Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Развитие и саморазвитие личности студента

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятия "развивающаяся личность". Сущность личностноразвивающего образования и его основные характеристики. Развивающаяся личность как объект научных исследований. Формирование умений саморазвития личности студента в процессе педагогической практики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Тема

Развитие и саморазвитие личности студента

ВВЕДЕНИЕ

Начатый в раде последних десятилетий пересмотр системы ценностей и приоритетов образовательной политики, касается, прежде всего, изменения системы подготовки педагогов в вузах и колледжах, которая явно не соответствует принятым идеям и тенденциям личностно развивающего образования. Педагогическое образование во многом сохраняет приверженность ранее господствующим идеям и принципам традиционного, авторитарного подхода, которые не способны превратить нынешних студентов в субъектов образовательной деятельности.

Образование, является одной из наиболее инертных систем социума, требует длительного времени для изменения не только его содержания, форм и видов, но и для внедрения новых идей, технологий, совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогов.

Перестройка образовательной системы значительно отстает от темпов уже принятых сегодня нормативов и эталонов. Отставание имеет место не только на этапе профессиональной подготовки, но и переподготовки педагогических кадров, которые до сих пор, в основном, продолжают использовать традиционные методы обучения и воспитания, оставаясь в стороне от инновационных процессов, охвативших все уровни образовательной системы.

Усложняются требования к уровню сформированности профессиональной личности и профессионального сознания педагогов, к усвоению ими сложной системы антропологических научных знаний, психолого-педагогических понятий и категорий. Оптимистично звучат новые педагогические идеи, новации и реформы, разработанные в философии образования, теоретической педагогике и педагогической психологии (А. Г. Асмолов, Б. М. Бим-Бад, Б. С. Братусь, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, Э. Д. Днепров, В. П. Зинченко, Н. Д. Никандров, А. В. Петровский и др.).

Одним из значимых направлений развития будущих педагогов является повышение их личностного уровня, задающего ориентиры их профессиональности и определяющие стратегии, и стили жизнедеятельности на этапах послевузовского обучения. В связи с этим, в педагогическом вузе должен быть продолжен начавшийся еще в школьные годы процесс личностного и профессионального самоопределения, требующий осознания и осмысления той системы деятельностей и отношений, в которую включены будущие педагоги.

Это требует также отказа от примитивных постулатов о том, что погружение студента в образовательную деятельность вуза достаточно для того, чтобы через известные интервалы времени из его стен вышел специалист, отвечающий требованиям образовательной политики и образовательных стандартов, радикально изменившимся критериям заказчиков образовательных услуг. Субъективность личности будущего педагога не может возникнуть спонтанно. Она может стать реальностью при создании специфических условий, требующих ее осознания и развития различными психологическими средствами.

Характерной особенностью современной ситуации, является то, что большинство студентов под давлением социально - экономического прессинга занимают позицию самоустранения от решения проблем собственной будущей жизни. Наглядно проявление психологического инфантилизма молодежи, т.е. усиление скепсиса, нигилизма, агрессии, тревожности по поводу тех ценностей, которые традиционно считались эталонными, принятыми и пропагандируемыми. Студенты испытывают потребность в психологической поддержке при решении проблем личностного и профессионального самоопределения, сохранения и развитии психического здоровья, развития социальной активности и личности в целом.

1. Развивающаяся личность как объект научных исследований

Проблема определения понятия личности включает аспект ее рассмотрения "личность в развитии" с учетом возрастных периодов, конструктивных и деструктивных форм развития и уровней, прогрессивного и регрессивного развития и состояния личности.

Развивающаяся личность находится в центре внимания отечественных исследователей. Развитие личности в отечественной психологии понимается как процесс формирования личности как социального индивида в результате его социализации и воспитания. В качестве предпосылки и результата развития личности выступают потребности, в качестве ведущих механизмов традиционно определялись деятельность и особенности той социальной группы, в которую включена данная личность.

Перед обзором смыслового наполнения понятия "развивающаяся личность" остановимся на том, что понимается под развитием личности. Термин "развитие" указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, в мышлении, личности или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.
Развитие является основным способом бытия личности. Именно оно выражает потребность человека достигать своего полного воплощения родовой сущности в индивидуальной форме. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные навыки. Когнитивная область охватывает все умственные способности и психические процессы, включая конкретную организацию мышления. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, то есть то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано.

