Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Развитие самооценки у обучающихся 1 класса в процессе учебной и внеучебной деятельности

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Определения понятия "самооценка". Динамика развития самооценки в младшем школьном возрасте. Реализация серии мероприятий по развитию самооценки у обучающихся 1 класса. Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Государственное образовательное автономное учреждение

среднего профессионального образования

Ярославской области

Рыбинский педагогический колледж

Допустить к защите

зам. директора по учебно-методической работе

_________________________ / Е.Е. Сасарина/

«___»________________________2012 г.

Выпускная квалификационная работа

по возрастной психологии

Специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»

Развитие самооценки у обучающихся 1 класса в процессе учебной и внеучебной деятельности

Студентки 5 курса «Н» группы

Голубковой Александры Леонидовны

Научный руководитель:

преподаватель психологии

Добина Наталья Иосифовна

Рыбинск

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические подходы к изучению самооценки первоклассников

1.1 Определения понятия «самооценка»

1.2 Динамика развития самооценки в младшем школьном возрасте

1.3. Средства развития самооценки у младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности

Глава II. Содержание опытно-практической работы по развитию самооценки у обучающихся 1 класса средней общеобразовательной школы

2.1 Организация опытно-практической работы

2.2 Реализация серии мероприятий по развитию самооценки у обучающихся 1 класса средней общеобразовательной школы

2.3. Результаты опытно-практической работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности - одна из главных задач образования, успешность решения которой во многом зависит от школьной жизни и начального образования. Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л.И. Божович, А.И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция».

«Я-концепция», по мнению И.П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.

Составной и неотъемлемой частью «Я-концепции» является самооценка, которая является системообразующим ядром индивидуальности личности и во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека.

В младшем школьном возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Особенно это касается первоклассников, ведь за один учебный год они усваивают больше чем за три последующих года. При этом стоит учитывать, что первоклассники только начали познавать новую социальную роль, им еще предстоит завести себе друзей и усвоить школьные правила. Поэтому учителю следует уделять особое внимание развитию адекватной самооценки первоклассников. Однако часто в практике образования больше внимания уделяется усвоению знаний, умений и навыков детьми, необоснованно мало уделяется внимание внутреннему миру ребенка.

Проблема исследования: каким образом возможно развивать самооценку первоклассников в процессе учебной и внеучебной деятельности?

Цель: изучить возможность развития самооценки первоклассников в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Задачи исследования:

Выявить особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте.

Охарактеризовать средства развития самооценки у младших школьников.

Провести опытно-практическую работу по развитию самооценки первоклассников в процессе учебной и внеучебной деятельности и доказать ее результативность.

Объект исследования: процесс развития самооценки у младших школьников.

Предмет исследования: развитие самооценки у обучающихся 1 класса в процессе учебной и внеучебной деятельности

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика определения эмоционального уровня самооценки А.В. Захаровой, наблюдение.

Теоретическая основа исследования: научные труды Липкиной А.И. (о понятии самооценки и динамике ее развития), Божович Л.И. (о влиянии поведения учителя на формирование самооценки), Б.Г. Ананьева (о факторах, влияющих на развитие самооценки), Б.С. Волкова, М. Феннел (о средствах развития самооценки).

Глава I. Теоретические подходы к изучению самооценки у первоклассников

1.1 Определения понятия «самооценка»

Анализируя в литературе понятие «самооценка», мы пришли к выводу, что оно не будет достаточно полным, без понятия «Я - концепция». Понятие «Я - концепции» вошло в словарь российского педагога - практика относительно недавно, в начале 70-х годов 20 века. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога У. Джеймса и основателя психоанализа З. Фрейда заложены основы изучения этого психического феномена. Этой проблеме в достаточной мере посвящены работы известных отечественных психологов И.С. Кона, В.В. Столина, А. Г. Спиркина, И.И. Чесноковой.

«Я - концепция» - это результат, итоговый продукт работы самосознания [7]. «Я - концепция» - система представлений человека о самом себе, которая включает три составляющих.

Первая составляющая - слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем для описания особенностей своего характера, составных качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», «сильный», «терпеливый» и т.д.

Вторая составляющая - самооценка, эмоционально-аффективная оценка того представления, которое мы составляем о себе.

Третья составляющая - поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Самой важной составляющей «Я-концепции» является самооценка. Отечественные психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.

Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями, С.Л. Рубинштейн писал: «Общественная оценка человека основывается у нас… на его общественно полезном труде… на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это новое… отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [14,49].

Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как к человеку» [13,62].

По мнению Л.И. Божович, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами ряда психологических исследований [12].

Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л.И. Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» [3,371]. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себ...

Другие файлы:

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Формирование самооценки младших школьников посредством учебной деятельности. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста. Методики исслед...

Организация внеучебной деятельности
Основы организации обучения школьников начальных классов народной культуре во внеучебной деятельности. Программа фольклорного объединения "Соловушка"....

Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности
Обоснование процесса формирования познавательного интереса младших школьников в педагогической науке. Анализ и оценка результатов формирования познава...

Развитие теоретического мышления младших школьников
Анализ, психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей, современные подходы к развитию теоретического мышления у младших школьников в...

Самосознание и самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста
Особенности развития самооценки у детей. Влияние самооценки на учебную деятельность младшего школьника. Методики исследования самооценки личности у мл...