Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Особенности возрастного развития детей. Процесс развития самостоятельности у детей третьего года жизни при использовании индивидуальных поручений. Причины капризов и их проявления у детей трехлетнего возраста. Анализ психолого-педагогической литературы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Тема

Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов

Введение

Как часто в мире взрослых на ребенка навешивают ярлыки: этот - капризуля, тот - хулиган, драчун, эта - истеричка, плакса. Но ведь дети такими не рождаются, и их поведение, которое так действует на наши нервы, не возникает само по себе - за каждым проступком стоит сигнал. Это призыв к взрослым: ребенок хочет, чтобы его слышали, видели, понимали, принимали во внимание и уважали.

Как научиться распознавать сигналы, которые подают нам наши дети, и вовремя удовлетворять их жизненные потребности, минуя наказания и обиды. Как наказывать за проступок, чтобы ребенок именно понял свою ошибку, а не озлобился и не затаил страх. Как утешить так, чтобы не избаловать, приласкать, чтобы не вырастить неженку или маленького деспота.

Ни для кого не секрет, что все дети развиваются по-разному. Существуют врожденные различия темперамента, силы нервной системы, склонностей и способностей. Но даже у самых маленьких детей есть приобретенные различия характера. Оказывается, в возрасте от года до трех лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой он приобретает новый опыт, начинает понимать, острее переживать эмоциональные конфликты. Именно в это время малыш и начинает капризничать, узнав, что на свете. Кроме слова «да», существует и слово «нет». Все это необходимо учитывать. Кроме того, существуют и некие общие закономерности.

Согласно работам российского учёного Л.С. Выготского на протяжении раннего возраста происходят качественные преобразования в развитии личности ребенка, которые выражаются в изменении отношения к предметному миру, окружающим людям и к самому себе. Сложный и противоречивый процесс формирования новых отношений подчас приводит к аффективным реакциям, которые особенно ярко обнаруживают себя в конце раннего возраста. К трем годам у ребенка появляются определенные устойчивые желания, часто вступающие в противоречие с мнением или требованиями взрослого. Если раньше, когда малыш хотел чего-то недозволенного, взрослым удавалось переключить его внимание на другие игрушки или занятия, то теперь сделать это становится трудно. А подчас и невозможно. Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в его отношениях со взрослым.

Поэтому в раннем детстве необходим контроль за психическим развитием для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Актуальность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.

Объект исследования: капризы и их проявления у детей трехлетнего возраста.

Предмет исследования: процесс развития самостоятельности у детей третьего года жизни при использовании индивидуальных поручений.

Проблема исследования: нахождение путей коррекции проявлений капризов у детей третьего года жизни.

Цель исследования: разработать методические рекомендации для родителей детей третьего года жизни по развитию самостоятельности.

Гипотеза: мы предполагаем, что возможно преодоление капризов детей третьего года жизни, если не ограничивать их самостоятельность.

В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме «Что такое детские капризы и как с ними бороться»;

- выявить уровень самостоятельности у детей третьего года жизни на начальном этапе исследования;

- выявить наличие капризов и их проявления у детей третьего года жизни;

- провести коррекцию капризов детей третьего года жизни используя поручения, выполненные детьми;

- выявить уровень проявления капризов детей третьего года жизни после формирующего мероприятия.

В исследовании применялись следующие методы исследования:

1 группа - анализ используемой литературы;

2 группа - эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

3 группа - количественный и качественный анализ полученных данных.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в выявлении причин капризов у детей третьего года жизни;

- в сравнительном анализе результатов констатирующего эксперимента;

- в коррекции проявлений капризов у детей третьего года жизни.

Практическая значимость состоит в том, работа направлена на совершенствование подходов к коррекции капризов детей третьего года жизни; в работе воспитателей дошкольного образовательного учреждения; в возможности использования поручения выполняемых детьми раннего возраста самостоятельно.

Глава I Психология детских капризов

1.1 Особенности возрастного развития детей трех лет

Детский смех, детский восторг - что может быть прекраснее? Что ещё дарит нам столько умиления и красоты? Кто может нас заставить улыбнуться даже при самом гадком самочувствии? Конечно, дети (М. Монтессори). Дети в возрасте трех лет делают это с особым успехом, ведь они самые непосредственные, самые смешные и …. самые капризные.

