации. Иссл...