Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Развитие видов памяти у младших школьников с ДЦП с помощью программы "Играем, память развиваем"

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Особенности памяти детей младшего школьного возраста с церебральным параличом, средства и принципы ее развития. Диагностика проблемы; разработка, обоснование и апробация программы "Играем, память развиваем". Анализ и проверка результатов исследования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП
  • 1.1 Изучение памяти и видов памяти в психологической литературе
  • 1.2 Особенности памяти детей младшего школьного возраста с ДЦП
  • 1.3 Средства и принципы развития памяти у младших школьников
  • Вывод по главе 1
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП
  • 2.1 Организация исследования
  • 2.2 Обоснование программы «Играем, память развиваем»
  • 2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
  • Вывод по главе 2
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время происходит рост численности детей с неврологической патологией, в частности с детскими церебральными параличами. Детские церебральные параличи характеризуются особенностями нарушений познавательной деятельности, в частности нарушениями памяти, моторной, речевой а также нервно-психической сферы, при этом степень выраженности зависит от локализации и тяжести поражения коры головного мозга.

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире, о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Своеобразие процессов памяти у младших школьников с ДЦП ведет к ухудшению процессов обучения и воспитания в начальной школе.

Но память важна не только для процессов обучения и воспитания, она имеет важное значение в психическом развитии, так как это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

Таким образом, проблема развития видов памяти у младших школьников с ДЦП является актуальной.

Цель исследования: апробировать программу развития видов памяти "Играем, память развиваем"

Объект исследования: виды памяти у младших школьников с ДЦП.

Предмет исследования: развитие видов памяти у младших школьников с ДЦП с помощью программы "Играем, память развиваем".

Гипотеза исследования: программа "Играем, память развиваем" способствует развитию видов памяти у младших школьников с ДЦП.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования.

2. Подобрать диагностический инструментарий.

3. Составить программу развития видов памяти у младших школьников с ДЦП "Играем, память развиваем".

4. Провести экспериментальное исследование развития видов памяти у младших школьников с ДЦП с помощью программы "Играем, память развиваем".

5. Проанализировать полученные результаты исследования и проверить их методами математической статистики.

Методологическую основу исследования составили психологические теории, представленные в трудах Е.Ф. Архиповой, Л.О. Бадалян, Л.В. Кузнецовой, В.И. Лубовского, Р. Хольц и др.

В исследовании использовались следующие методы: теоретические метод анализа литературы по проблеме исследования; психодиагностический метод; методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона).

Методики исследования: 1. «Зрительная память» Л.М. Шипицыной; 2. «Слуховая память» Л.М. Шипицыной; 3. «Запомни фразы» Р.С. Немова; 4. «Диагностика природной памяти» Л.В Черемошкиной; 5. «Опосредованное запоминание» Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева.

База исследования: 30 детей младшего школьного возраста с ДЦП, 20 девочек и 10 мальчиков, воспитанников МБСКОУ школа-интернат №4 г. Челябинск.

Этапы исследования:

1. На подготовительно-поисковом этапе проанализированы диапазон и глубина проработанности темы в психолого-педагогической теории и практике, определялись проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

2. На теоретическом этапе была изучена психологическая литература по проблеме развития видов памяти у младших школьников с ДЦП, сделаны теоретические выводы и обобщения.

3. На эмпирическом этапе осуществлялся сбор эмпирических данных, их анализ.

4. На аналитико-обобщающем этапе были проведены обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, сформулированы общие выводы, оформлена текстовая часть исследования, разработана и составлена программа «Играем, память развиваем», направленная на развитие видов памяти младших школьников с ДЦП.

Практическая значимость работы заключается в том, что обоснованы критерии и определены психодиагностические методики, позволяющие оценить уровень развития видов памяти у младших школьников с ДЦП; составлена и апробирована программа «Играем, память развиваем».

Структура и объемы исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. Общий объем составляет 95 страниц, в том числе 11 таблиц, 5 диаграмм, два приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП

1.1 Изучение памяти и видов памяти в психологической литературе

Согласно М.И. Еникееву, память - это основа психической жизни, основа нашего сознания [12, с.305]. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от органов чувств была бесполезной в случае, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого "Я" и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Согласно определению В.Б. Шапарь, В.Е. Россохи, О.В. Шапарь, память - самая долговечная из человеческих способностей [53, с.401]. В старости человек помнит события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж.

Л.Д. Столяренко утверждает, что память определяет индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность личности [46, с.178]. Вся человеческая жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который называется "настоящим". Тем не менее, настоящее - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее.

Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого память уникальна. Память позволяет человеку осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать.

В XX веке было создано несколько десятков различных теорий памяти - психологических, физиологических, биологических, химических, кибернетических. Однако в настоящее время нет ни одной единой, признаваемой всеми теории памяти.

Согласно В.П. Зинченко, память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [35, с.298]. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

В нашей работе мы будем придерживаться определения памяти, данного В.П. Зинченко.

Начало экспериментальному изучению памяти положили в конце прошлого века работы немецкого психолога Г. Эббингауза, который в опытах на себе наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей, состоявших из бессмысленных слогов. Этот подход был продолжен затем в бихевиористических исследованиях "вербальног...

Другие файлы:

Развитие памяти младших школьников в процессе учебной деятельности
Понятие памяти младших школьников. Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Диагностик...

Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
Коррекционное обучение умственно отсталых детей в раннем возрасте. Развитие произвольной памяти умственно отсталых младших школьников. Система дидакти...

Диагностика и коррекция памяти младших школьников
Определение памяти, сущность и развитие процесса. Мгновенная, кратковременная, долговременная, генетическая, зрительная, слуховая, двигательная, эмоци...

Развитие памяти младших школьников
Задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Понятие памяти в общей психологии. Классификация видов человеческой памяти. Приемы про...

Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка
Критерии и уровни развития памяти у младших школьников. Методы и приемы ее развития. Основные принципы организации игры. Средства обучения, обеспечива...