Рассмотрение вопросов о развитии личности, реальных этапах и тенденциях ее становления, условиях оптимизации, а также о методах педагогического воздействия на личность являлось предметом исследования отечественных психологов на протяжении последнего столетия (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.В. Петровский и В.А. Петровский, Л.В. Занков, Д.Б .Эльконин и др.). Ими были сформулированы концептуальные положения, раскрывающие процессы развития человека как личности.

Длительное время в понимании большинства отечественных исследователей развитие психики и развитие личности находились в неразрывном единстве. На этом был основан личностный принцип, согласно которому исследование психических процессов и состояний должно рассматриваться как исследование процессов и состояний личности. Выражая эту мысль, Б.Ф. Ломов подчеркивал, что превращение психических процессов в психические свойства личности происходит в ходе онтогенеза. (131, 132) Рассмотрение психического развития в единстве с развитием личности являлось основной тенденцией, представленной в работах Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Б.Ф. Ломова, В.В. Давыдова.

Новым этапом развития психологии личности в отечественной психологической науке стали 80-90-ые годы XX столетия. В указанный период проявились новые тенденции развития психологии личности, связанные с обращением к исследованию реальной личности и созданию таких моделей, в которых воплощались бы особенности общества в данный период времени.

Данный период отечественной психологии позволяет охарактеризовать ее как личностно ориентированное знание. Были выделены основные корреляты развития личности: субъект развития, механизм развития, форма организации процесса развития, направленность (прогресс, регресс, совершенствование), динамика (эволюция, революция, кризис, распад), условия, предпосылки и результаты развития.

К концу 80-х гг. 20-го столетия личность стала рассматриваться как системное качество, т.е. специфическое качество, которое характеризует индивида именно как личность. Исследователями был поднят вопрос о развитии личности в процессе онтогенеза. При этом учитывалось, что личность может не только развиться, но и угаснуть в индивиде, если угаснет ее социальная активность.

А.Н. Леонтьев высказал суждение, что личностью не рождаются, а становятся, что личность - это довольно поздний результат как филогенетического, так и онтогенетического развития человека. Развитие личности, согласно А. Н. Леонтьеву, не совпадает с биологической эволюцией человека, с его морфофизиологическими изменениями. Это процесс конкретно-исторический, имеющий социальную природу.

Общее развитие личности в онтогенезе протекает благодаря обучению и воспитанию (в широком смысле слова), то есть как реальное взаимодействия людей, которые в своей коллективно распределенной деятельности воспроизводят и присваивают исторически-сложившиеся способности, способы поведения и мышления и на этой основе развивают их дальше. Согласно данной концепции, рассматривающей личностное развитие как процесс персонификации общественно выраженных способов действия, личность не есть нечто, присущее индивиду, прирожденное ему, а есть нечто внешнее, прививаемое ему. При таком подходе налицо отказ от идеи спонтанности развития личности. При этом теряется субъект процесса становления личности, который превращается в объект изменений по логике предметности. Нерешенным остается также вопрос о движущих силах превращения человека в личность.

Попытка совместить идею развития и идею рекапитуляции (повторения в онтогенезе сознания исторических форм сознания и культуры) предпринята А.В.Толстых, который предложил рассмотреть способ наследования человеком личности, выраженный в понятии исходного тождества родовой и индивидуальной жизни. Данный подход позволил А.В.Толстых ответить на вопрос, с чего начинается личность. Он считает, что л...

Другие файлы:

Социально-значимые качества личности современных студентов
Понятие личности. Формирование социально-значимых качеств личности студента. Трактовка термина "профессионально-значимые качества". Социальный портрет...

Развитие самосознания студентов в процессе обучения в ВУЗе
Проблема самосознания личности в современной науке. Изучение структурных компонентов самосознания в психологии. Влияние профессиональных требований на...

Самосовершенствование студента
В учебном пособии раскрывается проблема самосовершенствования личности современного студента. Представлены формы, методы и приёмы самовоспитания, учен...

Связь типа учебного заведения с мотивацией студента в условиях реформы
Влияние типа профессиональной деятельности на процесс становления самосознания личности. Построение модели психологического сопровождения в условиях м...

Саморазвитие личности педагога
В условиях модернизации образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труд...