Трехлетний ребенок сыплет перлами собственного сочинения. Ему ничего не стоит с умным видом заявить: «Меня даже звездочка любит, я видел -- она мне мигала!» Основные достижения у него уже позади -- он ходит, уверенно говорит, может самостоятельно поесть и даже одеться. Поэтому наступает время эмоционального наполнения.

В отличие от бессознательных эмоций первых лет жизни, возраст трех лет -- это время осознания. Малыш старается понять, что он собой представляет. Что ему нравится, что нет? Причем все свои эмоции он уже начинает выражать словами, что способствует дополнительному их осмыслению.

Среди чувств доминирует любовь. Не зря, повзрослев, многие признаются, что свою первую любовь они встретили в детском саду или на игровой площадке. Чувство любви к родителям продолжает быть безусловным, но оно требует такого же отношения взамен (А.И. Захаров).

С другой стороны, начинает формироваться понятие вины, ответственности, а также чувство сопереживания. Ребенок может даже разреветься с другом за компанию, потому что видел, как тот упал, и переживает вместе с ним боль и испуг.

Эти процессы протекают на фоне развивающейся фантазии. До трех лет дети реже и с меньшим интересом смотрят телевизор? Для них это пока набор плоских картинок, иногда привлекательных, иногда нет. А вот после трех их уже не оторвать от мультиков. Все потому, что вместо двухмерных рисунков они видят живых героев, воображение дорисовывает то, что остается за кадром, делает историю увлекательной и глубокой.

В этом возрасте ребенок практически не умеет врать, ему неведомы хитрости, заставляющие взрослых скрывать свои эмоции, выдавать одно за другое. Если мама или папа сказали «не люблю» -- значит, так оно и есть на самом деле. Малыш совершенно не принимает во внимание, что он мог напакостить до этого и подобное заявление -- лишь часть наказания, так часто применяемого недальновидными взрослыми.

Реакция на него не всегда видна со стороны. Но в душе у ребенка происходит настоящая революция. «Меня не любят, я не нужен, мне можно не стараться больше быть хорошим, меня могут выкинуть на улицу» -- вот далеко не полный перечень мыслей, которые может спровоцировать необдуманно брошенная фраза. Стоит ли удивляться, что атакуемый подобными рассуждениями ребенок бросается во все тяжкие -- перестает слушаться, бьется в истерике, капризничает по любому поводу.

С другой стороны, уже в три года малыш окончательно отрывается от мамы как непременного атрибута ощущения благополучия, то есть он также привязан к ней эмоционально, но прерывается связь на тонком уровне, рвется невидимая пуповина. Но не надо пугаться, это непременное условие формирования нового человечка, без такого отрыва ему никогда не сформироваться в самостоятельную, самодостаточную личность (Б.Г.Ананьев).

В сознании ребенка идет напряженная умственная работа, выстраиваются категории, ассоциативные ряды. Он начинает понимать значение отвлеченных слов, учится разграничивать схожие понятия. Это время формирования образов -- «семья», «свои», «чужие». Не случайно именно на этот период приходится первый всплеск интереса к буквам и цифрам, малыш запоминает формы, дни недели, сезоны.

Происходит окончательное разделение на мальчиков и девочек, трехлетка еще может задать вопрос: «А ты дядя или тетя?», но уже через полгода сам безошибочно определяет, кто перед ним, мужчина или женщина.

Еще одна немаловажная деталь: в младшем детсадовском возрасте девочки эмоционально больше завязаны на папу, а мальчики, напротив, на...

Другие файлы:

Влияние детского фольклора на речевое развитие ребенка третьего года жизни
История изучения фольклора педагогами, психологами и фольклористами. Классификация детского фольклора. Общая характеристика речевого развития детей тр...

Игра - основная форма обучения малышей третьего года жизни
Особенности игровой деятельности детей третьего года жизни. Классификация игр детей раннего возраста. Задачи, планирование работы, оценка уровня навык...

Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Определение понятия "адаптация". Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика детей третьего...

Воспитание и развитие детей первого года жизни
Характеристика раннего возраста, режим дня детей первого года жизни. Организация жизни детей первого года жизни в детском учреждении. Особенности орга...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Сущность понятия "самостоятельность". Влияние психических процессов на развитие самостоятельности учащихся. Оптимизация самостоятельности школьников....